Подростковые реакции

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Понятие «подростковые реакции» введено советским психиатром А. Личко. Некоторые из зарубежных авторов выделяют «подростковый комплекс» как ряд психологических особенностей, свойственных подросткам. В случае возникновения серьезных поведенческих и эмоциональных нарушений у подростка принято говорить о «пубертатном кризе».

Как полагает Личко в противовес зарубежным психологам, суть подросткового комплекса в специфичных для пубертатного возраста врожденных эмоциональных влечениях к определенным формам поведения. В научной литературе для врожденных эмоциональных влечений не существует какого-либо общепринятого термина, хотя в быту обычно используется слово «инстинкт» (например, «материнский инстинкт»). Поскольку этология придает термину инстинкт иное значение, отличное от смысла этого слова в общеупотребительном понимании, Личко для обозначения эмоциональных влечений подростков вводит термин «подростковые реакции».[1][2]

В целом, проблемы с подростками присущи в основном индустриальным обществам. В соответствии с эволюционной психологией, проблемы подросткового возраста вызваны невозможностью удовлетворить основополагающие эмоциональные желания подростков в условиях урбанизированной современной цивилизации. Эмоциональная сфера человека формировалась эволюцией в течение миллионов лет, когда наши предки жили маленькими сообществами (племенами, группами), тесно интегрированными в природную среду, и не приспособлена к существованию в городах. Подростковые реакции были весьма адаптивны в обществе охотников-собирателей и не вызывали поведения, которое в настоящий момент составляет серьезную проблему как для общества, так и для самих подростков.[3]

Реакция эмансипации[править]

Суть этой реакции составляет стремление к независимости от старшего поколения, желание освободиться от опеки не только со стороны семьи и учителей, но и взрослого поколения в целом, доказать свою независимость, «взрослость», самоутвердиться как личность, как полноценный член общества.

По мнению Личко реакция эмансипации может иметь глубокие биологические, эволюционный корни. В частности, можно видеть аналогию в поведении многих социальных животных, у которых в определенном возрасте начинается борьба за положение в иерархиях доминирования.

Реакция эмансипации принимает острые формы, если подростка подвергают чрезмерной опеке, постоянному мелочному контролю, лишают возможности самостоятельно принимать решения. Такое поведение старшего поколения принято называть гиперпротекцией.

Реакция эмансипации может проявляться в непереносимости критики со стороны взрослых, в желании делать все наоборот, наперекор. В уходе подростка из дома, в поступлении на работу для приобретения финансовой независимости. В крайних случаях реакция эмансипации проявляется в побегах из дома, в бродяжничестве. Одна из проблем адаптации беспризорных детей именно в обретенной ими свободе от взрослых, с которой они уже не согласны расстаться ни за какие блага.

Реакция группирования со сверстниками[править]

Если дети охотно идут на контакт со старшими, часто даже предпочитая игры со взрослым общению сверстников, то подросткам свойственно инстинктивное желание существовать в группе сверстников.

Как полагает Личко, реакция группирования подростков может иметь биологические эволюционные корни, так как у многих животных молодняк образует подростковые группы на периферии стада или стаи. Более того, отделение обезьяны-подростка от сверстников приводит к депрессии.

Существует два типа подростковых групп. Одни устроены по принципу жесткой иерархии, в которой каждый знает своё место, знает, кто может безнаказанно унизить его, и кого можно унижать самому. Такие группы возглавляются жестким и умным лидером, при котором часто состоит адъютант — физически сильный, но с невысоким интеллектом подросток, на кулаках которого держится власть и авторитет вожака. Группа имеет свою территорию, обороняемую от чужаков, свои ритуалы, испытания, клички, посвящения. Вступить в такую группу возможно только с разрешения вожака, который в первую очередь рассматривает неофита как возможного конкурента в борьбе за власть. Как правило, такие группы состоят только из мальчиков.

Другие группы не имеют четко выраженной иерархии и лидерства, как и четких правил существования. Возглавлять группу могут разные подростки в зависимости от конкретного дела, которым заняты ребята. Примкнуть к такой группе достаточно легко, её состав, как правило, разнополый.

Можно видеть, что если первый вариант группы максимально приближен к иерархиям доминирования у животных, то жизнь группы второго варианта соответствует укладу в племенах охотников-собирателей. Необходимо отметить, что почти все правонарушения совершаются подростками именно вместе, то есть в составе группы. В психологии существует понятие «референтной группы», то есть группы, чьи мнения и установки подросток принимает как свои собственные. Первичная алкоголизация и наркоманизация подростка происходит именно в такой группе, так как подросток следует примеру сверстников.

Психологические акцентуации характера участников группы часто диктуют тип взаимоотношений её участников. Например, группа, возглавляемая эпилептоидным подростком, почти наверняка выстроит животные иерархии, в то время как гипертимный лидер может возглавить группу с более демократическими отношениями и сменяемыми лидерами.

Реакция увлечения — «хобби-реакция»[править]

У взрослых могут быть увлечения. А может и не быть. Подросток без увлечений, без хобби, подобен ребёнку, который никогда не играет. Как полагает Личко, подростковые увлечения составляют особую и важную категорию психических феноменов, присущих пубертатному возрасту. Необходимо понимать, что увлечения подростка имеют ту же биологическую природу, что и другие реакции. Если игра направлена на познание ребёнком мира и социальных отношений, овладение физическими навыками, то хобби подростка — это уже овладение культурой общества в целом (для первобытных народов — песни, пляски, магические ритуалы) и сложными специфическими профессиональными навыками.

Попытка систематизировать подростковые увлечения составляет непростую задачу. Личко выделяет следующие типы хобби:

Интеллектуально-эстетические — музыка, рисование, моделирование, занятия аквариумистикой, разведение певчих птиц, голубей, и т. д. Такие занятия взрослые часто считают бессмысленными и даже странными. Однако подростку безразлично, как к его занятию относятся со стороны, сам он их воспринимает как важные и чрезвычайно интересные.

Телесно-мануальные увлечения — спортивные занятия, желание укрепить свою силу и выносливость: футбол, хоккей, бокс, каратэ, борьба, плавание и др. К этому же типу Личко относит желание овладеть различными навыками — от «водить мотоцикл» до «вышивать крестиком». К спортивным увлечениям часто склонны физические или морально слабые мальчики, которые стремятся компенсировать свою ущербность в физической борьбе за авторитет со сверстниками.

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.

Накопительские увлечения — коллекционирование во всех его видах, от марок и монет до птичьих яиц. Коллекционирование может быть проявлением древних психических механизмов, заставляющих животных накапливать жизненные блага. Коллекционированием обычно занимаются подростки, склонные к тщательности и аккуратности, свойствам, которые более всего развиты у эпилептоидов.

Эгоцентрические увлечения — разнообразные занятия, которые могут привлечь внимание окружающих. Например, различные ансамбли, эстрадные группы, спортивные соревнования, все, что связано с публичными выступлениями. Наиболее склонны к таким хобби истероидные подростки.

Азартные увлечения — игра в карты, различные тотализаторы.

Информативно-коммуникативные увлечения — сплетни, пустая болтовня, получение легкой информации. В настоящий момент — увлечение социальными сетями.

Реакция компенсации и гиперкомпенсации[править]

Реакция компенсации по Личко — желание неудачи в одной области компенсировать успехами в другой. Физически слабый мальчик может для самоутверждения отлично учиться, наоборот, подросток со слабой успеваемостью или интеллектом компенсирует этот недостаток в спортивных увлечениях или опасном и даже преступном поведении.

Реакция гиперкомпенсации состоит в том, что подросток добивается успехов именно в той области, где наиболее слаб. Физически ущербный подросток упорно занимается спортом и добивается значительных успехов. Стеснительный поступает в театральную студию и учится вести себя раскованно на публике.

Реакция имитации[править]

Реакция имитации выражается в стремлении подростка стать похожим на идеал, который может выбираться в среде сверстников, а также из взрослых или из героев книг, фильмов, телепередач, из певцов, актёров, известных спортсменов.

Личко также выделяет реакции, обусловленные сексуальным влечением, хотя это представляется сомнительным, так как сексуальное влечение присуще не только подростковому возрасту.

Все перечисленные реакции имеют глубокие биологические и эволюционные корни, то есть являются врожденными адаптациями, направленными на успешную социализацию подростков, вхождение их во взрослое общество. Именно использование этих природных механизмов психики породило неформальную педагогику, например, скаутинг, где взрослый создает подростковую группу (реакция группирования), становится для подростков лидером и идеалом (реакция имитации), помогает слабым ребятам компенсировать свои недостатки и овладеть новыми интересными умениями (хобби-реакция).[4][5]

Примечания[править]

  1. А. Личко Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Речь, 2007. — 256 с. — ISBN 978-5-9268-1383-5.
  2. Франс де Вааль Истоки морали. — Москва: Альпина-нон-фикшн, 2014. — С. 222. — 376 с. — ISBN 978-0-393-07377-5.
  3. Джек Палмер, Линда Палмер Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-93878-448-2.
  4. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. — Образовательное бюро Солинг, 2008. — 226 с. — ISBN 978-5-9900354-3-0.
  5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Д. И. Фельдштейн. — ИКЦ «Академкнига», 2003. — 332 с. — ISBN 5-94628-043-0.