Воронок (жаргон)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения
Черный воронок. Новости. GuberniaTV
«Черный ворон», использовавшийся при съемках польского фильма «Катынь»

Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:

  • Автомобиль для перевозки арестованных
  • Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.

Также воронка́ми могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5.

Этимология[править]

Слово ворон означало «чёрный». Отсюда и название птицы и масть лошади. Иногда говорят «цвета воронова крыла».

ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом… Воронить что, наводить воронь, особ. на железе темный цвет разных отливов; ворониться, быть ворониму. Вороненое серебро, с чернью. (В. Даль)[1]

Слово «воронок» произошло от вороной масти лошади. Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.

В слово «воронок» могло так же быть вложено отношение народа к карканью воронов, ворон — считалось, оно приносит беду. Ворон считается птицей зловещей (очевидно потому что он падальщик и вороны слетались на поля битв, места казней и вообще туда где много человеческих трупов). В выражении "черный ворон", которое уже в 20-е годы проникает даже в документы ОГПУ, очевидна ассоциация с популярной народной песней: ""Ты не вейся, черный ворон, над моею головой, ты добычи не добьешься, черный ворон, я не твой".

В годы немецкой оккупации[править]

Сохранились свидетельства, что во время немецкой оккупации «воронка́ми», или «во́ронами» население оккупированных территорий прозвало «душегубки», автомобили, использовавшиеся нацистами для умерщвления людей во время их перевозки.

… До дня прихода красных и ухода немцев к «печи» подходили потоком одна машина с людьми за другой. Все привезённые люди уничтожались — или сжигались, или расстреливались, или закапывались. А когда «печь» не стала успевать сжигать беззащитных советских граждан, немцы сделали следующее. С утра 29 июня 1944 года советских людей, как мне известно, из лагерей, находившихся в городе Минске по улице Широкой, немцы стали возить в «чёрных воронах» в дер. Малый Тростенец к бывшим колхозным сараям колхоза имени Карла Маркса. 29 и 30 июня и 1 июля 1944 года немцы наполнили один сарай доверху удушенными и расстрелянными людьми и 1 июля 1944 года подожгли. Горели тысячи людей. Я сама видела, как немцы укладывали в сарай убитых советских людей. Вначале клали ряд людей, затем на них накладывали слой соломы и затем опять ряд людей и так до самого верху. Рядом с сараем лежали штабеля леса. Это к востоку около реки Синявка. Немцы на этот лес тоже наложили трупы удушенных и расстрелянных и подожгли. Лес не догорел, и полусгоревшие трупы сейчас лежат на нем. Могу ещё дополнить, что я сама слышала взрывы во время сжигания советских людей в «печи». Что это были за взрывы, я не знаю.
Вопрос: Охарактеризуйте автомашину, как вы её назвали, «чёрный ворон»?
Ответ: Как эту машину называют, я не знаю. «Чёрным вороном» её назвало само население. Покрашена она в чёрный цвет, очень громоздкая, кузов со всех сторон крытый, и двери, устроенные сзади, закрываются на замок. В этой машине чем-то удушали людей. Я сама лично видела в 1941 году, когда немцы в «чёрные вороны» сажали живых людей — евреев, поляков — отвозили в местность Благовщина и из машин выгружали в ямы уже мёртвых.
Поэтому я могу утверждать, что в автомашинах «чёрный ворон» немцы уничтожали людей путём удушения…

Протокол допроса свидетеля A.C. Кореты, НАРБ, ф. 845, оп. 1, д. 64, л. 17-22.
Лагерь смерти Тростенец. Документы и материалы / Сост. В. И. Адамушко, Г. Д. Кнатько, Н. Е. Калесник, В. Д. Селеменев, Н. А. Яцкевич; Под ред. Г. Д. Кнатько. — Минск: НАРБ, 2003. — 292 с.

Автомобиль милиции[править]

Автомашина милиции по размерам разделялись на «воронов», «воронков» и «воронят».

«

Через день в Одессе пронеслось молвою:
Машу мы убили за ребят.
Пронеслися быстро чёрны воронята
Легаши нас брали всех подряд.

из песни «Мурка»[2]
»


Процесс начался 26 августа (1957 года). Нас привезли в «воронке». Здание суда располагается на Фонтанке 16. «Воронок» же въезжает в ворота по Пестеля, д.7 и через проходные дворы (в которых в то время шел ремонт, и все было изрыто канавами, разбросан кирпич) подъезжает к караульной. В «воронке» мы едем вчетвером в общей камере, а Иру, как женщину, везут в маленькой отдельной кабинке (поездив «воронками», я узнал, что она называется «бокс», но тогда еще назвал дилетантски-фраерски: «Маленькая отдельная кабинка»), ей душно, она задыхается. В тот же или на следующий день она пожаловалось начальнику тюрьмы майору Луканкину, что её тошнит, и он распорядился возить её на своей машине «Победа».
Р. И. Пименов, «Воспоминания».

См. также[править]

  • Автозак — автомобиль для перевозки заключённых

Источники[править]

Ссылки[править]