Владимир Петрович Зухарь

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Владимир Петрович Зухарь

Журналист Александр Рошаль, 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и психолог Владимир Зухарь в 1978 году
Дата рождения
1 мая 1924 года
Место рождения
станция Угольское Северной железной дороги, РСФСР, СССР
Дата смерти
2005




Научная сфера
Гипнопедия, психология
Учёная степень
доктор медицинских наук




Награды и премии
Медаль «За боевые заслуги»


Владимир Петрович Зухарь (иногда Зухар или Сухар[1], 1 мая 1924—2005) — советский доктор медицинских наук, военный и клинический психолог[2], парапсихолог[3] и гипнотизёр[4]. Один из крупнейших советских специалистов по гипнозу[5][6]. Работал в Центре космической медицины[7]. В 1973 году назначен заведующим лаборатории экспериментальной патопсихологии московского НИИ психиатрии Минздрава РСФСР (сменил С. Я. Рубинштейн); в 1980 году лаборатория была расформирована, а Зухарь уволен[8].

Полковник медицинской службы[9].

Психологические приёмы и поведение доктора психологии и психиатра Владимира Зухаря на историческом матче за мировую шахматную корону Карпов — Корчной на Филиппинах (1978) породили общественную дискуссию об этике и границах дозволенного для психологов в спорте высших достижений, влиянии спортивного психолога на результат крупного международного состязания непосредственно по ходу его проведения.

Происшествие на шахматном матче за мировую корону Карпов — Корчной на Филиппинах (1978)[править]

Центральный эпизод публичной карьеры Зухаря — помощь чемпиону мира Анатолию Карпову на историческом матче за звание чемпиона мира по шахматам в 1978 году на Филиппинах с претендентом, гроссмейстером-диссидентом Виктором Корчным. По официальной советской версии, Зухарь работал над психологической устойчивостью Карпова, помогал ему бороться с бессонницей без приёма снотворного. Профессиональные навыки Зухаря состояли, в частности, в способности силой внушения приводить знаменитого пациента в сонливое состояние[2]. Как указывал Корчной в мемуарной книге «Антишахматы» (где Зухарю и его роли в команде Карпова посвящено в общей сложности около 7 страниц текста), в списке советской делегации, переданном на матче его организатору, вице-президенту ФИДЕ Флоренсио Кампоманесу, Зухарь упоминался как личный психиатр и психолог Карпова. Сам Корчной в книге охарактеризовал Зухаря как «известного в СССР специалиста в поддержании парапсихологической связи с космонавтами на орбите». Далее в книге Корчной, намекая, что в 1975 году Карпов получил звание чемпиона мира благодаря несостоявшемуся матчу с Р. Фишером, задаётся вопросом «Считает ли Карпов этичной свою попытку, используя услуги таинственного Зухаря, снова без борьбы стать чемпионом эдакого советского мира в шахматах?»[10].

По воспоминаниям доктора медицинских наук, старшего научного сотрудника Авиакосмического института Министерства обороны СССР (Института авиационной медицины) и шахматного психолога Виктора Малкина (1923—2003), Зухарь «неожиданно для самого себя и для всех нас, его товарищей, стал всемирно известным человеком. О нём много писали в зарубежной прессе, говорили о „загадочном“ докторе Зухаре и у нас <в СССР>. Весьма примечательно, что именно шахматам, в которые Зухарь играть не умел, он всецело обязан своей, может быть, сомнительной славой»[11][2]. Сидевший в первых рядах зрительного зала Зухарь пытливо, настойчиво, «гипнотизирующе» смотрел на Корчного, что было зафиксировано корреспондентами на многих фотографиях. В западной прессе писали о «знаменитом экстрасенсе», «телепате-гипнотизёре» профессоре Зухаре, который оказывает вредное воздействие на Корчного, буравит его взглядом, мешает ему играть. С профессиональной точки зрения такое поведение доктора медицины его коллега и друг профессор Малкин назвал «откровенно неприличным»[2][4][3].

На протест Корчного в апелляционное жюри матча в Багио по поводу личности и поведения Зухаря в зрительном зале, требование пересадить или удалить Зухаря из зала, в книге приводится официальный ответ руководителя советской делегации Виктора Батуринского:

«Доктор медицинских наук, профессор Владимир Зухарь прибыл как член советской делегации, но он не официальное лицо, предусмотренное правилами матча, — писал В. Батуринский. — Профессор Зухарь — специалист в проблемах психологии и неврологии с многолетней практикой и безупречной профессиональной репутацией. На протяжении последних нескольких лет он консультировал чемпиона мира Карпова в сфере своей специальности… Присутствуя на матче в Багио, Зухарь внимательно изучает общее психологическое состояние чемпиона мира, то же во время игры, и одновременно, что не запрещается правилами, поведение его противника… Зухарь не нарушает никаких правил. Секундант Корчного Кин указывает, что само присутствие Зухаря в зале, его прикованный к Корчному взгляд беспокоит последнего. Кин также намекает на гипнотические способности Зухаря. Эти обвинения абсолютно недоказательны как с научной, так и фактической точки зрения… Такие жалобы на влияние сверхъестественных факторов в шахматной борьбе можно объяснить или нездоровой склонностью к преувеличениям, или желанием нарочно обострить атмосферу вокруг матча. В связи с этим мы вынуждены напомнить, что многие матчи с участием Корчного сопровождались скандальными ситуациями… Базируясь на вышеизложенном, мы считаем обвинения и подозрения в адрес Зухаря, также и требование определить его место в зале, в отличие от других зрителей, не говоря об его изгнании из зала — как беспочвенные и непристойные!»[12]

Согласно поздним свидетельствам Карпова, Зухарь ему ничем не помог, более того продемонстрировал полную несостоятельность в борьбе с бессонницей, которая охватила чемпиона мира в Багио на фоне спортивного стресса[13].

В очерке журнала Коммерсантъ-Власть, опубликованном в 2006 году, утверждалось, что для Корчного парапсихолог Зухарь стал на матче в Багио «следующим врагом после Карпова». Приводится свидетельство Корчного: «Зухарь сидел возле самой сцены; все пять часов[11], не шевелясь. Было очевидно, что он ежедневно работает с Карповым, проводит гипнотические сеансы перед игрой. Я начал прятаться от Зухаря… Борьба с Зухарем продолжалась на протяжении всего матча. Мои люди старались отвлечь его внимание во время игры. В ответ советские усилили его охрану. Агенты КГБ не подпускали никого близко к Зухарю. Случайно во время 17-й партии недалеко от Зухаря расположился гражданин Гонконга с женой. Их затолкали гэбисты». Члены советской делегации возражали, что протесты Корчного по поводу поведения Зухаря, как и все остальные претензии претендента, не более чем уловка в стиле Фишера, «призванная выбить советского шахматиста из равновесия». Утверждалось, что задолго до эмиграции и матча в Багио, ещё на шахматных соревнованиях в СССР, Корчной много лет был знаком с Зухарем и достоверно знал, что тот не является гипнотизёром. По словам члена советской делегации Игоря Зайцева, хорошо знакомого с психологом, «искусство Зухаря — в воздействии на человека словом, но отнюдь не взглядом». Для противодействия Зухарю Корчной вызвал из Израиля парапсихолога Бергинера, а также использовал приглашённых в его команду по ходу матча йогов Викторию Шеппард и Стивена Двайера из секты «Ананда Марга». По воспоминаниям Корчного, когда сектанты в балахонах появились в зале, «закрыв лицо платком, вышел из зала Зухарь, за ним потянулись и другие члены советской группы»[13][14].

По ходу матча в Багио Карпов, который во время партии сам имел привычку пристально смотреть в глаза сопернику, пожаловался на зеркальные очки: их, по его мнению, Корчной надел специально, чтобы мешать ему. Корчной возражал, что надел зеркальные очки, чтобы противодействовать Зухарю. При посредничестве апелляционного жюри соперники пришли к устному джентльменскому компромиссу, не оформленному документально: Корчной будет играть без очков, взамен этого Зухарь должен сидеть в зрительном зале не ближе восьмого ряда[15]. После «дистанцирования» Зухаря Корчной неожиданно стал играть значительно сильнее, при счёте 5:2 он выиграл три партии и сравнял положение. Оставалось неясным, был ли спад в игре Карпова связан с перемещением Зухаря на восьмой ряд, либо чемпион мира сам не выдержал психологического давления и груза ответственности. Однако решающую, 32-ю партию, Корчной проиграл, а вместе с ней и шахматную корону. Поражение объяснил нарушением «джентльменского соглашения» о Зухаре: перед заключительной партией Корчной с раздражением вновь обнаружил в первых рядах пристально вглядывающегося в него доктора психологии. Из-за внезапного появления Зухаря Корчной перед пуском часов впал в ярость, долго препирался с арбитрами, однако ничего не добился, начал играть решающую партию в нервном, взвинченном состоянии и быстро оказался в проигрышном положении. Реагируя на обвинение в нарушении джентльменского договора о зеркальных очках и Зухаре, руководитель советской делегации Виктор Батуринский с усмешкой ответил: «Считайте нас не джентльменами»[14].

Инцидент с психологом Зухарем, который по некоторым оценкам, повлиял на итог матча за шахматную корону Карпов — Корчной, нашёл отражение в художественном фильме «Чемпион мира», основанном на реальных событиях[16].

Магическая цифра 7[править]

Близко друживший с Зухарем доктор медицинских наук, специалист по космической медицине и шахматный психолог Виктор Малкин в своих воспоминаниях обращает внимание, что Зухарь верил в нумерологию, считал цифру 7 особой, магической, акцентировал, что её человек предпочитает другим. На основе своего обширного профессионального опыта и опросов Зухарь утверждал — вероятность того, что на просьбу о предпочтении из первых десяти цифр натурального ряда человек напишет или назовёт цифру 7, — более чем в два раза выше вероятности предпочтения любой другой цифры. Вследствие многократно подтверждённого его практикой наблюдения Зухарь внушал чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову установку, что семёрка — цифра победная, и шахматист должен с максимальным напряжением и до конца, бескомпромиссно на выигрыш играть партии 7, 17, 27-ю и т. д. Примечательно, отмечал профессор Малкин, что и Виктор Корчной в автобиографической книге «Антишахматы» ссылается на особые затруднения, которые он испытывал в матче с Карповым в Багио именно в этих по нумерации поединках — в 7-й партии Корчной едва спасся от проигрыша, а в 17-й и 27-й потерпел поражения. Данная установка Зухаря на «число предпочтения» действовала у Карпова и в последующих матчах на первенство мира. В первом матче с Гарри Каспаровым (1984) он выиграл 7-ю и 27-ю партии, в третьем (1986) — 17-ю, а в последнем их поединке (1990) — и 7-ю, и 17-ю[2].

Публикации[править]

Некоторые публикации[5]:

  • «Опыт нейрофизиологического исследования гипнотического сна у человека» (1955, Зухарь)
  • «К проблеме гипнопедии» (Вопросы психологии, 1964, Завалова Н. Д., Зухарь В. П., Петров Я. А.)
  • Зухарь В. П., Каплан Е. Я., Максимов Ю. А., Пушкина И. П. «Опыт проведения коллективной гипнопедии» // Вопросы психологии. 1965. № 1. С. 143—148.
  • Зухарь В., Пушкина И. Гипнопедия // «Наука и жизнь». 1964. № 4. C. 60—62.

Источники[править]

  1. Новое время (арх. 13 августа 2022). — 1991.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Еженедельник «Спорт. Человек. Время» (Санкт-Петербург) № 17—19, 1991. Виктор МАЛКИН, доктор медицины. Кто вы, доктор Зухарь?
  3. 3,0 3,1 Хабенский без короны. Проверено 24 января 2022.
  4. 4,0 4,1 Персона дня. Проверено 24 января 2022.
  5. 5,0 5,1 Михаил Ошеров Психология шахматной борьбы. — 2022. — ISBN 504075034X.
  6. Reed Tucker How the world’s most competitive athletes use ‘super powers’ to win (англ.). Проверено 13 августа 2022.
  7. Карпов - Каспаров:Тайные интриги шахматных королей. Великое шахматное противостояние: Анатолий Карпов-Гарри Каспаров.
  8. И.А. Коробейников, А.Б. Холмогорова ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХИАТРИ. Московский научно-исследовательский институт психиатрии – филиал ФБГУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» Минздрава России. Проверено 18 августа 2022.
  9. Зухарь Владимир Петрович. Проверено 20 декабря 2022.
  10. Корчной В. Л. Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца, с. 34-46
  11. 11,0 11,1 Битва экстрасенсов. Sports.ru, 1 июня 2022.Битва экстрасенсов за шахматную корону-1978: Карпову помогал гипнотизёр, а Корчной для защиты привел двух йогов
  12. Корчной В. Л. Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца, с. 51-53
  13. 13,0 13,1 Спорт-Экспресс, 30 декабря 2021. Как поединок Карпов — Корчной превратился в битву магов. Потусторонние силы вокруг шахматного матча
  14. 14,0 14,1 Евгений Денисов Игра в чемпионы. Коммерсантъ-Власть (2006-10-23). Проверено 6 января 2023.
  15. Ambeth R. Ocampo Hypnotism and black magic in Baguio, 1978 (англ). Проверено 24 января 2022.
  16. «Чемпион мира» - фильм, за который стыдно.

Ссылки[править]