Приезд станового на следствие
| |
«Приезд станового на следствие» — картина русского художника Василия Григорьевича Перова (1834—1882), написанная в 1857 году. Размер полотна — 40,7 x 44,5 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Описание[править]
Полотно «Приезд станового на следствие» относится к самым ранним жанровым произведениям художника, написанным им во время учёбы в Московском училище живописи и ваяния.
Картина изображает сцену суда над молодым крестьянским парнем, который обвиняется в какой-то провинности. Юношу, одетого в порванную белую рубаху, вводят в избу. Через приоткрытую дверь видна грустно задумавшаяся женщина в крестьянской одежде. Возле неё служащий держит розги, приготовив их для порки. На стуле, повернувшись боком к зрителю, сидит становой, окружённый чиновниками. Он с важным видом, в свободной позе развалился на стуле. Стоящий перед ним обвиняемый пытается что-то объяснить, разведя руки. Руки парня связаны тонкой верёвкой, которая словно символизирует несвободу и смирение перед неизбежным наказанием.
Обвиняемый изображён автором несколько театрально и сентиментально. Но остальные персонажи выписаны убедительно и правдиво. С реалистической точностью написаны художником детали простого деревенского быта[1].
Обвиняемого держит за руку староста. На его лице зритель видит сочувствие, которое староста испытывает к парнишке. За столом, напротив станового, сидит писарь, угодливо глядящий на станового и что-то старательно записывающий. Щека писаря перевязана, словно его мучает зубная боль.
Становой изображён автором таким образом, что зритель понимает: он является истинным средоточием взяточничества. Ему угодливо подносят графинчик с водкой и закуску, возле него стоит корзинка с яйцами[2].
Становой, с бурбонской, грубой физиономией, только что, должно быть, приехал в волостное правление; дорожный погребец раскрыт, из него вынута закуска; графин с водкой вносит волостной старшина, видимо старающийся всеми силами заслужить благосклонность начальства. Письмоводитель с жалким подвязанным лицом копается в бумагах, не забывая, впрочем, скосить глаза на поднос с соблазнительной сороковкой. Перед становым в разорванной рубашке, со связанными руками стоит несчастная жертва его правосудия, которую под руку держит сельский староста со значком на кафтане. У порога волостного суда мужичонка вяжет пучок розог. Таково нехитрое содержание этой картины. Между тем, вдумываясь в него глубже, увидим, что Перов затронул этой картиной одну из самых мрачных сторон нашей общественной жизни, — такими словами описывал картину русский художник и публицист Леонид Дитерихс[3].
Работая над картиной, Василий Перов использовал реальную натуру. Моделями для изображения крестьянского парня и писаря живописцу послужили товарищи художника по Московскому училищу живописи и ваяния — Леонид Соломаткин и Илларион Прянишников[1].
Отзывы и критика[править]
Специалисты не могут дать точного ответа на вопрос о том, что послужило толчком к написанию полотна «Приезд станового на следствие». Некоторые искусствоведы считают, что в основу сюжета легли «Губернские очерки» Михаила Салтыкова-Щедрина, есть эксперты, которые утверждают, что картина написана по впечатлениям, сохранившимся у молодого художника о том, как он наблюдал в детстве ведение следствий становыми.
Так или иначе, новизна и свежесть «Приезда станового», сделавшие эту ещё робкую по живописи картину принципиальным явлением русского искусства, заключались не в каких бы то ни было моментах формы, а в самом замысле, выборе сюжета, режиссуре драматического действия. Ведь с точки зрения композиции Перов использовал достаточно привычную интерьерную схему. … Привычным было и тщательное гладкое письмо… Не было открытия и в умении не просто нейтрально-созерцательно повествовать о быте, создавая атмосферу достоверности, а рассказывать осмысленно, обличать. Лукошко с яйцами, штоф с водкой, пучок розог существуют в холсте как неопровержимые доказательства пьянства, взяточничества, телесных наказаний, процветавших в российской деревне. Эта особенность, обнаруживающая попытку Перова «перенять так сказать „комментаторскую“ сторону», вместе с выразительностью типов и была справедливо (и в целом положительно) отмечена современниками, — написал в своей монографии русский и советский искусствовед Владимир Леняшин[4].
Картина была представлена зрителям в 1858 году на выставке Императорской Академии художеств. Произведение было высоко оценено преподавателями и профессорами Академии. Молодой живописец получил за своё произведение Большую серебряную медаль[1]. Известный художественный критик Владимир Стасов отметил, что полотно «Приезд станового на следствие» характеризует автора как «проповедника нового искусства», назвав Перова продолжателем Павла Федотова.
Перов явился в 1858 году прямым наследником и продолжателем Федотова, когда выставил свою картину «Приезд станового на следствие». …Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том самом месте, где он её уронил, и продолжал начатое им дело… Перов… одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным, он равнодушно проходил даже мимо тех живописцев последнего перед ним периода, которые, начиная с Венецианова и кончая разными безвестными, мало прославившимися личностями 50-х годов, брали для себя задачи как будто жизненные и национальные (русский город, русскую деревню, русского человека, русскую женщину), а в сущности копировали только национальный костюм и обстановку и внутри этого костюма и обстановки оставляли прежнюю академичность. Перов прошел мимо и вместо всего этого начал своими картинами проповедь нового искусства, — писал Стасов в своей статье «Двадцать пять лет русского искусства»[5].
Анализируя творчество Василия Перова, в частности, его ранние произведения, такие как «Приезд станового на следствие», «Сцена на могиле», «Проповедь в селе» и другие, специалисты отмечали умение молодого живописца соединять в своих картинах воедино социальное и эстетическое.
На рубеже пятидесятых—шестидесятых годов в атмосфере общественного подъёма и позднее в условиях политической реакции, наступившей вскоре после отмены крепостного права, когда быть несоциальным для русского художника означало быть безнравственным, именно Перов решил главную и неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм, создать произведения, имеющие, по словам Н. Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни», соединить социальное и эстетическое в художественных образах, — отмечает Владимир Леняшин[4].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Приезд станового на следствие. Моя Третьяковка. Проверено 9 января 2025.
- ↑ «Приезд станового на следствие», Василий Григорьевич Перов — описание картины. Музеи мира. Проверено 9 января 2025.
- ↑ Л.К. Дитерихс Василий Перов. Его жизнь и художественная деятельность. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 10 января 2025.
- ↑ 4,0 4,1 В.А. Леняшин Василий Григорьевич Перов. Товарищество передвижных художественных выставок. Проверено 10 января 2025.
- ↑ Стасов Владимир Васильевич Двадцать пять лет русского искусства. Lib.ru. Проверено 9 января 2025.
Литература[править]
- Дитерихс, Леонид Константинович, Василий Григорьевич Перов, его жизнь и художественная деятельность Биогр. очерк Л. К. Дитерихса : С портр. Перова и 8-ю снимками с его произведений. — Санкт-Петербург : тип. Ю. Н. Эрлих, 1893. — 80 с.
- Стасов, Владимир Васильевич (1824—1906). Избранные сочинения : в 2 томах / В. В. Стасов; cтатьи и примеч. С. Н. Гольдштейн. — Москва ;, Ленинград : Искусство, 1937—1938.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Приезд станового на следствие», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|