Лямецы

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Авраам Лямец с сыновьями. Фото из журнала «Трибуна» № 8, 1936 год

Лямец — семья первостроителей ЕАО.

Общие сведения[править]

О кузнеце Аврааме Шмульевиче Лямеце и его семье писали не меньше, чем о стахановце Шатайло, подробности его жизни тоже стали известны из прессы тех лет и его собственного рассказа. Правда, по понятным причинам, об истории с «обратничеством» знатный стахановец предпочел не вспоминать.

Н. Цирнель в газете «Биробиджанская звезда» за 7 мая 1936 год описывает свою встречу со стахановской семьей Лямецев. О том, как принимал его в своем доме старый кузнец, убеленный сединами. Вместе с ним сыновья и их жены, дочери и их мужья, внуки — большая, дружная и работящая семья. Они рассказали о том, что работает глава семейства в кузне уже 42 года. Трех сыновей-кузнецов воспитал. Кому в Биробиджане не нужны кузнецы? Всем нужны! Машинно-тракторным станциям нужны, совхозам-колхозам — до зарезу. Жены сыновей тоже не чураются никакой работы. Поэтому хозяйственники всеми силами заманивают их к себе.

Старший Мойша работает 18 лет, второй сын Гершл — 16 лет, третий, Лейба, — 15 лет. И только младший Рувим не стал кузнецом, но он тоже 10 лет работает в родственном деле, он колесник. Старый Авраам на покой пока не собирается, а сыновья тем более, много дел еще впереди.

Кузнец вспоминал о своей тяжелой юности, о том, как в старые времена еще подростком-молотобойцем выносил хозяйские побои и оскорбления. Поэтому, повзрослев, ценой тяжелого труда и огромных лишений построил собственную кузницу, в ней вырастил сыновей. После установления на Украине советской власти он стал работать в промысловой кооперации, в кузнечной артели. В 1932 году сын, служивший тогда в ОКДВА, написал, что на берегах Амура строится еврейский район и здесь нужны кузнецы. И решили на семейном совете в Лисянске, что надо ехать. «Сначала работали в Амуро-бирском совхозе, работали ударно. А теперь работаем в кузнечной артели «Колесо революции». Все мои сыновья работают со мной. Но я и теперь не перестаю обучать новых людей моему ремеслу. В прошлом году приехал ко мне зять — Давид Мармор. Ему уже около пятидесяти лет, он все годы работал приказчиком. Но я решил его «обломать». Поставил его на болторезку. И что же вы думаете? Стахановцем стал. Иначе нельзя. Иначе не знайся с Лямецами. Мы все стахановцы — и я, и все мои сыновья. В стахановском месяце к годовщине нашей области Лейба давал ежедневно 285 % своей нормы. И где бы мои сыны ни работали, они стахановцы и знатные люди. Шурин мой, муж моей дочери, Шлойма Гершензон работает в стройконторе, на транспорте. Он дал в стахановском месяце 250 %».

К 1 Мая Авраам Шмульевич за стахановскую работу получил в награду мебель: стол, стулья, шкаф, диван, кровать, этажерку. На краевом съезде промкооперации получил премию — отличный костюм, на слете стахановцев Биробиджана — патефон. «Больше 100 человек съехались в нашу область по моему вызову: братья, сестры, племянники, кумовья. Они работают в городе, в Амурзетском колхозе, Биракане. И все живут хорошо, все живут счастливо, года два назад было трудно с продуктами, а теперь только деньги, все купить можно. А деньги у стахановцев водятся. Зарабатываем мы хорошо, от 500 до 700 рублей каждый. Лейба корову купил за 5000, двое других в рассрочку их взяли. Свинина от собственных свиней».

В разговор вступает старая Бас-Шева: «Сыновей поженили, дочерей выдали замуж. Мы начинаем свою жизнь заново. В театр ходим, еврейские спектакли смотрим. Аврум мой везде в почете… и все наши дети при нас. И все одиннадцать внучат, а скоро еще два будут»[1].

Вновь о Лямицах писали уже в более позднюю эпоху:

На швейной фабрике, где я когда-то работал, машинки ремонтировал тучный и очень добрый человек – дядя Миша Лямец. В его огромных руках оживал любой печатающий механизм. А в свободное от работы время дядя Миша играл в духовом оркестре – чаще всего на похоронах: ритмично, в нужный момент шлёпал друг о дружку медные тарелки.

Он же ремонтировал арифмометры «Феликс». Эти механические счётные машины выпускались до середины 70-х. Они были нужны бухгалтерии, а значит и всем нам. Чуть позже, переняв профессию от отца, машинками стал заниматься сын дяди Миши Володя. Говорят, именно Владимир Лямец ремонтировал последнюю печатную машинку в Биробиджане – в 1993 году или около того.

Работал Лямец-младший в фирме «Электрон». В девяностые годы её организовал и возглавил Ефим ШМАИН[2].

Источники[править]