Арамянц Микаэл
Микаэл Овсепович Арамянц (арм. Միքայել Արամյանց; род. 4 мая 1843 года Нагорный Карабах, Российская империя — 19 декабря 1924 года) — предприниматель, меценат.
Биография[править]
Микаэл Овсепович Арамянц родился 4 мая 1843 года в селе Кеатук Сюникская область (Нагорный Карабах) в семье сельского старосты.
В 1858 году направляется в Шуши для обучения.Вскоре он переходит в уездное училище. Учился Микаэл легко, проявлял большой интерес к науке.
Мечтал продолжить образование в тифлисской гимназии, но жизненные обстоятельства продиктовали другое решение - учиться коммерции. Он поступает учеником, а затем помощником к Мугдуси Тарумяну, который успешно вел торговлю за границей. Так Микаэл оказался в Тавризе. Здесь он встретился и подружился с Александром Манташевым. Они были ровесниками, оба пробовали свои силы в коммерции.
Микаэл через два года вернулся в Шуши и поступил управляющим к Ованесу Хубларяну, мануфактурная фирма которого имела представительства в городе Дербенте и на ярмарке в Нижнем Новгороде.
Выгодно вкладывая заработанные деньги в торговлю, Арамянц за 4 года собрал три тысячи рублей. А через несколько лет Арамянц подарил приходской школе Шуши, в ознаменование ее 70-летия, свой дом стоимостью в 45000 рублей, и взял на себя еще и расходы по переустройству дома и строительству дороги.
В 1871 году Арамянц приехал в Тифлис. Микаэл торговал пряжей, шерстью и натуральным шелком. Кроме того, он выступал посредником в торговле сахаром с городами: Марсель, Тавриз, Тегеран. Через пять лет его капитал составлял уже один миллион рублей.
Разразившаяся в 1877 году русско-турецкая война больно ударила и по Арамянцу. Он практически потерял все деньги. 7000 рублей и небольшой дом на Набережной - вот и все, что осталось у Микаэла, однако, это его не сломило.
Через 4 года его капитал составлял 40000 рублей. В 1884 году Арамянц поехал в Баку и вместе с карабахцами А.Цатуряном, Г.Арафеляном и О.Туманяном организовал товарищество "Цатурян и др." по добыче нефти.
Транспортировка нефти на перерабатывающий завод по трубопроводу, принадлежащему Каспийскому товариществу, обходилась очень дорого. Необходимо было найти дополнительные средства для строительства собственного нефтепровода. Арамянц обратился к Манташеву с предложением внести 40000 рублей и стать пайщиком. Начальный капитал товарищества составлял 200000 рублей, но он увеличивался с каждым годом. Через несколько лет Александр Манташев, на выгодных для пайщиков условиях, скупает их доли. В новом товариществе с капиталом в один миллион рублей две части принадлежали Манташеву, а одна часть — Арамянцу. В 1898 году у Арамянца было уже девять миллионов рублей. Заработав многомиллионное состояние, Микаэл Овсепович мог позволить себе заняться благотворительностью.
Благотворительность[править]
- Почётный попечитель тифлисской 2-й мужской гимназии (1899)
- Мысль о пожертвовании М.О. Арамянца на больницу, возникла случайно при одной беседе в 1902 году с членом управы М. Аргутинским-Долгоруким.
14 апреля 1903 года Арамянц обратился к бывшему городскому голове, князю Н.В.Аргутинскому с письмом: "...Имею честь заявить Вашему сиятельству, что я жертвую на постройку городской больницы сто тысяч рублей. При этом я позволю себе выразить желание, чтобы на жертвуемую мною сумму было устроено на городской земле помещение приблизительно на сто кроватей для хирургических, для больных внутренними болезнями или же для душевнобольных и чтобы помещению этому было присвоено мое имя". С этого момента Управа и Дума энергично принялись за работу, чтобы не только построить здание больницы имени Арамянца, но и исполнить желание жертвователя с таким расчетом, чтобы в будущем была возможность создать целый больничный городок.
Проект и строительство здания были выполнены архитектором Зурабянцем. В нем разместили терапевтическое отделение на 75 коек. По заключению специалистов, "больница представляет собой и по постройке, и по оборудованию последнее слово науки". Микаэл Овсепович лично привез из Европы рентгеновский аппарат — диковинку в Российской империи. Это была одна из первых больниц в мире, где бесплатно не только обследовали и лечили, но и оперировали. Зарплату медицинскому персоналу щедрый благотворитель платил из своего кармана.
Так Михаил Овсепович заложил фундамент больницы, которую по сегодняшний день народ называет "больницей Арамянца", хотя официально она называется 1-й городской больницей.
- В 1903 году у церквей конфисковали земли, и они оказались в бедственном положении. Постоянно опекая Нерсисяновскую семинарию, Арамянц жертвует ей 2000 рублей. Во время приезда католикоса Мкртыча I в Тифлис Арамянца избрали казначеем для сбора пожертвований. Было собрано 28000 рублей, из которых 7000 Микаэл Овсепович внес лично. Собранные деньги Арамянц в 1904 году передает в Эчмиадзин и Константинополь. Докупив 10000 десятин земли с селом Ахпат и монастырем, Микаэл Овсепович передает ему в дар 500 десятин леса и пахотной земли, а также крепость Каян с окружающими ее 30-ю десятинами. Он заботится о крестьянах не только села Ахпат, но и греческого села, которое вместе со знаменитым Ахталинским храмом соседствовало с его дачей.
- Микаэл Овсепович принял самое деятельное участие и организации и работе Армянского этнографического общества. Он вкладывал крупные суммы для ведения археологических раскопок и сбора этнографических материалов. В работе общества приняли участие выдающиеся личности, сам академик Марр был его членом и лично участвовал в раскопках древней столицы Армении Ани, разрушенной в XIV веке. Открытия имели колоссальное значение для изучения не только армянской истории и культуры, но и всего человечества.
- Серьезным вкладом Арамянца в национальную сокровищницу стал Государственный музей истории Армении. Он был открыт на основе экспонатов, собранных «Армянским этнографическим обществом», созданным Микаэлом Овсеповичем. В его состав по приглашению Арамянца вошли выдающиеся ученые — историки и этнографы. Армянский миллионер финансировал все раскопки известного археолога Николая Марра, в частности, на территории древней армянской столицы Ани, оплачивал научные исследования и за короткое время спас от забвения и уничтожения многие исторические и художественные ценности.
- В Борчалинском уезде, владея 7000 десятин земли, Арамянц высаживает прекрасные фруктовые сады. Часто бывая в этом поместье, он обратил внимание на армянских беженцев, которые в ужасной нищете жили в сырых землянках. Микаэл Овсепович принимает решение помочь им и делает это основательно, масштабно. На берегу реки Алгети он начинает строить для беженцев светлые, просторные дома с удобствами, школу, церковь, широкие улицы, оросительные каналы. Раздает землю, семена, сельхозорудия. К 1912 году было заселено 80 домов. Все это позволило беженцам наладить нормальную жизнь. По их просьбе село назвали Арамашен. Управляющим села Микаэл Овсепович назначил своего племянника Давида. Не обошел вниманием Арамянц и турецкие села.
- Бакинской подкомиссии в пользу голодающих он посылает 4000 рублей, турецким селам - пшеницу, тифлисскому училищу слепых передает 1500 рублей, армянской общине города Поти - 37500 рублей на строительство церкви и организацию металлообрабатывающего и лесопильного производств, в Баку закладывает основы человеколюбивого общества, создает фонд, в который лично вносит 10000 рублей. Городской голова Г.Г.Евангулов обратился к состоятельным тифлисцам с просьбой принять участие в сборе средств на реставрацию Мцхетского собора Свети Цховели. Первыми прислали деньги Манташев и Арамянц. Передал Арамянц деньги и на ремонт церкви города Гори (Грузия).
- Арамянц на свои средства построил в Тифлисе типографию, в которой на высоком техническом уровне издавались книги и журналы. Он так же, как и Александр Манташев, заботился о национальных кадрах, оплачивая обучение молодежи в российских и зарубежных высших учебных заведениях.
Смерть[править]
Смертельная обида сломила физически еще крепкого Арамянца. Окруженный своими родными, он скончался в 1922 году. - Весь город собрался на похороны Арам-аги, так с огромным уважением называли Микаэла Овсеповича в народе. Белый катафалк, запряженный четырьмя лошадьми с всадниками, направился к церкви Джиграшен, которая располагалась в начале Армянского базара (ныне - улица Леселидзе) и была снесена в 1948 году.
Здесь при огромном скоплении народа прошла заупокойная панихида. Похороны состоялись на армянском кладбище Ходживанк. Спустя годы, когда на месте кладбища проложили парк, могила Почетного гражданина Тифлиса, столько сделавшего для любимого Города, Микаэла Овсеповича Арамянца, перестала существовать.
Семья[править]
Дочь тифлисского коммерсанта Ехисапет Шолкоянц вышла замуж за Микаэла Арамянца в возрасте 18 лет и подарила ему пятерых детей. Но отношения в семье так и не заладились. Статус супруги миллионера развратил госпожу Ехисапет. Скандалы в доме Арамянцев не утихали с самого начала совместной жизни. Ехисапет до поздней ночи развлекалась в клубах и увеселительных заведениях, вместе с друзьями устраивала пьяные дебоши. Муж попытался бороться с ее выходками, урезав сумму, выдаваемую ей на расходы. Она стала воровать деньги из его шкафа. Заметив это, он молча повесил на шкаф замок. Неугомонная Ехисапет стала сдавать в ломбард украшения и золото. Еще в Тифлисе всем была известна ее связь с альфонсом Геворгом Шаламяном. Позже в Баку она завела роман с охранником губернатора. Ее похождения обсуждал весь город. Доходили разговоры и до Микаэла Овсеповича, но он долго не верил им и был убежден, что сплетни эти специально распространяются его врагами.
Брат Микаэла Кондор, разъяренный бесстыдством и безнаказанностью невестки, покинул их дом и даже попытался ее убить. Он выстрелил в Ехисапет, но промахнулся. После этого случая его отправили в психиатрическую клинику.
Для Ехисапет Баку всегда был тесен, и она делала все, чтобы уговорить мужа оставить нефтяной бизнес и вернуться в Тифлис.
Супружеская жизнь закончилась, когда Арамянцу в руки попали любовные письма жены. Жить в городе, где он был так опозорен, стало для него невозможно. Ничего не оставалось, как продать свою долю и навсегда уехать из Баку. Бракоразводный процесс длился целых восемь лет. Сохранилась стенограмма судебных заседаний — море взаимных обвинений и претензий.
После развода с Ехисапет Микаел Арамянц сблизился с знаменитой в Тифлисе красавицей Евгенией Шхиянц и сделал все для ее счастья. Он построил для своей возлюбленной большой трехэтажный дом на Ольгинской улице. Позже по инициативе городского головы Тифлиса Александра Хатисяна — будущего министра иностранных дел и премьер-министра Армении — выходящий на Измайловскую улицу переулок был переименован в честь нее в Евгениевскую.
Арамянц заказал в Париже и установил во дворе ее дома бронзовую скульптуру «Олени», со временем ставшую одним из символов Тифлиса.
Арамянц повсюду представлял Евгению как свою жену, по всей видимости, личная жизнь миллионера наконец наладилась. Но однажды госпожа Шхиянц сбежала с одним из своих поклонников. Спустя годы, когда, казалось, он уже пережил эту утрату, она вернулась изнуренная и неизлечимо больная. Евгения скончалась на руках Микаэла.
Из начальных букв имен своих детей и невестки Микаэл Овсепович составил название построенной им роскошной гостиницы «Арфасто» — Арам, Флора, Анна, Согомон, Тамара (жена Ованеса) и Ованес.
На склоне лет из пятерых детей с ним оставалась лишь его любимица — младшая дочь Флора.
Впервые Микаэл Овсепович почувствовал свою родительскую уязвимость в 1907 году — вымогатели похитили его сына Согомона, когда тот возвращался из училища. За его спасение отец заплатил нереальную по тем временам сумму. Но вскоре Микаэл Овсепович оказался в ситуации, когда деньги были совершенно бессильны. В 1908 году тяжело заболел Ованес. Отец сделал все возможное для его лечения, пригласил лучших европейских врачей. Но и они оказались бессильны. Ованес умер. Позже, в 1918 году, во время Армяно-турецкой войны погиб муж Флоры — полковник Ованес Корганов, оставив ее с двумя детьми. А в 1921 году по настоянию отца навсегда покинули родной дом и переехали во Францию Арам и Согомон.
Дочь Анна вышла замуж за известного тогда архитектора Александра Ротиняна и жила в Петербурге. Шумный дом тифлисского миллионера опустел.
Память[править]
В Тифлисе уважение к Арамянцу было безмерным. Старожилы рассказывают, что, когда Микаэл Овсепович был болен, на улице перед его домом подстилали траву, чтобы экипажи проезжали бесшумно и не беспокоили его. Помнят в городе и о том, как уже после установления советской власти полуголодный миллионер подолгу сидел под стенами гостиницы, строительство которой обошлось ему в пять миллионов рублей, и бормотал: «Какие были времена!» Сегодня в Тбилиси вы не найдете ни одной таблички с именем «почетного гражданина Тифлиса», даже на тех зданиях, которые построил он. Бронзовый олень Арамянца стал одним из символов города, который не сохранил даже его надгробной плиты.