Дипломатия в ходе Крымской войны

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дипломатия в ходе Крымской войны — дипломатические действия, связанные с Крымской войной.

Крымская война[править]

Страны-участницы начали проводить военные операции еще до начала кампании, все также с нарушением Лондонских конвенций. Известно, во-первых, что Порта объявила войну Российской империи 22 сентября 1853 года, в то время как уже в середине сентября объединенный франко-английский флот оказался в водах Черного моря, пройдя через пролив Босфор. Во-вторых, 3 января 1854 г. так называемые «защитники» повторно оказались в закрытом русско-турецком море, все также не объявляя войну России. Но активно себя вести начала преждевременно и Российская империя. Пока Меншиков находился с дипломатической миссией в Стамбуле, в июле 1853 г. по приказу Николая I русская армия была направлена в Молдавию и Валахию — ее присутствие в княжествах, по мнению императора, было гарантом исполнения требований России. Русское правительство повторило ошибку «полицейского вмешательства» конца 1850-х гг.

Начало боевых действий[править]

Подписывая 2 ноября 1853 г. ответный манифест о начале войны, российский император верил в быстрый разгром ослабленной Турции. Но ситуация изменилась, когда в этот конфликт на стороне Порты вмешались европейские державы. 27 февраля 1854 г. Франция и Англия, эскадры которых уже находились в Черном море, выдвинули России ультимативное требование убрать войска с территории Дунайских княжеств. После того, как Петербург разорвал дипломатические отношения с Лондоном и Парижем и продолжил вести боевые действия на Дунае, Англия, Франция и Турция заключили военный союз. 27 и 28 марта соответственно королева Виктория и Наполеон III наконец официально объявили войну России. Со временем антирусская коалиция только расширялась. К ней в апреле 1854 г. неформально присоединились Австрия и Пруссия, заключив оборонительный и наступательный договор и начиная концентрировать войска в опасной близости от русских границ. По особому соглашению с Турцией австрийская армия в середине июля заняла Молдавию и Валахию. Ведение войны на Дунае, а не в Крыму в очередной раз подтверждали намерения Европы — не защитить Турцию, а нанести ущерб России.

Роль дипломатии[править]

С сентября 1854 г. все внимание было приковано к операциям вблизи Севастополя. С началом героической осады города в середине октября стало понятно о затяжном характере Крымской кампании. В это время Франция и Англия и реальной, и дипломатической войной все больше способствовали изоляции России. Внешнеполитическое положение Петербурга ухудшилось и со вступлением в войну Сардинского королевства в январе 1855 г. Антирусской коалиции не удалось включить в себя только Швецию, не впечатленную провальными действиями союзников на Балтике и Дальнем Востоке. И все же неудачная для России кампания в Крыму 1855 г. оказалась последней и сыграла решающую роль — война закончилась, в дело вступали дипломаты.

Урегулирование конфликта[править]

Несмотря на внушительные масштабы Крымской кампании, переговоры о мирном урегулировании конфликта велись еще с 1853 г.

Франция и Великобритания в качестве условий мира требовали запрета для Российской империи держать военный флот на Чёрном море, отказа России от протектората над Молдавией и Валахией и от притязаний на покровительство православным подданным султана, и свободы плавания по Дунаю.

Летом 1854 г. в Вене союзниками были сформулированы известные «четыре пункта», которые должны были лечь в основу мирного договора. Особое внимание уделялось пункту, в котором говорилось о необходимости пересмотра Лондонских конвенций в силу их несостоятельности, как гаранта безопасности. Русские дипломаты предлагали ограничить численность военного флота черноморских держав (этого хотела Европа), но посредством заключения двустороннего соглашения только между Россией и Турцией. Но, как оказалось, в соответствии с теми же конвенциями 1840—1841 гг., Порта была лишена права подписывать такого рода договоры с Петербургом без посредничества европейских стран. Антирусский характер ведения переговоров четко проявился и на примере знаменитого проекта Буоля — представителя венского кабинета. Фактически он предложил в одностороннем порядке открыть проливы для европейских держав, при этом лишив черноморские государства права держать в этих водах военный флот. От этого смелого дипломатического предложения Европа была вынуждена отказаться из-за событий, происходивших на поле боя. Героическая оборона Севастополя в очередной раз прославила русскую армию и показала ее мощь. На протяжении всего времени переговоров союзники не решались на какие-либо меры, которые в условиях еще не завершившейся Крымской войны «находились в слишком большой зависимости от военных событий». К концу 1855 г. обе стороны были истощены — дело шло к заключению мирного договора.

Условия мира[править]

В октябре 1855 г. Франция открыто заявила о желании прекратить боевые действия. Стремления ее главного союзника Англии были направлены в противоположную сторону — в Лондоне хотели окончательно разбить русскую армию -, и все же воевать без поддержки французской армии она была не в состоянии. В декабре того же года Австрия дала знать о том, что в случае продолжения войны намерена отказаться от нейтралитета и выступить на стороне коалиции. Союзники выдвинули ряд требований: во-первых, Россия была обязана отказаться от протектората над Дунайскими княжествами и покровительства православному населению Турции; во-вторых, запрещалось восстанавливать русский военный флот и крепости на берегах Черного моря; наконец, владения России в устьях Дуная должны были перейти под контроль великих держав. Предварительные условия основывались все на тех же «четырех пунктах» и были предъявлены проигравшей стороне в ультимативной форме. России пришлось их принять, и переговоры из Вены перенеслись в Париж.

Парижская конференция[править]

С 25 февраля по 30 марта 1856 г. на Парижской конференции дипломатами обсуждались окончательные условия мира. В ней принимали участие представители России, Англии, Франции, Австрии, Сардинии, Турции и Пруссии. В итоге, Россия была лишена права иметь военный флот и укрепления в Черном море — в договоре это было завуалировано под размытым словом «нейтрализация». Также было покончено с правом Петербурга на «исключительное покровительство над православными на Востоке и протекторат над дунайскими княжествами».

Итоги[править]

Смерть императора Николая I — ярого противника Наполеона III — в марте 1855 г. сыграла свою роль на Парижской конференции. Дело в том, что с приходом к власти Александра II отношение российского правительства к Франции изменилось. Главным оружием русских дипломатов в 1856 г. были международное покаяние и показательное желание «дружить» с Парижем. Тем не менее, после подписания Парижского трактата Россия в Восточном вопросе была отброшена на точку, в которой она находилась до подписания Кючук-Кайнарджийского договора. Теперь это было намного тяжелее, потому что в XVIII в. ее территории, прилегавшие к Черному морю, были незначительными. А на момент начала Крымской войны русские границы занимали значительную часть черноморского побережья. Россия утратила свои позиции не только на Ближнем Востоке, но и в Европе: фактически она была лишена статуса великой державы, а ее вес на международной арене значительно уменьшился. Турцию можно было отнести к категории вассальных государств, учитывая дальнейшую экспансионистскую деятельность Австрии и Англии в Порте сразу после окончания Крымской кампании. Поражение России в этой войне привело к утрате всех позиций, завоеванных ею в Восточном вопросе.

С 13 февраля (25 февраля) по 18 марта (30 марта) в Париже был подписан мирный договор, согласно которому Российская империя возвращала туркам город Карс с крепостью, получая в обмен захваченные у неё Севастополь, Балаклаву и другие занятые союзниками города. Чёрное море объявлялось нейтральным, то есть открытым для коммерческих и закрытым для военных судов в мирное время, с запрещением России и Турции держать там военные флоты и арсеналы. Судоходство по Дунаю объявлялось свободным, для чего русские границы были отодвинуты от реки и часть российской Бессарабии с устьем Дуная отошла к Молдавии. Россия потеряла протекторат над Молдавией и Валахией и отказалась от исключительного покровительства над христианскими подданными Турции. Кроме того, русские обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.

Впрочем, из-за раскола Европы во время Франко-прусской войны и в результате Русско-турецкой войны 18771878 годов Россия вернула себе утраченные территории и право на военный флот на Чёрном море.

Литература[править]

  • Дранов Б. А. Черноморские проливы. М.: Юрид. изд. МЮ СССР, 1948.
  • Костяшов Ю. В. Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XVIII — начале XX вв. Калининград: изд. Калининградского ун-та, 1997.
  • Родригес А. М., Пономарев М. В. Новая история стран Европы и Америки XVI—XIX века. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  • Горяинов С. Босфор и Дарданеллы. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1907.
  • Бестужев И. В. Крымская война 1853—1856 гг. М.: Издательство АН СССР, 1956
  • Мартенс. Ф. Собрание Трактатов и Конвенций, заключенных Россией с иностранными державами: Том XV. СПб.: Типография Министерства Путей Сообщения, 1909