Евреи в системе Советской власти при Ленине

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Борис Юлин про евреев в первом советском правительстве

Евреи в системе Советской власти при Ленине — часто дискутируемый вопрос о евреях руководстве Советской России («евреи в первом советском правительстве») при В.И. Ленине.

Общие сведения[править]

Существует две радикальные точки зрения о евреях во власти в ранней Советской России. Одна, это что власть эта чуть ли не на 85% состояла из евреев — позиция А. Дикого, Путина[1] и многих других. Другая радикальная точка зрения, её например высказывает Борис Витальевич Юлин, состоит в том, что в «первом советском правительстве» (в Совнаркоме) был только 1 еврей — Лев Давидович Троцкий.

На самом деле были и другие евреи-наркомы в 1918—1924 годах — Исаак Захарович Штейнберг, Вениамин Михайлович Свердлов, Исидор Эммануилович Гуковский, Валериан Савельевич Довгалевский, Григорий Яковлевич Сокольников, Арон Львович Шейнман, Яков Станиславович Ганецкий, Мечислав Генрихович Бронский, Артемий Моисеевич Любович, Мирон Константинович Владимиров, Моисей Иосифович Калманович.

ВЦИК возглавляли Лев Борисович Каменев и Яков Михайлович Свердлов.

Очень высокие посты занимали Григорий Евсеевич Зиновьев, Юрий Михайлович Стеклов, Моисей Соломонович Урицкий и многие другие.

Во-вторых, никакого «первого советского правительства» при Ленине не было, правительство считалось буржуазной структурой, а высшая власть находилась у членов ЦК — Политбюро, в котором было при Ленине несколько евреев (Зиновьев, Каменев, Сокольников, Троцкий, Свердлов), причём в начале Советской власти в сущности страной правила тройка Ленин — Свердлов — Троцкий[2]. Большевик И.П. Абрамов, высказываясь в марте 1919 года на военной секции Восьмого съезда РКП(б) о расстановке большевистским Центральным комитетом партийцев в армии, выдал фразу о политике ЦК в целом: «может быть», она проводилась «чуть ли не единолично т. Свердловым и т. Троцким, но только при том условии, что остальные члены ЦК этому доверяли и санкционировали их действия»

Евреев, таким образом, во власти при Ленине было немало, что объясняется их активным участием в революционным движении, а оно в свою очередь объясняется преследованием евреев со стороны царизма и Белого движения. Другие объяснения этому — при помощи евреев был нейтрализован саботаж старого царского чиновничества, евреям в условиях военного коммунизма пришлось идти в большевики, так как торговля была парализована. Могло иметь место и желание использовать в интересах молодой республики разветвлённые международные связи евреев. Были немало евреев, искренних социалистов и коммунистов и т. д. Играли роль и собственно амбиции самих евреев, — некоторые из них активно боролись за высшую власть — Свердлов, Троцкий и Зиновьев, что их и погубило, так как бороться открыто за власть они начали ещё при Ленине.

Немаловажное место сыграло и личное благожелательное отношение Ленина (и его семьи) к евреям. Так, 28 декабря 1932 года Анна Ильинична Елизарова (Ульянова), старшая сестра Ленина, написала письмо «тов Сталину», что для борьбы с антисемитизмом необходимо объявить о еврейском происхождении Владимира Ильича:

Для Вас вероятно не секрет, что исследование о происхождении деда (Ленина) показало, что он происходит из бедной еврейской семьи, был, как говорится в документах о его крещении, сыном житомирского мещанина Мойшки (Мойши) Бланка. Этот факт, имеющий важное значение для научной биографии Владимира Ильича, для исследования его мозга, был признан тогда, при открытии этих документов, неудобным для разглашения. В Институте было постановлено не публиковать и вообще держать этот факт в секрете. Но в последние годы, слыша, что антисемитизм у нас проявляется опять сильнее, даже среди коммунистов, просмотрев обследование, произведенное в 1929 МЦСПС, прихожу к убеждению, что вряд ли правильно скрывать от масс этот факт, который, вследствие уважения, которым пользуется среди них Вл. Ил., может сослужить большую службу в борьбе с антисемитизмом, а повредить, по-моему, ничему не может. И я думаю, что кроме научной работы над этим материалом, на основе его следовало бы составить теперь же популярную статью для газеты. Мне думается, что так же взглянул бы и Владимир Ильич. У нас не может быть никакой причины скрывать этот факт, а он является лишь подтверждением данных об исключительных способностях семитического племени, что разделялось всегда Ильичом и о выгоде для потомства смешения племён. Ильич высоко ставил всегда евреев. О чём жалею, что факт нашего происхождения предполагался мною и раньше, но был неизвестен при его жизни... Уже давно отмечена большая одарённость этой нации... Сам Ильич высоко ценил её революционность, её «цепкость» в борьбе, как он выражался, противополагая её более вялому и расхлябанному русскому характеру. Он указывал не раз, что большая организованность и крепость революционных организаций юга и запада (России) зависит как раз от того, что 50 процентов их составляют представители этой национальности.

В личности Ленина, заканчивает своё письмо Сталину Елизарова (Ульянова), получилось смешение нескольких национальностей. Это национальность немецкая (бабушка по материнской линии — немка), татарская (по линии отца) и еврейская (дед по материнской линии Александр Дмитриевич Бланк — еврей). Сталин запретил разглашение сведений о еврейских корнях Ленина.

Историк Дмитрий Волкогонов, обращает внимание, что в письме сестры Ленина говорится о том, что тот высоко ставил евреев:

Это важное признание сестры Ленина многое объясняет. Может быть, поэтому Ленин не раз рекомендовал, что нужно нерусским, особенно евреям, давать высокоинтеллектуальные задания, „а русским дуракам" поручать элементарную работу[3].

В книге Феликса Чуева «Так говорил Каганович» со ссылкой на рассказ А. Е. Голованова утверждается, что когда Л.М. Каганович принёс Сталину на утверждение список евреев — кандидатов на руководящие должности в наркомате путей сообщения, Сталин откликнулся следующей историей. Он рассказал, что на заре его карьеры к нему пришел нарком — еврей и принёс на утверждение кандидатуру заместителя — тоже еврея, и Сталин подписал, на что Владимир Ильич ему якобы сказал:

Товарищ Сталин! Запомните себе раз и навсегда и зарубите на носу, батенька: если у вас начальник — еврей, то зам непременно должен быть русским! И наоборот!

В свою очередь, Сталин возразил Кагановичу словами: «Против Ленина — не пойдем!» и оттолкнул принесенный список.[4]

В книге Ф. Чуева содержится и такая история. Как-то Ильич поручил Сталину проверить одно запутанное дело — по части инспекции. Сталин потом вспоминал: "Я, как нарком, пришёл и говорю: я назначаю такую-то комиссию. Перечисляю ему — того-то, того-то… Он мне говорит: «Ни одного еврейчика? Нет, ничего не выйдет!»[5]

См. также[править]

Источники[править]