Китай в арабо-иранском примирении

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Китай в арабо-иранском примирении — потепление отношений Ирана с арабскими странами при посредничестве КНР.

Ход событий[править]

Президент США Дональд Трамп сумел создать альянс ряда монархий Персидского залива и Израиля, были подписаны Соглашения Авраама, которые позволили сильнее изолировать Иран.

Однако, после смещения Трампа, отношения США с Саудовской Аравией резко ухудшилось, а политика Джо Байдена не отличается последовательностью, продуманностью и жесткостью. Поспешный вывод войск из Афганистана и прочие противоречивые действия Байдена подорвали авторитет Америки.

Объективно, влияние КНР более велико на Ближний Восток, чем влияние США, хотя бы потому, что Китай является крупнейшим торговым партнёром и покупателем нефти для арабских стран. Иран же, в условиях западных санкций, является ещё в более существенной мере зависимой от Китая страной. В китайском проекте «Шелковый путь» участвуют 18 стран Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе Саудовская Аравия и Иран.

Фактически между Саудовской Аравией и Ираном шла гибридная война. Так, в сирийской войне Иран был главным союзником Башара Асада, а Саудовская Аравия стала спонсором вооруженной оппозиции. В Йемене же саудиты борются с повстанцами-хуситами, а Иран поставляет им вооружение.

В 2016 году Саудовская Аравия и Иран прекратили авиасообщение и двусторонние коммерческие связи.

Но уже в сентябре 2022 года Иран приветствовал посла Эмиратов после шестилетнего отсутствия.

А 10 марта 2023 года Иран и Саудовская Аравия в Пекине подписали соглашение о возобновлении дипломатических отношений, прерванных 7 годами ранее. Переговоры были непростыми, но в итоге стороны пришли к согласию и договорились в течение двух месяцев открыть посольства и представительства. В качестве посредника выступил лично председатель КНР Си Цзиньпин[1][2].

Соответственно, автоматически потеплели отношения арабских стран к режиму Асада, который сильно зависит от Ирана[3][4].

Китайская дипломатия все последние годы активизировала антиизраильскую и пропалестинскую повестку, желая как бы указать арабам и иранцам, что их общий враг — Израиль, против него и нужно консолидироваться[5][6].

Правда, наряду с этим, Китай вкладывает огромные средства и в Израиль[7][8], а китайские СМИ сообщают про доступность израильских девушек и призывают китайцев строить с ними отношения[9]. Таким образом, КНР продвигает свои интересы по всем направлениям, и Китай входит в тройку крупнейших торговых партнёров Израиля.

МИД Израиля и прокитайский премьер Беньямин Нетаньяху отказались комментировать ирано-саудовское примирение[10]. В действительности, потепление Ирана и арабских стран создаёт массу проблем для Израиля. Раньше Израиль лавировал, то опираясь на Иран, то на арабов. Провалилась сама концепция, которую продвигал Нетаньяху и другие израильские лидеры, о создании арабо-израильского блока против Ирана[11].

Впрочем, триумф внешней политики КНР может оказаться временным, так как противоречия между иранцами и арабами слишком глубокие, и вряд ли восстановление дипотношений решит все проблемы.

См. также[править]

Источники[править]