Иван Алексеевич Ермолов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иван Алексеевич Ермолов (5 (17) ноября 1831 — 29 марта (11 апреля) 1914) — артист балета Московской императорской труппы.

Семья[править]

Иван Алексеевич Ермолов происхождение свое вел из самого низкого сословия. Его отец Алексей Семенович Ермолов был крепостным скрипачом в помещичьем оркестре князей Волконских[1]. Получив вольную и став вольноотпущенным, Алексей Семенович, продолжая артистические традиции, работал в 1820-х годах в Московской императорской труппе помощником гардеробмейстера (то есть говоря современным языком — служил в костюмерном цехе[2][3][4][5]), а всех своих детей — четырех сыновей и двух дочерей — отдал обучаться сценическим искусствам — в театральное училище при Московской императорской труппе, где дети жили и учились за казенный кошт. А выучившись, вернулись в родительский кров. Длительное время вся актерская семья Ермоловых ютилась в тесном подвале на окраине Москвы[1].

Один из сыновей Алексея Семеновича Ермолова, Николай Алексеевич Ермолов (? — 1886)[1] (брат Ивана Алексеевича), стал драматическим артистом, но эта карьера у него не слишком задалась, он решил попробовать себя в литературном жанре и стал сочинять пьесы, и некоторые из них были поставлены в театрах Московской императорской труппы, но зрителей не покорили, и Николай Алексеевич переквалифицировался в суфлеры и поднялся в карьере до должности главного суфлера[1]. Его дочь Мария (племянница Ивана Алексеевича) в 1862 году тоже была определена в Московское театральное училище при Московской императорской труппе, и хотя она первоначально поступила в балетный класс, балетом мало интересовалась, зато проявила недюжинный дар в драматическом искусстве и навсегда вошла в историю русского театра как великая драматическая актриса Мария Николаевна Ермолова (1853—1928).

Сам же Иван Алексеевич Ермолов обучался в балетном классе Московского театрального училища[6].

Биография[править]

По окончании учебы в 1850 году был принят в Московскую императорскую труппу и проработал на сцене московского Большого театра до 1882 года[6][7], исполняя ведущие партии классического романтического балета — в то время именно на балетные сцены вошел романтический стиль, требовавший от исполнителей высокой технической подготовки, которой уделялось куда больше внимания, чем артистизму. Тем не менее критика отмечает, что Иван Ермолов талантливо сочетал в себе и техничность исполнения, и немалое актерское дарование — и выступал как в академическом танце, так и в характером[6]. В развитии хара́ктерного танца Московская императорская труппа добилась успеха куда большего, чем Петербургская, и именно это направление — характерный танец и мимические партии — стало определяющем в развитии всего московского балета.

Среди исполненных балетных партий[править]

Известно, что на сцене московского Большого театра Иван Ермолов исполнял множество ролей, но до нашего времени сохранилось весьма немного:

В этом небольшом послужном списке, представленном балетной энциклопедией[6], значатся главные партии романтического репертуара, хотя по утверждению самой же энциклопедии, артист с не меньшим успехом проявил себя и в других жанрах — характерного танца и мимического амплуа.

Рецензенты особо подчеркивали его «акробатические па»[7], а в служебной иерархии уверенно ставили на второе место после выдающегося артиста Московской императорской труппы С. П. Соколова[7], с которым они в основном и делили главные партии в Московской труппе 1850-1870-х гг.

Педагогическая деятельность[править]

Когда его артистическая карьера уже подходила к концу, в 1880 году, за пару лет до того, как покинуть танцевальную сцену, он занялся преподаванием в Московском театральном училище, где проработал до 1898 года[6]; его имя как педагога навсегда вошло в историю нынешней Московской государственной академии хореографии[9]. Среди известных учеников: В. Д. Тихомиров[10], В. А. Рябцев.

А уже оставив сцену как артист в 1882 году, Иван Алексеевич Ермолов до 1898 года вёл класс усовершенствования солистов балетной труппы театра. В 1898 году Иван Алексеевич Ермолов ушел в отставку.

Помимо преподавательской работы в Московской императорской труппе, он работал частным образом и преподавал бальные танцы в богатых семьях; одной из таких семей была московская купеческая семья Алексеевых, где его учеником оказался сын Сергея Владимировича Алексеева Костя Алексеев, в дальнейшем придумавший себе красивый сценический псевдоним и вошедший в историю мирового театра как Константин Сергеевич Станиславский.

Станиславский в своих дневниках вспоминал, как И. А. Ермолов за свой счет ежегодно устраивал в помещении Благородного собрания (по-советски — Дом Союзов, по-постсоветски — опять помещение Благородного собрания; на улице Большая Дмитровка в Москве) балы, в которых принимали участие и его ученики[11].

Источники[править]