Султанов, Фатали-бек Наджаф Кули-бек оглы

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Султанов

Султанов, Фатали-бек Наджаф Кули-бек оглы








Род деятельности
инженер









Фатали́-бек Наджа́ф Кули́-бек оглы Султа́нов (азерб. Fətəli bəy Sultanov; 1845, Бахтиярлы[az], Каспийская область[К 1] — 1910, Баку) — один из первых азербайджанских инженеров, изобретатель, футуролог, учёный.

Биография[править]

Родился Фатали-бек Султанов в 1845 году в семье прапорщика Наджаф Кули-бека Али-султан оглы. С 1856 года он воспитывался в пансионе Тифлисской мужской гимназии, в которой, по уставу, для детей знатных лиц мусульманского происхождения были выделены места за казенный счет. Окончил гимназию в 1865 году.

Вместе с двумя другими выпускниками Тифлисской гимназии Султанов на правах так называемых кавказских воспитанников был направлен в Санкт-Петербург для продолжения образования в Институте путей сообщения, о чем были поставлены в известность директор института Соболевский В. П. и Кавказский комитет. 31 августа 1865 года по постановлению конференции института двое из трех кандидатов из Закавказья были зачислены на первый курс. В отношении Ф. Султанова потребовалось разрешение министра путей сообщения Мельникова П. П., которое дано было приказом № 31 от 14 сентября 1865 года.

По окончании института Султанов был направлен на строительство железнодорожной магистрали Баку-Батум и более двадцати лет прослужил в системе Управления путей сообщения на Кавказе. В 70-х годах XIX века был производителем работ на дистанции в Кутаисе, в 80-х — в Батуме. С введением в эксплуатацию Закавказской железной дороги был переведен на строительство Владикавказской железной дороги, где возглавлял работы на участке Владикавказ -Темир-Хан-Шура.

К 1896 году Ф. Султанов дослужился до чина статского советника. По роду своей деятельности тесно был связан с учреждениями и научными обществами Петербурга.

Ранний из известных трудов Султанова «Орудия копки земли» вышел в свет, когда за его плечами был почти двадцатилетний профессиональный опыт. Прокладка железнодорожных путей и сооружение морских портов сопряжены были с трудоемкими земляными работами. Султанов в популярной форме дал описание всех имеющихся в этой области орудий труда — от простейших инструментов до современных механизмов. Впервые в технической литературе, обобщив опыт народов Азии, Европы и Америки, собрал сведения о всех известных землеройных орудиях, начиная с древних времен.

Фатали Султанов отмечал недостаточную изученность Каспийского моря, его стратегическое и экономическое значение, роль в транзитной торговле России с Ираном. Он обстоятельно изучил состояние морских портов, а также тех пунктов, которые могли стать надежными стоянками для каботажных судов между Астраханью и южным побережьем Каспия. Им детально были изучены колебания уровня Каспия, местами его глубина, морские течения, направление и сила ветров, состав воды, береговая линия в акватории того или иного порта.

Султанов доказывал необходимость основательной реконструкции порта Петровска — первой искусственной гавани на Каспии. Построенный в 60-х годах XIX в. военным ведомством, порт в последующие годы хотя и перестраивался, но продолжал мелеть. Султанов детальнейшим образом обследовал состояние порта и внес предложение об увеличении и углублении его водной площади путем удлинения имеющегося южного мола на 225 погонных саженей и оснащении необходимым оборудованием.

Проблема безопасности судоходства на Каспии на протяжении многих лет находилась в центре внимания Фатали Султанова. Одним из наиболее технически разработанных является его труд «Об устройстве подъездных путей и портов в областях, примыкающих к южной части Каспийского моря».

Султанов подробно остановился на перспективах русско-иранской торговли. Одной из причин, тормозивших торговлю России с Ираном, на рынках которого господствовала Англия, он называл бездорожье. Султанов указывал на то, что иранские товары в Россию выгоднее вывозить через Каспий, а в Европу — через Трапезунд, но никак не Тифлис. Он был твердо убежден, что Баку и Лянкяран должны стать экономическими России на пути в Иран.

Важное значение Каспийского моря признавалось еще в 1893 году при обсуждении в Министерстве финансов вопроса о торговых путях в Иран. Тогда исходным пунктом дороги на Тебриз была признана Астара. Но Султанов выдвинул иной вариант — путь на Тегеран и Газвин, но и в таком случае, по его мнению, началом пути должен был стать порт Энзели. Путь на Тебриз он считал наиболее экономичным и удобным.

В проектах и предложениях Фатали Султанова самое пристальное внимание уделялось Баку. Развитие нефтяного экспорта резко подняло значение Бакинского торгового порта, который к концу XIX в. по грузообороту занял первое место во внутренних морях России. К тому времени 80 % паровых и 70 % парусных судов, плававших на Каспии, базировались в Бакинском порту. Растущий спрос на нефть и нефтепродукты требовали принятия мер по обеспечению безопасного и, по возможности, краткого пути доставки их на рынки сбыта.

В апреле 1905 года газета «Каспій» писала, что начальник Бакинского торгового порта прибыл из служебной поездки в Энзели, где осматривал сооружение порта. Отмечалось, что работы идут успешно, прерываясь иногда из-за дождей или недостатка материалов. Сообщалось, что «заведующий работами Султанов вызван в Петербург для доклада о возведенных сооружениях. Предполагается окончить работы к концу текущего года».

В 1904 году Ф. Султанов был в числе тех, кто протянул руку помощи беднейшей части населения, пострадавшей от эпидемии холеры. В 1907—1908 годы он входил в состав членов Бакинского мусульманского просветительного общества «Ниджат».

Комментарии[править]

  1. Ныне: согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Кубатлинском районе; согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики — в Кашатагском районе.

Примечания[править]

Литература[править]

  • Таирзаде Н. Фатали Султанов — первый инженер-азербайджанец // Известия АН АзССР, сер. истории, философии и права. — 1994. — № 1-4. — С. 56-66.
  • Таирзаде Н. К истории формирования технической интеллигенции в Азербайджане в кон. XIX — нач. XX в. // Azərbaycan Tarixi Muzeyi, 2003. — Бакы: Елм, 2003. — С. 124—141.

Ссылки[править]