Тройка мчится, тройка скачет (песня)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Тройка мчится, тройка скачет…» — известная русская песня, относящаяся к так называемым ямщицким песням, на стихи Петра Вяземского, музыка Павла Петровича Булахова. Булахов же, артист и певец Петербургской императорской труппы, сам стал первым исполнителем собственного произведения.

Примечание: «тройка» в данном контексте — не экзаменационная отметка, до появления автомобилей так называли кареты (зимой — сани), запряженные тремя конями.

Стихотворение[править]

Петр Андреевич Вяземский (1792—1878) происходил из знатного дворянского рода. С 1807, мальчиком, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина, женатого на старшей сестре Петра Вяземского, — дом Карамзиных был центром культурной жизни, что, конечно, не могло не оказать влияние на развитие молодого человека[1]. Годы его развития выпали на годы становления русской культуры в европейских рамках и европеизации Российской империи. Молодые люди его положения серьезно увлекались стихосложением и вообще «баловались литературой» — по французской моде. Петр Вяземский тоже занимался сочинительством. Но в отличие от множества сверстников, лишь балующихся литературой, Петр Андреевич оказался талантливым поэтом и его стихи заняли свое подобающее место в русской литературе[2]. Он вступил в литературное общество «Арзамас», был хорошо знаком и даже дружен с А. С. Пушкиным. Антон Дельвиг, издатель самой первой в России «Литературной газеты», привлек его, как и А. Пушкина, к редактированию своей газеты. «Литературная газета» выходила в Санкт-Петербурге с 1 января 1830 г. по 30 июня 1831 г., после чего была благополучно закрыта лично милейшим человеком, шефом жандармов и главным начальником III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии генералом Александром Христофовичем Бенкендорфом как политически неблагонадежная. Потом Пушкин пригласил Вяземского к себе в «Современник». Однако сам Петр Андреевич, хоть и был вхож в те же круги, что и декабристы и иные смутьяны, в их ряды никогда не входил. А в 1856—1858 гг. возглавлял Главное управление по делам печати, иными словами, стал государственным цензором.

Стихотворение «Еще тройка» было им сочинено под влиянием стихотворений Федора Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»[3]) и А. С. Пушкина «Бесы» и впервые опубликовано, по разным данным, в 1832 или в 1834 году[4]. Стихотворение Вяземского как бы дополняло тему о тройках, потому и название получило такое: «Еще тройка»[3]. Тема тройки, запряженной в сани, скользящие по снегу, свойственна русской поэтической литературе, знающей огромное количестве стихотворений-«троек» разных авторов.

Текст стихотворения[править]

Текст стихотворения существует в нескольких версиях, дошедших до нашего времени. Подобное часто бывает с песнями, принятыми народом и вошедшими в структуру его духовной жизни: песни пели, слова их запоминали на слух — и в результате первоначальные стихи терялись за народными редакциями.

TroykaPavBul.png
Сергей Лемешев. «Тройка мчится, тройка скачет»
Людмила Зыкина – Тройка мчится, тройка скачет

Текст по изданию «Новоселье», СПБ. 1834 г., ч. 2[4]:

Еще тройка
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздается яркий звон;
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.
Русской степи, ночи темной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной
И раздолья много есть.
Грянул месяц из-за тучи,
Обогнул свое кольцо
И посыпал блеск зыбучий
Прямо путнику в лицо.
Кто сей путник и отколе,
И далек ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?
На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?
Сердце в нем ретиво рвется
В путь обратный или вдаль?
Встречи ль ждет он не дождется,
Иль покинутого жаль?
Ждет ли перстень обручальный,
Ждут ли путника пиры
Или факел погребальный
Над могилою сестры?
Как узнать? Уж он далеко;
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж заснул.

Музыкальная история стихотворения[править]

У этого стихотворения сложилась целая музыкальная история. Очевидно, тому способствовала сама скрытая музыкальность и звучность его как литературного произведения. Среди композиторов, положивших эти строки на музыку, были: в 1857 — А. Дюбюк, в 1865 — Павел Булахов, в 1876 — А. Катенин, в 1913 — П. Карасев, некоторые источники утверждают, что и брат Павла Булахова, композитор Петр Петрович Булахов, тоже создал свой вариант песни на эти стихи[4].

Но так уж получилось, что в народе прижилась песня с мотивом, созданным певцом Петербургской императорской труппы Павлом Петровичем Булаховым. Павел Петрович происходил из музыкальной семьи и, как его отец Пётр Александрович Булахов, был певцом-солистом императорской труппы, старший брат Петр — известным композитором. Впрочем, и Павел Петрович тоже слыл композитором, им сочинено более 30 песен и романсов к разным стихам. Обычно он сам становился первым исполнителем своих же собственных произведений, часто выступая в концертных программах.

Музыкальная основа Павла Булахова[править]

Павел Булахов сочинил свою музыку к стихотворению П. Вяземского «Еще тройка» в 1865 году. Но, по всей видимости, он изначально использовал стихотворение не целиком, а избрав из него то, что ему «ложилось на душу». Ушла определенная философичность стихотворения, раздумья седока о случайном путнике, зато проступили совсем иные темы — задор, удаль, влюбленность…

Предполагается, что музыкант сам же дописал остальные куплеты и припев[4]:

Еду, еду, еду к ней
Еду к любушке своей.

Куплет «Вот вдали село большое…» (или по другим версиям, «Вот село уж показалось…») навеян стихотворением Н. Анордиста (Н. Радостина) «Тройка» (1839), которое тоже стало народной песней — «Вот на пути село большое»[5] с музыкой Петра Петровича Булахова (брата Павла Петровича)[3].

В таком виде песня настолько прижилась в народе и стала популярна, что ее часто называют русской народной песней, а про авторов знают далеко не все.

Исполнения[править]

Первым исполнителем своего произведения стал сам же Павел Петрович Булахов. Успех песни был однозначным, ее сразу запели, заповторяли, стали исполнять не только певцы со сцены, но и в кругу знакомых и друзей… Песня стала народной.

Название свое песня утеряла — и даже неизвестно, было ли оно, — и вошла в народную структуру по первым строчкам: «Тройка мчится, тройка скачет». Она все так же популярна. Среди ее исполнителей — множество знаменитых профессиональных певцов: и выдающий русский бас Иван Петров, и теноры Сергей Лемешев, Анатолий Соловьяненко, и баритоны Борис Рубашкин и Дмитрий Хворостовский, и еще огромное количество певцов; каждый исполняет по-своему: кто-то — с разудалой лихостью, кто-то — с некоторой грустинкой; изменяются со временем и какие-то фрагменты текста.

До настоящего времени песня «Тройка мчится…» (иногда называют романс) считается одной из самых популярных.

Современные исполнения[править]

Дмитрий Хворостовский исполняет «Тройка мчится, тройка скачет», Санкт-Петербург, 15 сентября 2006
Исполняет Уриэль Гранат. Фрагмент передачи Израильского русскоязычного телевидения
Дмитрий Ряхин - Тройка. Запись концерта 29 марта 2008
Тройка мчится, тройка скачет. Исполняет Эдуард Стахов. КЦ "Москвич". Сольный концерт
Исполняет Сергей Лемешев
Поёт Сергей Захаров
В исполнении мужского трио
Поет Григорий Мартыненко. Партия фортепиано Валерия Бельская. 2004. Актовый зал Санкт-Петербургского университета


Источники[править]