Хутор Гашун-Сала
46.286389, 43.665833
Гашун-Сала (калм. һашун сала) — исчезнувший хутор, располагавшийся на территории Кормовского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области.
Географическое положение[править]
Располагался в 17 км от села Кормового и 10-12 км от села Первомайского.
Топонимика[править]
Название Гашун-Сала присвоено хутору по одноименной близлежащей балке. В переводе с калмыцкого һашун сала означает «солёная балка».
История[править]
Точная дата основания хутора Гашун-Сала неизвестна. Он был образован на надельных землях сельского общества с центром в селе Кормовом не ранее 1859 года, когда было дано разрешение администрации Астраханской палаты государственных имуществ о поселении крестьян на хуторах. По словам местных старожилов, хутор был основан ориентировочно в конце 1860-х—1870-е годы выходцами из Кормового. Тогда эта территория относилась к Кормовской волости Черноярского уезда Астраханской губернии.
Земли вблизи будущего хутора выделялись кормовским крестьянам путём жеребьёвки, и в связи с отдалённостью от села их обработка требовала ежедневных поездок сюда на лошадях или походов пешком, что занимало много времени и было крайне утомительно. По этой причине владельцы новой земли и основали на ней хутор.
В начале 1870-х годов Кормовским сельским обществом был получен акт о пользовании надельной землёй, согласно которому утверждались границы земель общества, куда входила и территория хутора Гашун-Сала. Первоначально крестьяне сооружали здесь землянки и прочие временные жилища, в которых жили только летом, впоследствии они строили полноценные дома, где жили в течение длительного времени со своими семьями, а вблизи них — амбары и сараи. Первоначально крестьянское хозяйство специализировалось на земледелии, также развивалось: вблизи домов высаживались многочисленные плодовые деревья, прежде всего груши, яблони и алыча. Их росту способствовал высокий уровень грунтовых вод. Параллельно с земледелием жители хутора, окружённого обширными пастбищами, стали заниматься скотоводством, пригоняя скот из своих домов в Кормовом. Для скота строили загоны, а затем и утеплённые сараи для зимовки. Часть хуторян также занималась чумачеством.
Местность, где был построен хутор, представляет собой безлесную степь, лесные массивы в окрестных районах отсутствуют, в связи с чем жители Гашун-Салы испытывали недостаток строительных материалов. Вместо заборов по границам земельных наделов рылись длинные траншеи, представлявшие собой ров шириной в полтора метра и глубиной 1 метр. Они рылись в два ряда, между которыми располагался вал земли. Длина некоторых из них достигала нескольких километров.
Даже сегодня, приезжая на место, можно увидеть последствия жизнедеятельности людей. Это небольшие рвы поросшие травой, развалины старинных домов, которые представляют собой небольшие холмы и пригорки. Но, очень хорошо рельеф этого хутора, можно рассмотреть на Гугл картах, полученных путём съёмки земли со спутника. Распространённым занятием жителей было чумачество.
К 1878 году на хуторе Гашун-Сала уже было 23 двора (2). В этом же году пришёл с войны кавалер солдатского ордена Святого Георгия Волосников Наум Артёмович. На службе он получил медицинское образование и был назначен фельдшером на Царицынско-Ставропольском тракте. Наума Артёмовича наделили государственными полномочиями выдавать разрешающие документы на прогон скота, для продажи его на Ставрополье и Кубани. Так же и чумакам он выписывал справки о здоровье их скота, когда те отправлялись за солью на реку Маныч, или в поездки на Ставропольскую губернию или на Волгу.
В 1896 году на хуторе было уже 35 дворов, в которых проживали 278 человек , 145 мужчин и 133 женщины (2). К началу 20 века хутор делился на две части: «Большой хутор» и «Малый». «Большой хутор» - Центральный так называли его жители, в котором, со слов жителей, было примерно 50 усадеб, проживали Ткачёвы, Ничуговские, Волосниковы, Маяцкие, Харченко, Дарминовы, Василенко, Чуждановы, Колесниковы, Чмырёвы. В центре хутора семьёй Волосникова Никиты Артёмовича и его братьями был вырыт большой колодец, который существует и сейчас. Хуторяне называли его «Мыкытивскый» колодец. На «Малом хуторе» примерно 2.5 км от центра «Гашун Салы» было 10 усадеб, в которых жили Мамцевы, Волосниковы, Волоховы, Ковтуновы, Столяровы, Гороховы и Мардасовы, в поместье которых позже проживал зять Осадчий. На малом хуторе членами семьи Мамцевых на территории их родового сада, был вырыт так же большой колодец и обложен кирпичом из ракушника, он действует и сейчас. Вода в колодцах на хуторе была пресная с повышенным содержанием щёлочи, но вполне пригодная для употребления в пищу.
В 1906 году, благодаря Столыпинской реформе жители хуторов получили возможность, отменив оставшиеся выкупные платежи, брать в собственность землю, на которой они проживали. Но тогда им приходилось выйти из членов села Кормового, и самостоятельно, без помощи и поддержки общества жить на своей земле. Кто-то из жителей хутора воспользовался данной привилегией.
Хутор разрастался и уже 1909 году был нанесён на карты Астраханской губернии как «Хутора Гашун Сальские». К этому времени поселение имело достаточно обжитой вид с домами, постройками для скота и плодоносящими садами. На хуторе работал магазин.
28 июля 1914 году началась Первая мировая война и гашунсаляне проводили на фронт своих солдат. Они героически защищали Родину на полях сражений. Некоторые из солдат так и не вернулись в родной хутор, вот имена некоторых из них согласно информации сайта Минобороны ВОВ.
1. «Ст. унтер-офицер 19-го пехотного Костромского полка Ткачёв Иван Ильич 1870г.- 21.04.1915г. убит, оставлен на поле боя. 2. Рядовой 74-го пехотного Ставропольского полка Мамцев Назар Алексеевич 1880-19.12.1915 г. ранен пулей в голову. 3. Рядовой 3-го Заамурского пограничного пехотного полка Нечуговский Семён Гаврилович убит 23.06.1916г. 4. Рядовой 74-го пехотного Ставропольского полка Нечуговский Корней Гаврилович ранен, контужен 15.06.1916г. 5. Ефрейтор 191-й пехотного Ларго-Кагульского полка Маяцкий Кузьма Петрович 1888г., ранен, контужен 15.01.1915 г. 6. Рядовой 242-й пехотного Луковского полка Маяцкий Терентий Андреевич ранен, контужен 24.08.1916 г. 7. Рядовой 3-го Заамурского пограничного конного полка Дарминов Михаил Иванович 1888г. ранен, контужен 30.07.1916г. 8. Рядовой 294-го пехотного Березинского полка Харченко Афанасий Тихонович ранен, контужен 14.03.1917г. Ефрейтор 4-го Заамурского пограничного конного полка 9. Волосников Иван Прокофьевич 1896г. ранен, контужен 19.09.16г. 10. Рядовой 190-го пехотного Очаковского полка Волосников Илья Кириллович ранен 24.01.1915г. 11. Рядовой 242-го пехотного Луковского полка Волохов Владимир Матвеевич болен 12.10.1916г. 12. Мл. фейерверкер Мордасов Ипполит Григорьевич 1887г. болен 11.11.1917г. 13. Рядовой 38-го саперного батальона Мордасов Иван Игнатьевич болен 04.06.1916г.» и другие.
Закончилась война, и мирная жизнь снова закипела полным ходом. Силами хуторян была построена начальная школа для детей. Первым учителем был Ничуговский Иван Гаврилович. Она располагалась посередине между двумя частями хутора недалеко от дороги, чтобы ученикам было удобно приходить на учёбу.
4 ноября 1920 г. было принято совместное постановление ВЦИК и СНК РСФСР, опубликованное за подписями М. И. Калинина и В. И. Ленина, об образовании Автономной области калмыцкого народа.(6). И в 1921 году Хутор Гашун - Сала был передан Калмыцкой Автономной области Ремонтненского уезда, который был образован в том же году. Через три года, будучи в составе Калмыкии, самостоятельность населённого пункта, отдельного от села Кормового, хутор Гашун – Сала получил 8 июня 1925 года. В это день Президиум совета Ремонтненского уезда постановил: «Образовать из хутора самостоятельный сельсовет. Была введена должность Председателя сельского совета и секретаря». В центре хутора было построено большое здание из самана, крытого камышом, в котором располагалось два кабинета администрации. Один кабинет занимал председатель и секретарь, в другом была бухгалтерия. Остальные 2/3 части здания занимал клуб, где проходили собрания хуторян и различные мероприятия. «На хуторе Гашун-Сала, который в отчётах отмечается как «кулаческий», не было партийной ячейки.(1).
25 мая 1925 года президиум ВЦИК постановил Ремонтненский уезд Калмыцкой области включить в состав Сальского округа Северо-Кавказского края. В том же году в результате административно-территориального преобразования хутор Гашун-Сала был передан в состав Северо-Кавказского края. Согласно данным Всероссийской переписи населения 1926 года в нём числилось 91 хозяйство и проживало уже 478 человек 232 мужчины и 246 женщин (3).
«Животноводческая артель «Сальский овцевод» была организована на хуторе Гашун-Сала для того, чтобы содействовать повышению производительности и доходности хозяйств своих членов, посредством организации совместного разведения и выращивания тонкорунного овцеводства. Устав артели «Сальский овцевод» был зарегистрирован в Ремонтненском районном земельном отделе 11 октября 1929 года под №51; закрепили подписями своими сей факт заведующий земельным отделом Беликов, агроном района Фёдоров и секретарь отдела Пяткин»(1).
Вследствие коллективизации 30- х годов, жителями была образована « животноводческая сельскохозяйственная артель «Трудовик», она была создана 18 марта 1931 года на хуторе Гашун-Сала. Артель эта была самая малочисленная, состояла из 12 бедняцких и восьми середняцких хозяйств. На 1 июня 1931 года в артели было объединено 95 человек, а работало в ней лишь 19 мужчин, 26 женщин и пять подростков. Судя по тому, что имела на балансе артель, она была очень бедной – рабочего скота имелось всего лишь 14 голов, кроме того, на общем дворе содержалось четыре бычка, восемь коров, 12 свиней и 65 овец, а обрабатываемой земли имелось всего лишь 104 гектара; из инвентаря наличествовало лишь шесть лобогреек. О бедности крестьян сельхозартели «Трудовик» может сказать ещё одна цифра – на личных подворьях крестьян, не обобществлённых, осталось всего лишь восемь коров. Можно предположить, что не на каждом крестьянском подворье до создания артели была скотинка. Правление артели состояло из трёх человек, и что интересно, не было представителей ВКП(б), был лишь один комсомолец. Председатель правления – Ничеговский и член правления Волосников.» (1). Некоторые из хуторян препятствовали этому событию, и не хотели отдавать свои земли под колхозные владения. За что жестоко наказывались репрессиями.
22 июня 1941г. началась ВОВ, и опять уроженцы хутора встали на защиту своей родины. Вот имена некоторых из них, согласно информации сайта Минобороны ВОВ: 1. «Красноармеец Мамцев Кузьма 1900г. Пропал без вести, __.03.1942, 2. Мл. лейтенант Мамцева Александра Моисеевна 1923г., Старшина Мамцев Кузьма Григорьевич 1921г. награждён: 2 Орденами Красной Звезды, 2 Медалями «За боевые заслуги», 2 Медалями «За оборону Москвы». 3. Ковтунов Ефим Поликарпович 1903г. 5 медалей «За боевые заслуги» и «Орденом Отечественной войны 2 степени». 4. Волосников Фёдор Ильич 1924г. «Орден Отечественной войны 2 степени», 5. Красноармеец Волосников Иван Ильич 1922 г. рядовой пропал без вести._11.1943 г. 6. Старший сержант Волосников Иван Иосифович 1922г. 2 медали «За боевые заслуги», 7. Рядовой Волосников Михаил Иванович 1921г. пропал без вести 03.1942г., 8. Волосников Андрей Иванович 1918г. «Орден Отечественной войны 2 степени». 9. Волохов Егор Матвеевич 1905г. пропал без вести 07.1942г., 10. Волохов Арсентий Степанович 1909г. пропал без вести 09.1943г.10. 11. Ткачёв Андрей Иванович 1908г. убит 27.07.1944г. 12. Сержант Ткачёв Пётр Григорьевич 1923 г. 2 медали «За боевые заслуги». 13. Ковтунов Ефим Поликарпович 1903г. 3 медали «За боевые заслуги» и «Орден Отечественной войны 2 степени»» и другие…
В 1943 году в ходе депортации калмыков, КАССР была ликвидирована, и калмыцкие названия стали упразднять. «В апреле 1944 года» хутор «Гашун - Сала» получил новое название - хутор «Степной». Во время ВОВ председателем колхоза «Трудовик» был Бутенко М.Г.
В 1950-е годы в доме, где до переезда жила семья Ничеговского Пантелея Григорьевича, жители организовали медицинский пункт. В конце 1950-х годов фельдшером был Коновалов Владимир Кузьмич 1938г.р. В 1958 году было принято решение Пленума ЦК КПСС о признании неперспективными малых сел, деревень, хуторов. В результате таких мер был ликвидирован и хутор «Степной» (х.Гашун-Сала). Колхоз «Трудовик» вошёл в состав Колхоза им. Калинина села Кормового. Кормовского сельского совета. Даже до дня ликвидации на хуторе отсутствовало электричество. В 1968 году из хутора уехали последние жители, и хутор прекратил своё существование. 08.07.2024г.
Литература: 1. А. Бочаров. Из истории сёл наших... [Текст] / А. Бочаров. – 2-е изд., испр., перераб. и доп. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2017. – 368 с. 2. Списки населённых мест Астраханской губернии. «Вся Астрахань и весь Астраханский край. Памятная книжка Астраханской Губернии 1897г.» г. Астрахань 1897 г. 3. «Поселенные итоги переписи 1926 г. по Северо-Кавказскому краю» г. Ростов на /Дону1929 г. стр.240. 4. Сайт Минобороны 1 мировой войны. 5. Сайт Минобороны ВОВ. 6. Википедия.
Современное состояние[править]
По состоянию на апрель 2024 года на месте хутора располагается животноводческая точка колхоза-племзавода «Первомайский», специализирующаяся на овцеводстве и разведении крупного рогатого скота. Сохранились некоторые высаженные на приусадебных участках хуторян плодовые деревья, часть из которых продолжает плодоносить[1].
Память[править]
В 2020 году усилиями инициативной группы, куда входили бывшие жители Степного, на месте хутора был установлен памятный знак в виде камня-валуна с табличкой[1]