Пётр Ионович Якир

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пётр Ионович Якир

9sqynq7xvwnvseuu 1024.jpg



Дата рождения
20 января 1923 года
Место рождения
Киев, УССР, СССР
Дата смерти
14 ноября 1982 года
Место смерти
Москва, СССР



Род деятельности
историк, правозащитник




Отец
Иона Эммануилович Якир
Мать
Сарра Лазаревна Якир


Дети
Ирина Петровна Якир




С дочерью Ириной.

Петр Якир — советский диссидент, историк. Был неоднократно репрессирован и реабилитирован по всем пунктам обвинений.

Биография[править]

Появился на свет в еврейской политически активной семье командарма Ионы Якира и его жены Сарры.

После гибели отца, ставшего жертвой сталинских репрессий, был сослан с матерью в Астрахань. После ареста матери был отправлен в детприемник.

18 сентября 1937 года арестован по обвинению в «организации конной банды». Приговор Особого совещания при НКВД: 5 лет ИТК (ст. 58-10, 11).

До 1942 года сидел в колонии для малолетних преступников.

Затем призван в РККА, как знающий немецкий отправлен во фронтовую разведку, участник ВОВ.

В 1944 году снова арестован и 10 февраля 1945 года приговорен к 8 годам л.с. по обвинению в к/р пропаганде и «разглашение сведений должностным лицом» (в некоторых источниках говорится, вероятно ошибочно, о «разглашении гостайны»). Дело остается засекреченным, но по-видимому он стал секретным осведомителем НКВД в обмен на освобождение его из лагеря (в 1942 году), о чем впоследствии рассказал своим друзьям, и был снова арестован уже за «разглашение». Сидел в Каргопольлаге (1945−1948 г.г.), в Воркутлаге (1948−1953 г.г.) и в Красноярском крае.

В 1953 году вышел на свободу и пару лет трудился в местном леспромхозе.

В 1955 году реабилитирован по основным пунктам обвинения (кроме обвинения 1945 года по ст. 121 УК РСФСР в «разглашении сведений должностным лицом») и поселился в Москве.

В 1962 году закончил МИАИ.

Затем устроился в Институт истории АН СССР, учился там же в аспирантуре, трудился над диссертацией по РККА.

Начиная с 1966 года Якир совместно с другими диссидентами выступил с резкой критикой курса брежневского партийного руководства на постепенное сворачивание десталинизации и отход от демократических норм общественной и политической жизни. Осенью того же года он подписал петицию в Верховный Совет РСФСР, в которой выражался протест против изменений законодательства, ограничивающих свободу слова и собраний.

В 1967 году он стал одним из авторов письма в ЦК КПСС против реабилитации Сталина. В январе 1968 года Пётр Якир, Юлий Ким и Илья Габай подписали обращение «К деятелям науки, культуры, искусства» с протестом против ресталинизации и преследования инакомыслящих.

В 1969—1972 годах на квартире Якира проводились встречи правозащитников.

В феврале 1969 года Якир написал «Письмо в ЦК КПСС и в редакцию журнала „Коммунист“», в котором обвинил Сталина в нарушениях советского уголовного законодательства. 21 декабря 1969 года участвовал в демонстрации протеста на Красной площади, приуроченной к 90-летию со дня рождения Сталина.

Участвовал в подготовке выпусков «Хроники текущих событий». В 1972 году в Лондоне вышла его книга воспоминаний «Детство в тюрьме».

14 января 1972 года у Якира был проведён обыск, в ходе которого были изъяты документы самиздата и правозащитные материалы.

21 июня 1972 года арестован.

В 1973 году приговорён к 3 годам лишения свободы и 3 годам ссылки. После приговора вместе с Виктором Красиным публично раскаялся перед иностранными журналистами, что привело к кризису правозащитного движения. В итоге, срок ему был снижен, и вместо заключения в сентябре 1973 года он отправился в ссылку в Рязань, а в 1974 году ему было разрешено вернуться в Москву.

Затем отошёл от активной диссидентской деятельности, вероятно из-за внутреннего слома: Якир выдал на следствии имена товарищей. По данным «Хроники текущих событий», Якир и Красин дали показания против более 200 человек. Диссиденты Андрей Дубров и Адель Найденович написали самиздатские статьи «Очная ставка с Петром Якиром» и «Последние вести о Петре Якире», в которых описываются очные ставки в декабре 1972 с Якиром, давшим на них показания в «антисоветской деятельности». Впоследствии Якир и Красин объяснили свое предательство тем, что якобы пытались избежать расстрела по ст. 64 УК РСФСР («измена Родине»).

Умер в ноябре 1982 года. По свидетельству его дочери Ирины[1] и зятя Юлия Кима[2] смерть произошла от цирроза печени, вызванного алкоголизмом.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1990-х годах был реабилитирован по делу 1973 года.

В 2018 году был оправдан на закрытом заседании Верховного суда РФ по делу 1945 года (в части обвинений по ст. 121 УК РСФСР «разглашение сведений должностным лицом») «ввиду отсутствия состава преступления». Современные суды РФ отказываются признавать секретных сотрудников и осведомителей органов госбезопасности «должностными лицами» (при этом подобные дела сталинского времени в современной России не считаются «политическими»). Несмотря на реабилитацию, это дело остается под грифом «совершенно секретно», как и материалы об аресте Петра Якира в 1972 году и данные им под давлением КГБ показания на друзей-диссидентов.[3]

Семья[править]

Личная жизнь сложилась в лагере в 1950-х, где познакомился со своей супругой Валентиной Савенковой. В лагере же родилась и дочь — Ирина Петровна Якир.

Труды[править]

Источники[править]