Эстетика антиутопии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Жанр «антиутопия» появился одновременно с возникновением жанра «утопия» — в XVI—XVII веках, именно поэтому наибольшее влияние на первые прообразы антиутопического искусства оказали наиболее пессимистические работы современных на то время художников: Иероним Босх, Иоганн Генри Фюссли, Франсиско Гойя, Джованни Канавессио, Питер Брейгель Старший, Давид Рейкарт, а в дальнейшем — Уильям Блейк, Джованни Баттиста Пиранези, чьи гравюры «Фантастические изображения тюрем»[1] представляли собой страшные лабиринты, полные ужасов, которыми вдохновлялись многие фантасты, сюрреалисты и романтики.

Антиутопическая эстетика в литературе[править]

Одной из первых полноценных антиутопий в литературе можно считать произведение Герберта Уэллса «Машина времени», написанное в 1895 году. В XVIIII в. данный жанр временно перестал быть актуальным. Новый всплеск интереса к нему проявляется в XX веке, во многом, благодаря двум мировым войнам, авторитарным политическим режимам: коммунизму, фашизму, капитализму, масштабным человеческим трагедиям (холокосту, например, посвящен комикс «Маус»), массовости, безликости искусства. Наиболее известные антиутопии XX столетия: «Мы» Евгения Замятина (1924), «Процесс» Франца Кафки (1925), «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932), «1984» Джорджа Оруэлла (1949).

Важной чертой антиутопической литературы является отображение наиболее актуальных страхов и тревог относительно настоящего времени, практическая реализация мечт настоящего. Как правило, подобных работах используется внешняя символика, атрибутика и идеология современных на тот момент политических организаций, научных обществ, мистических и тайных культов. Для устрашения читателя часто даются религиозные отсылки, а также описательные обороты, характеризующие данные миры как «мрачные», «мертвые», «неуютные», «холодные», «пластмассовые», «противоестественные», чем подтверждается бесперспективность тех или иных социальных конструктов. Данные произведения, как правило, не предсказывают будущее, а предостерегают его наступление, гиперболизированно описывают наиболее шокирующие явления настоящего на момент написания книги явления.

Антиутопическая эстетика в архитектуре[править]

А архитектуре наиболее утопическим является модернизм, так как данный стиль стал популярен с социальными революциями, предостережением и реакцией на которые как раз и являются антиутопии. Смысл использования модернизма в данных произведениях: показать, как хорошая идея обретения земного рая превратилась в реальный кошмар.

В Англии к наиболее известным объектам подобного рода является Тэймзмид Таун, в СССР — ранние социалистические утопические архитектурные проекты, железобетонные массивы сталинских времен, проекты «стеклянных домов», «хрущевки». В Америке — полностью спланированный в 1955 г. город Бразилиа, столица Федеративной Республики Бразилия, архитекторы которого вдохновлялись Городом Солнца Томамзо Компанелла, является ещё одним примером неудавшейся утопии. В данном месте очень много гетто, в которых живут бедняки, город, скорее, спланирован для машин, а не для людей и детей. В Германии наиболее антиутопической является эпоха правления А. Гитлера, его планы относительно будущей Столицы мира были чрезмерно монументальны. Нацистский архитектор Альберт Шпеер в своё время преуспел в реализации «теории исторической ценности руин» (отсылка к Пиранези), что предполагало на зданий на манер Римской империи. В Азии к антиутопическим объектам архитектуры можно отнести пирамидальную гостиницу Рюгён, вздымающаяся над Пхеньяном в Северной Корее, известную как «башня смерти»,

Важной чертой антиутопической архитектуры являются пренебрежение человеческими масштабами, человеческим ростом, игнорирование многих наработок древности, гармонии и соразмерности, золотого сечения, витрувианского человека, видимость внутренней жизни, возможность слежки за людьми (тонкие стены, обилие стекла, особая планировка здания, ограничивающая свободу передвижения, определённые психологические «уловки», способствующие росту тревоги у людей: длинные коридоры, мрачные цвета, отсутствие природных материалов — строительство зданий из металла, камня и т. д.).

Антиутопическая эстетика в музыке[править]

Как правило, антиутопические саундтреки ассоциируются с индустриальной электронной музыкой, техно, retrowave, дарк-кабаре, готикой, роком и металлом. Часто подобные мелодии создаются на синтезаторе или компьютере. Одним из самых известных «антиутопических» лейблов является Dystopian, эта музыка часто звучит на тематических вечеринках любителей социальной фантастики.

Также анутиутопические темы можно встретить у многих современных групп: Muse (альбом Drones),Unreal, Louna. Важной чертой антиутопической музыки является нарочитая холодность звука, ритмичность, монотонность, минорное звучание. Как правило, в текстах песен критикуется правительство, текущая социальная или политическая ситуация, показываются последствия различных техногенных или экологических катастроф.

Антиутопическая эстетика в кинематографе[править]

В кинематографе у режиссёра есть огромное количество инструментов, которые он может использовать для передачи необходимой атмосферы. Так как кинематограф — сочетание живописи, музыки, архитектуры и литературы, в данных работах, как правило, используются все вышеописанные приемы.

Источники[править]

  1. Пиранези тюрьмы (рус.). art-assorty.ru. Проверено 16 апреля 2018.