Исмаил аль-Окбари

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Исмаил аль-Окбари — основатель еврейской секты в 1-й половине IX века[1].

Биография[править]

Происходил из города Окбары, находящейся в 10 парасангах от Багдада, откуда Исмаил получил свое прозвище, перешедшее также к его приверженцам — окбаритам.

Жил при халифе Аль-Мутасим-Биллахи (834842) и был современником Вениамина Нагавенди, однако сам, вероятно, не был караимом. В своих сочинениях Исмаил аль-Окбари унижает Анана. Киркисани, напротив, говорит, что своими речами Исмаил аль-Окбари похож на безумца и что все рассудительные люди, слушая его, издевались над ним. Вместе с тем И., по словам Киркисани, был чрезвычайно самонадеян и горд; рассказывают, что, почувствовав приближение смерти, он приказал приверженцам начертать на его могиле: «Колесница Израиля и конница его»[2].

Сколько у Исмаила аль-Окбари было приверженцев и каково было их влияние, в точности не известно, но при Киркисани, то есть в первой половине X века, секта Исмаила аль-Окбари уже не существовала.

Из сохранившихся мнений Исмаила аль-Окбари особенно интересно его отрицание масоретского правила, что некоторые библейские слова следует читать иначе, чем они написаны (צרי וכתינ‎); Исмаил аль-Окбари утверждал, что их следует всегда читать так, как они написаны. С другой же стороны,Исмаил аль-Окбари учил, что в Пятикнижии есть места, которые первоначально читались иначе, а впоследствии были искажены. Таких примеров сохранилось от его имени четыре. Так, Исмаил аль-Окбари утверждал, что в Быт., 4, 8 после «И сказал Каин Авелю, брату своему» стояли еще слова: «Встань, пойдем в поле», צום נצא השדה‎; Бытие, 46, 15 сначала читалось: «всех душ сыновей и дочерей его тридцать две» (שלשים ושנים‎), что впоследствии было искажено в «тридцать три» (שלשים ושלש‎); в Исх., 16, 35, вместо «сыны Израилевы ели (אכלו‎) манну сорок лет» должно быть «будут есть» (יאכלו‎), так как в то время, когда эти слова были написаны (первый год странствования по пустыне), еще не прошло сорока лет; в Hex., 20, 18, вместо «весь народ видел (ראים‎) голоса», должно читать «слышал» (שומעים‎), так как, конечно, голос можно слышать, но не видеть. По поводу двух примеров Киркисани (также Гадасси в «Eschkol ha-Kofer», алфав. 97, буква פ׳‎) замечает, что принятые Исмаилом аль-Окбари чтения встречаются также у самаритян, и высказывает предположение, что Исмаил аль-Окбари их заимствовал у последних. Однако, насколько известно, в эпоху Исмаила аль-Окбари самаритян в Вавилонии не было, и кроме того, чтения самаритянского Пятикнижия немного разнятся от чтения Исмаила аль-Окбари (Быт., 4, 8 в самаритянском Пятикнижии читается נלכה השדה‎, а не נצא‎; Исх., 20, 18, самаритянский текст имеет וכל העם שמע‎, а не שומעים‎, остальные же два примера совершенно отсутствуют в самарянск. Пятикнижии). Тем не менее возможно, что Исмаил аль-Окбари был знаком с Пятикнижием самаритян. Эта связь, которая замечается между Исмаилом аль-Окбари и самаритянами, послужила для Гадасси поводом считать ошибочными также все остальные его воззрения, заимствованные у самарян (Гадасси, l. c., буквы ד׳‎ до ח׳‎).

Подобно всем основателям сект в период гаонов, Исмаил аль-Окбари был противником распространенной тогда календарной системы и утверждал, что начало месяца совпадает с моментом конъюнкции (מולד‎) и что именно с этого времени обязательны молитва о новолунии и предписанное для этого случая жертвоприношение, хотя бы это время пришлось за час до захода солнца. И. относился менее строго к законам о субботе, чем раббаниты и караимы, разрешая есть в субботу приготовленное в этот день иноверцами. Владелец бани или корабля, функционирующих беспрерывно по будням и по субботам, обязан делить с бедными заработок дня седьмого и сорок девятого (точнее, пятидесятого), подобно тому, как разрешается пользоваться плодами земли, растущими в будни и в субботу, но зато земля должна отдыхать каждый седьмой и пятидесятый год. Подобно Анану, Вениамину Нагавенди и Даниилу Кумиси, Исмаил аль-Окбари также запретил в изгнании употребление мяса, основывая свой запрет на Второзак., 12, 27, из которого он выводит, что можно есть мясо лишь тогда, когда кровь жертв проливается на жертвенник, ныне же, когда жертвоприношения уже прекратились вообще, запрещено употребление мяса.

Из арабских учёных только Макризи упоминает об Исмаиле аль-Окбари, говоря, что приверженцы его выделяются среди всех израильтян в отношении соблюдения Шаббата и толкования Пятикнижия, но не приводит никаких подробностей. По словам последователей Окбари, основатель секты Абу-Имран аль-Тифлиси, во многом следовавший ему, был учеником Исмаила аль-Окбари.

Источники[править]

  1. Исмаил аль-Окбари // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. II Цар., 2, 12