Юлиан Панич

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Юлиан Александрович Панич»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Юлиан Панич

Julian Panich 2013-50.jpg
Имя при рождении
Юлиан Александрович Панич


Дата рождения
23 мая 1931 года
Место рождения
Зиновьевск, Зиновьевский район, Украинская ССР, СССР


Гражданство
Российская Федерация Россия


Род деятельности
актёр, режиссёр
Карьера
1954 — наст. время







Награды и премии

Заслуженный деятель искусств РФ


Рудольф Фурманов: "У меня ещё есть адреса..." Юлиан Панич
Театральная гостиная с Юлианом Паничем

Юлиан Александрович Панич (род. 23 мая 1931) — актёр, продюсер, режиссёр, журналист. Сотрудник Радио «Свобода». Заслуженный деятель искусств России (1996).

Биография[править]

Юлиан Панич родился в городе Зиновьевске Украинской ССР (ныне Кропивницкий Украины). Отец Александр Николаевич Панич (1900—1953) был санитарным врачом, мать работала машинисткой.

Вот как сам Юлиан Панич рассказывает о своих предках:

В конце позапрошлого века и в начале прошлого века мой дед, обыкновенный мещанин из города Елисаветград, выбившись в купцы, сначала — второй гильдии, потом — дальше, был, как говорят теперь, меценатом. Кировоград, некогда Елисаветград — город знаменитый театральными традициями, потому что там начинал украинский классик Карпенко-Карый, там начинала украинская семья Садовских, знаменитая актерская семья украинской культуры, а в театре, который организовали купцы, в том числе и мой дед, гастролировали Комиссаржевская, Качалов, когда-то была опера, гастролировал Собинов, семь раз в этот театр приезжал Лист, выступал Шаляпин. Мой дед вложил какие-то деньги, не знаю уж, была ли это коммерция или просто меценатство в том самом добром смысле слова, короче говоря, театр вошел в жизнь семьи тех Паничей, которых я, естественно, не застал. Хотя, застал и деда, и отца

[1].

К началу ВОВ семья Панича жила в Харькове, но затем эвакуировалась в Чикмент, где Юлиан поступает в драмкружок при Дворце пионеров. В этом же драмкружке в то время был ныне известный артист Леонид Броневой. В 1946 году отца Юлиана Панича переводят на работу в Москву. В 1953 году над отцом Юлиана нависла угроза ареста по «делу врачей», но смерть Сталина спасла его. Отец умер в том же году, в возрасте пятидесяти трех лет.

В Москве Юлиан заканчивает среднюю школу и поступает в педагогический институт. Проучившись всего один год, Юлиан Панич благодаря случайному стечению обстоятельств, как он рассказывает в своей автобиографической книге «Четыре жизни Юлиана Панича, или Колесо счастья», при помощи Ролана Быкова и Юрия Яковлева поступает в театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова в Москве (педагог: Анна Алексеевна Орочко), которое заканчивает в 1954 году.

1953—1954 — актёр Театра имени Ленинского комсомола
1955—1957 — актёр Театра-студии киноактёра (Москва)
1957—1961 — актёр Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина
1961—1965 — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола
1965—1966 — актёр Ленинградского Театра драмы и комедии (на Литейном)
1966—1969 — режиссёр ленинградского телевидения, поставил ряд телевизионных фильмов
1969—1972 — режиссер в объединении «Экран» на Центральном Телевидении СССР

Первым браком был женат на дочери режиссёра Альберта Гендельштейна студентке училища имени Щукина Юлии Гендельштейн (во втором браке Юлия Севела).

В 1956 году женился на второкурснице Щукинского училища Людмиле Цвейг (1934 г. рожд.), в 1958 родился сын Игорь.

Julian Panich young.jpg

Юлиан Панич снялся в двенадцати кинолентах, в соавторстве с женой Людмилой им сняты четыре полнометражных фильма и сотня клипов. Кинозритель тех лет помнит Юлиана Панича в роли Феди Морозова, главной роли в картине Леонида Лукова «Разные судьбы». «Не будь в моей жизни картины „Разные судьбы“, — говорит Юлиан Панич, — ничего бы в моей актерской судьбе выдающегося и не было бы. Хотя фильм по сюжету простенький, он дал мне имя, популярность»[2].

Вспоминая свою работу в кино, Юлиан Панич, теперь уже в «роли» пенсионера, говорит в интервью Радио «Свобода»:

Я как-то не очень работал над ролями. И вот это ощущение, что я дуриком прохожу мимо ассистентов, которым просто нравится интеллигентный парень, который вроде еще и играет чего-то, меня представляли режиссерам, и режиссерам тоже было удобно со мной… Я делал очень многое удобным для других моего пребывания в киноделе, я не лез во внутрь, я не занимался постижением характеров[1].

Работая в театре и кино, Юлиан Панич, как и большинство актёров того времени, в поисках дополнительного заработка объездил с концертными бригадами весь Советский Союз, что, по его словам, дало ему колоссальный опыт общения со зрителем[1].

Я не верю, когда говорят, что роль плохо написана. Придумай тогда роль. Слова — это ведь поверхностная часть роли. Я об этом не задумывался, а плыл по течению. И, в результате, когда появились морщины и ушла гладкость кожи, когда чуб стал не таким ярким, я вдруг увидел, что я гол. И все эти переживания, которые были связаны именно с закрытием фильмов, именно с переделкой фильмов и с моей рабской готовностью ради того, чтобы вышел фильм, ради того, чтобы фильм увидели люди, изменить его, вырезать, исковеркать, уничтожить то, что было сделано, продумано, прочувствовано…

Это привело меня к психическому стрессу и к мысли об эмиграции[1].

Эмиграция[править]

На ленинградском телевидении, — рассказывает Юлиан Панич, — мы сняли фильм о поэтессе Ольге Берггольц, которая провела всю блокаду в Ленинграде, работая на радио. И сразу проштрафились перед идеологическим отделом обкома партии тем, что захотели из человека с исковерканной судьбой сделать святую. Нас заставляли кромсать уже готовую ленту. То же самое происходило с фильмом о художнике Натане Альтмане, а картина о Лермонтове вообще была запрещена. Нас женой постоянно бичевали партийные «недоросли». В конце концов мы поняли, что в Ленинграде нам работать не дадут, и перебрались в Москву. Там мне сразу дали должность главного режиссера в объединении «Кадр» при Всесоюзной студии «Экран». Мой предшественник на этой должности Миша Калик, собираясь в Израиль, как-то поинтересовался, кто у меня в родне еврей? Я ответил, что мама. И вскоре после этого разговора я получил вызов из Земли обетованной. Меня, естественно, высветили, и уже укрыться от КГБ стало невозможно. Шаг за шагом я стал входить в круг «подавантов», «отъезжантов» и «отказников». В конце концов меня выпихнули из страны, дав на сборы неделю[1].

В 1972 году Юлиан Панич покинул СССР, первой остановкой стал Израиль, где Юлиан Панич прожил всего три недели, затем — США, Германия, а конечной — Франция.

В конце 1972 Юлиан Панич приезжает в Мюнхен (ФРГ) и волею случая становится приглашенным диктором на радиостанции «Свобода», которого поставили на чтение «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицина. Впоследствии Юлиан Панич читал в эфир (под радиопсевдонимом Александр Виноградов) «Чонкина» В.Войновича, «Москва-Петушки» В.Ерофеева, «Всё течет» Василия Гроссмана, Владимира Максимова «Семь дней творения» и многих других запрещенных в СССР авторов. Панич стал инициатором создания в 1990-е годы «Театрального зала „Свободы“». Было записано 38 радиоспектаклей, где роли исполняли Иннокентий Смоктуновский, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Зиновий Гердт, Александр Абдулов, Всеволод Абдулов, Инна Чурикова, Олег Табаков и многие другие.

По словам Юлиана Панича, Радио «Свобода» оказалось для него

…тем самым местом, которое позволило осознать искусство, понять искусство и думать, мыслить как человек занимающийся искусством. Не пропагандой, не журналистикой, а именно искусством, куда и вмешивалась, и ввязывалась и журналистика, и художественное восприятие материала, и попытка понять, как это будет действовать на людей[1].

Юлиан Панич работал на Радио «Свобода» до августа 1995 года, когда штаб-квартира радиостанции была переведена из Мюнхена в Прагу.

С 1996 года живёт в пригороде Парижа — Рамбуйе.

«Педагогическая поэма» (1955). Юлиан Панич — Семён Карабанов
«Разные судьбы» (1956). Юлиан Панич — Фёдор Морозов
«Осторожно, бабушка» (1960). Режиссер: Надежда Кошеверова. Среди исполнителей: Фаина Раневская, Ариадна Шенгелая, Людмила Маркелия, Светлана Харитонова, Нина Ургант, Юлиан Панич - Вася Казачков
«Проводы белых ночей», 1969. Режиссер: Юлиан Панич

На своё 75-летие Юлиан Панич сказал:

…я повязан с моим поколением, я повязан с моим временем. И ухожу я вместе с моим поколением грустно, но естественно. Надо найти какие-то точки опоры у себя в душе и в мозгу, чтобы не чувствовать себя удачником или неудачником. Не задача в жизни быть удачником или неудачником, а задача в жизни — достойно прожить, попытаться не оскорбить своей жизнью надежд, которые возложили на нас, зачиная нас, наши предки[1].

Фильмография[править]

Работы в театре[править]

  • 1953 — «Колесо счастья» (по пьесе братьев Тур), Театр имени Ленинского комсомола (Москва)
  • 1957 — «Оптимистическая трагедия» (по В.Вишневскому, пост. Г.Товстоногова) — матрос Алексей, Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина
  • 1969 — «Проводы белых ночей» (по пьесе В.Пановой) — Валерик, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
  • 1960 — «Один год» (по пьесе Ю.Германа) — вор Алексей Жмакин, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
  • 1964 — «Ромео и Джульетта» (пост. Евг. Шифферс) — Меркуцио, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
  • 1980 — «Сирано!» (по комедии Ростана, реж. Ю.и Л.Панич, продюсер И.Панич), Театр офф Бродвей, Нью-Йорк
  • 2001 — «Шут Балакирев» (по пьесе Г.Горина, реж. Ю.и Л.Панич), Театр имени В. Ф. Комиссаржевской
  • 2006 — «Сыч и кошечка» (Билл Манхофф, реж. Ю.и Л.Панич), Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова

Источники[править]

Ссылки[править]