Еврейская культура в Советском Союзе

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Музыку и оригинальный текст на идиш написал американский автор Моше Надир в конце 1910-х гг. Иосиф Пустельник выполнил в 1940 г. для Государственного джаз-оркестра РСФСР п/у Леонида Утёсова оркестровку этой песни, а Е.Полонская сделала перевод на русский, где оригинальный «Ребе Элимелех» был заменен на «Дядю Элю».
Обложка книги Эстер Фрумкиной «Долой раввинов». М.: Красная новь. 1923

Еврейская культура в Советском Союзе - духовная жизнь евреев в СССР[1].

История[править]

Ранняя эпоха[править]

Теоретики советской власти, в том числе Ленин и Сталин, отрицали еврейскую национальность, еврейскую культура и предрекали ассимиляцию евреев. Однако, до конца Советской власти так и не удалось полностью подавить еврейскую культуру и ассимилировать евреев.

Расцвет еврейской культуры в СССР пришёлся на 20-е - 30-е годы, когда с одной стороны евреи и по своей численности и по своему влиянию были одной из крупнейших этнических групп страны, и их национальные чувства не могли так уж легко подавляться властями, а с другой стороны, СССР в то время не желал обвинений в антисемитизме, что могло навредить его отношению с Западом, в первую очередь с США и Великобританией, а с другой - это не нашло бы понимания в дружественных компартиях на том же Западе.

Поэтому, в 20-х - 30-х годах существовали еврейские учебные заведения, в том числе высшие, местами идиш был официальным языком (в частности, в Белорусской ССР), выходила еврейская литература (книги, газеты, журналы), фильмы про евреев, были еврейские театры (наиболее знаменитым был ГОСЕТ), наконец, существовали и еврейские национальные районы, была создана Еврейская автономная область.

Появилось немало произведений на национальные темы и сюжеты, в том числе симфоническая поэма «Песнь о древней родине», сюита «Пляски галилейских рабочих», опера «Юность Авраама», сюита «Еврейский оркестр на балу у городничего» М. Гнесина; «Песнь Песней» А. Крейна; «Еврейская рапсодия» Г. Крейна; опера «Иосиф Флавий», симфоническая поэма «Юдифь» М. Мильнера; «Каддиш», «Песни и пляски гетто» А. Веприка. Музыку к спектаклям еврейских театров писали И. Энгель, А. Крейн, Л. Пульвер, С. Штейнберг и т. д. Обработки еврейских народных песен делали Михаил Крошнер, Давид Прицкер и др. Профессиональные еврейские вокальные ансамбли были крупнейших городах РСФСР и УССР соответственно: в Ленинграде (худрук М. Мильнер) и в Харькове (худрук И. Шейнин).

В Киеве существовала Государственная еврейская капелла, в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске — ­професси­ональные еврейские музыкальные ансамбли.

Во время НЭПа борьба с религией вообще ослабла. Появились кашерные магазины и столовые‚ работали артели по изготовлению кашерных колбас и других продуктов‚ в газетах печатали объявления о продаже мацы. Еврейская община Москвы открыла столовые и кафе, в которых нуждающиеся евреи получали бесплатные или дешевые завтраки, обеды и ужины. Появились частные еврейские издательства‚ которые выпускали книги религиозного содержания и еврейские календари; в Ленинграде‚ Бердичеве‚ Житомире и Полтаве печатали по старым матрицам молитвенники‚ псалмы‚ «Агаду» к празднику Песах. В первые годы советской власти вышло в свет талмудическое сочинение петроградского раввина Т. Каценеленбогена; раввины И. Абрамский и Ш. Зевин издали на Украине два выпуска еврейского религиозного журнала‚ в Полтаве напечатали сочинение раввина И. Красильщикова «Твуна» («Разум») – комментарий к книге Маймонида.

Международная организация Джойнт оказывала весомую помощь советским евреям, в том числе в создании еврейских колхозов, предприятий, артелей и т. д.

Евреи-большевики, члены Евсекций и Евкома, пытались создать особую новую еврейскую пролетарскую (еврейско-советскую) культуру, они боролись с раввинами, еврейскими религиозными школами, синагогами, иудаизмом в целом, боролись с сионизмом и ивритом. Так, в 1925 году Бродскую синагогу в Одессе превратили в клуб имени Розы Люксембург:

"Прежде всего надо было убрать Десять заповедей‚ которые никак не подходили для коммунистического клуба‚ хотя бы и еврейского. Русские рабочие не осмеливались ударить по белоснежным каменным скрижалям с золотыми буквами‚ опасаясь‚ как бы еврейский Бог не покарал их за осквернение Его святыни. На помощь пришла смелая женщина из евсекции‚ которая‚ схватив молот‚ нанесла первый удар по мрамору‚ сделала огромную трещину и цинично заявила: "Вот видите‚ ничего не случилось! Гром не грянул! Можете продолжать..."

Активисты Евсекеции пытались переделывать иудейский культ:

В Полтаве повесили в синагоге портрет Ленина; в Минске и Киеве пытались создать "красные общины" во главе с "красными раввинами"

1920-е - 1930-е годы[править]

Сталин, длительное время связанный коллективизацией и борьбой с оппозицией, не мог или не хотел до определённого момента подавлять эту еврейскую культуру. Но в 1937 году начались массовые аресты «еврейских националистов» — евреев, активных участников еврейской жизни в СССР. Началась борьба уже и с идишем, были закрыты еврейские национальные районы, закрывались еврейские школы (после постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года о пересмотре учебных программ и всего характера работы советской школы, советская еврейская школа окончательно потеряла национальный характер, став не более чем советской школой, к 1941 году школы на идиш или школы, где наряду с преподаванием на идиш обучение велось на русском или украинском языках, сохранились лишь в Еврейской автономной области, еврейских национальных районах юга Украины и в Крыму; а 1940 году были закрыты школы с преподаванием на еврейско-таджикском языке в Узбекистане и на еврейско-татском языке в Дагестане и Азербайджане), К 1941 году школы на идиш или школы, где наряду с преподаванием на идиш обучение велось на русском или украинском языках, сохранились лишь в Еврейской автономной области, еврейских национальных районах юга Украины и в Крыму. В 1940 году были закрыты школы с преподаванием на еврейско-таджикском языке в Узбекистане и на еврейско-татском языке в Дагестане и Азербайджане. и т. д.

Тем не менее, ещё разрешалось писать на идише, и было не мало идишских советских писателей.

Некоторые евреи-писатели писали на еврейские темы на русском (Исаак Бабель, Илья Эренбург, позднее Анатолий Рыбаков и др.).

Во время и после войны[править]

Во время войны в связи с деятельностью ЕАК еврейская культурная жизнь немного ожила, но после войны начались новые, ещё более тяжёлые репрессии, был разгромлен ЕАК, новая волна репрессий захлестнула ЕАО, шла борьба с космополитизмом, при которой пострадали многие евреи учёные, литераторы и т. д.

После Сталина[править]

После смерти Сталина и до Перестройки еврейская культура негласно запрещалась и цензурировалась за исключением некоторых писателей (при Н.С. Хрущеве, — в первую очередь печатался Шолом-Алейхем, выпускались и некоторые книги на идише, а в августе 1955 года в Москве даже состоялся концерт еврейской песни; в том же 1955 году Сиди Таль создал черновицкий художественный ансамбль «Слова и песни». Исполнителями песен на идиш были Нехама Лифшиц, Ханна Гузик, Э. Горовец. При Литовской государственной филармонии была создана еврейская концертная группа. «Советиш геймланд» писала, что в 1961 году еврейские литературные вечера и концерты еврейской песни посетило около 300 тысяч зрителей). Ряд симфонических произведений на еврейские темы создал московский композитор Рафаил Хозак: «Библейскую сюиту», сюиту «Герои Шолом-Алейхема», сюиту для скрипки и фортепиано «Страницы далекой юности», концерт для скрипки и фортепиано «Музыка, восставшая из пепла» и др. Композитор Григорий Фрид создал монооперу «Дневник Анны Франк» (1969).

По мере отхода от политики оттепели, вновь начались атаки на еврейскую культуры, закрывались синагоги. Советские лидеры во время встреч с иностранными делегациями цинично заявляли, что евреи якобы сами не заинтересованы в развитии еврейской культуры и в открытии еврейских школ.

Относительно евреев разрешалось лишь критиковать государство Израиль, сионизм и, в умеренном виде, иудаизм. Фактически слово еврей было под запретом, игнорировалась еврейская история (хотя, после смерти Сталина изучалась Хазария, но трактовалась исключительно негативно).

После Шестидневной войны началась массированная атака на «еврейских националистов» и сионистов. С 1969 года, в 1970-е годы по начало 80-х было репрессировано множество сионистов[2].

Еврейская мысль существовала лишь нелегально - в виде самиздата, тайных кружков иврита, в считанных городах действовали самодеятельные театры и ансамбли и т. п. Евреи стали особой частью советского диссидентского движения, но как правило они не стремились изменить или разрушить советскую систему, а лишь хотели уехать из СССР в Израиль и США («отказники»), примыкая к наиболее либеральной прозападной части диссидентов.

Перестройка[править]

В Перестройку произошло массовое возрождение еврейской жизни, возникло множество общественных и культурных еврейских организаций. Однако, к этому времени советское еврейство было уже глубоко ассимилировано, почти не знало еврейскую культуру и историю, слабо интересовалось иудаизмом. Вместо того, чтобы принять эту реальность «новое русскоязычное постсоветское светское еврейство», началась попытка имитации «подлинной еврейской культуры» и внутренние нападки в Израиле.

В феврале 1989 года при Камерном еврейском музыкальном театре был открыт Центр имени Ш. Михоэлса. С мая 1989 года в Москве стал выходить «Вестник советской еврейской культуры». В декабре 1989 года в Москве состоялась международная научная конференция «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога».

В 1989-1991 годах стали открываться еврейские школы.

В 1990–1991 годах в СССР издавалось 90 еврейских газет и журналов.

К концу 1991 году в СССР функционировали сотни еврейских организаций.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 8. Кол.: 158–216.
  2. https://eleven.co.il/jews-of-russia/history-in-ussr/15420/