Адольф Гершман

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Адольф Гершман


Председатель Правления Жмеринского гетто








Дата рождения
1895
Дата смерти
1945










Адольф Самсонович Гершман (англ. Adolf Samsonovich Gershman, ивр. אדולף גרשמן) — адвокат, глава юденрата гетто Жмеринки (Винницкая область), смог сохранить жизнь более 3000 узников[1][2].

Биография[править]

Родился в 1895 году.

Адвокат д-р Адольф Гершман в Черновцах до войны защитил от тюрьмы своего бывшего румынского однокашника по Венскому университету взяточника Ионеску. После оккупации румынами Украины оба оказались в Жмеринке: Ионеску претором (начальником жандармерии), хозяином города, а Гершман в числе изгнанных сюда черновицких евреев.

Гершман, свободно владеющий немецким, румынским и французским, стал председателем Правления Жмеринского гетто.

Претор Ионеску не забыл прошлой услуги Гершмана. Жмеринка входила в Могилёвский округ, где евреям румынский диктатор Антонеску разрешил жить, пока они будут выполнять распоряжения местной оккупационной власти. Во избежание непосильных требований к евреям, что привело бы к уничтожению гетто, Гершман выпросил у претора право предварительного их согласования; взамен он обещал неукоснительное исполнение румынских распоряжений.

Гершман правил железной рукой: одних казнил (вплоть до убийства по его приказу), других миловал, спасал от смерти. Его еврейская полиция отбирала вещи для румын, выгоняла на изнурительные работы сотни человек в день. Уклоняющихся избивали:

На утренней перекличке перед уходом на работу Йолык Мучник вовремя не откликнулся. По команде Гершмана его полицейские тут же дали ему 25 ударов дубинкой и погнали на дрожащих после избиения ногах на работу.
Семнадцатилетняя Ида Спивак тяжело заболела и не могла выйти на работу. Мать её, обязанная предупредить Правление, прохлопотала ночь возле бредящей больной и только на рассвете следующего дня пришла заявить о болезни дочери. Гершман сам избил женщину – куском кабеля, по лицу, по голове – она потом две недели не вставала с постели.
Больного Якова Хохлера за невыход на работу по приказу Гершмана бросили в подвал, где он простоял ночь по колено в воде. Утром посиневшего и дрожащего от холода его раздели для назначенного битья резиновой дубинкой, но отпустили, заставив с температурой выйти на работу.

Гетто Гершмана верно служило румынам. Работали цехи и мастерские, производили на продажу за пределами гетто обувь, гвозди, мыло, спирт. Обычные в оккупации денежные поборы с евреев Гершман заменил сделкой с претором. Продукты и сырьё для гетто закупались вне его по обычным ценам, а не по пятикратно увеличенным, как установила для евреев румынская власть, и по которым те же продукты евреи покупали внутри гетто. Разница была внушительной, три четверти её получала администрация претора, четверть шла на нужды гетто.

Ионеску разрешил Гершману открыть в гетто магазины, буфет и столовую, больницу и аптеку, парикмахерскую, школу. В гетто устраивались концерты, приезжала еврейская труппа из Могилёва. Ионеску даже пару раз своими автоматчиками защитил гетто: от украинских погромщиков и от немецких солдат. Их выдворили как «посторонних».

Когда в соседнем городке Браилове местное население на общем собрании, деля землю и имущество бывшего колхоза, ради уменьшения числа претендентов постановило своих евреев истребить, и 300 евреев бежали из Браилова, их приютил Гершман в своём гетто под видом жмеринских, которые умерли. Обман вскрылся, браиловцев пришлось выдать (их немцы убили).

Гершману приходилось откупаться от оккупантов взятками разного рода (личные золотые ценности узников и т. п.), включая поставку румынским офицерам еврейских девушек.

Любовницей самого Гершмана была медсестра, заведовавшая детским садом.

В итоге Гершман сохранил 3 тысячи или даже 8 тысяч евреев Жмеринского гетто до прихода войск РККА.

После освобождения Жмеринки Гершмана судили в 1944 году как пособника оккупантов и расстреляли.

Примечания[править]