Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Вера Августовна Лотар-Шевченко

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вера Августовна Лотар-Шевченко

Vera Lothar.jpg



Дата рождения
10 марта 1901 года
Место рождения
Турин, Италия
Дата смерти
10 декабря 1982 года
Место смерти
Новосибирск, СССР



Род деятельности
музыкант
Инструменты
Фортепиано







Сайт
lotar-shevchenko.ru


Дебюсси «La plus que lent» из фильма «Руфь»
Рахманинов, Прелюдия соль минор из фильма «Руфь»

Вера Августовна Лотар-Шевченко (фр. Vera Lothar) (10.03.1901, Турин, Италия — 10.12.1982, Новосибирск, СССР) — французская и советская выдающаяся пианистка.

Биография[править]

Родилась 10 марта 1901 года в Турине от француза и испанки — преподавателей Парижского университета Сорбонна. Полное имя — Вера-Аделаида-Кармен. Кроме парижской квартиры, семья владела виллой на Лазурном берегу.

Мать, из аристократической семьи, филолог, была пианисткой. Отец, математик, часто брал дочь в научные экспедиции и она ещё ребёнком побывала в Азии, Африке, Австралии. У Веры рано обнаружилось музыкальное дарование.

С четырех лет Вера училась в Париже у великого французского пианиста Альфреда Корто. Благодаря Корто у неё навсегда осталась привязанность к произведениям Шопена и Дебюсси.

C 12 лет начала выступать с оркестром под руководством Артуро Тосканини. В пятнадцать закончила Парижскую консерваторию и поступила в Венскую академию музыки. Ключевыми авторами репертуара Лотар-Шевченко были Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен, Клод Дебюсси.

Отец ее имел тягу ко всему русскому. Поэтому своим детям дал русские имена — Вера и Дмитрий. Именно он ввел дочь в круг своих друзей, где она познакомилась с будущим мужем.

В 30-х годах вышла замуж за эмигранта из России Владимира Яковлевича Шевченко, инженера-акустика, работавшего также над созданием смычковых инструментов. (По другим источникам: он сотрудник торгового представительства СССР во Франции;или сын эмигрантов первой волны, мечтавший вернуться в Россию) К этому времени она была уже известной пианисткой и давала сольные концерты во многих странах мира. Играла, например, в Букингемском дворце перед королевским семейством. В семье было трое детей: двое сыновей от первого брака мужа и один их общий ребёнок.

В 1937 году муж добился разрешения вместе с детьми переехать в Советский Союз. При поддержке известной пианистки Марии Юдиной она получила возможность выступать с концертами в Ленинграде и Москве.

Жизнь в СССР[править]

Мужа вскоре арестовали по доносу «за шпионаж». Вера отправилась в НКВД и в беседе с большим начальником очень эмоционально высказала свое мнение по этому поводу и тут же была арестована. Её отправили в Тавдинский лагерь.

Муж умер в заключении. Двое детей погибли, в том числе и родной, под бомбежкой в блокадном Ленинграде. Сама она отбыла 13 лет заключения в ГУЛАГе. В заключении зеки вырезали ей на нарах фортепианную клавиатуру и она все лагерные годы «играла» на ней (т.е. на обычной деревяшке с изображением клавиатуры!) по памяти сложнейшие произведения.

В январе 1950 после окончания лагерного срока Вера Августовна поселилась в Нижнем Тагиле, где ей предписано было жить. Первое, что она сделала после освобождения, прямо с вокзала в лагерном рваном ватнике пришла в музыкальную школу и на ломаном русском упросила «разрешение подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»… Ей разрешили. И здесь впервые испытала страх. Долго не могла дотронуться до клавишей, ведь ее пальцы были искорежены и изуродованы. Все же решилась и стала играть. Играла непрерывно несколько часов подряд и всё это время у дверей, стояли педагоги, ученики, их родители, слушали и рыдали навзрыд.

Почти 10 лет перебивалась случайными подработками: уборщицей, помощником преподавателя в музыкальной школе, концертмейстером в драматическом театре в Нижнем Тагиле, солисткой Свердловской и Алтайской филармоний. После смерти Сталина, она добилась реабилитации и разрешения жить в областных центрах. Она переехала в Свердловск в надежде устроиться солисткой филармонии. Ей не хватало концертной деятельности.

В Свердловске произошло событие, во многом скрасившее её старость — неожиданно нашёлся пасынок, старший сын её любимого мужа. Взрослым, он очень сильно стал походил на своего отца, но теперь Денис носил фамилию Ярового, на которую по родственным связям имел право.

Известность[править]

19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый её судьбе (он написал эту статью после того, как случайно услышал один из её барнаульских концертов). Этот очерк сделал Веру знаменитой на весь Советский Союз.

Вскоре ее пригласили в Новосибирский Академгородок. Решением Президиума Сибирского отделения Академии наук ей была предоставлена квартира и работа в Доме культуры. В Академгородке до сих пор жива легенда, как соседи, студенты и физматшкольники сидели (каждый день!) на лестнице перед ее квартирой и слушали, как она играет. Дверь квартиры Лотар-Шевченко была всегда полуоткрыта, она знала что её слушают.

В последние 16 лет своей жизни к Вере пришло всесоюзное признание. Она успешно гастролировала в крупнейших городах СССР.

Как истинная француженка любила сухое красное вино и сыр камамбер. Она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения» и еще говорила: «В жизни никогда нельзя возвращаться назад».

Умерла Вера Августовна 10 декабря 1982 года. Её похоронили на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. На могильном камне высечены её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.»

Память[править]

  • С 2006 года ежегодно проходит Международный конкурс памяти Веры Лотар-Шевченко.
  • Судьба Лотар-Шевченко легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989).

Литература[править]

  • Э.Ю. Фискинд. «За роялем Лотар-Шевченко». «Тагильский краевед», альманах, Нижний Тагил, 1992 год
  • Н.Дузенко. «Странная француженка». Газета «Тагильский рабочий». 02.04.1991
  • А.Дерябина. «Русская любовь к французской пианистке», «Новая Сибирь», N 048, 02.12.2005
  • Т.К. Гуськова. «Её слушал Ромен Роллан». Газета «Тагильский рабочий». 10.03.2007
  • З.Г. Мышкина. «Люблю гармонию: Свердловская филармония – XX век. Воспоминания очевидца». Екатеринбург, Издательство газеты «Штерн», 2000
  • Юрий Данилин. «Умри или будь».

Ссылки[править]