Александр Маркович Цигельман
Александр Маркович Цигельман — деятель советских спецслужб, лейтенант государственной безопасности[1] или капитан[2].
Биография[править]
Родился в 1910 году в г.Евпатория.
Член ВКП(б).
13 мая 1937 года — сержант государственной безопасности.
С 2 ноября 1939 года — начальник Тельмановского районного отделения НКВД Крымской АССР.
29 февраля 1940 года — лейтенант государственной безопасности.
Старший оперуполномоченный Евпаторийского ГО УНКВД Крымской области.
Погиб 25 июня 1942 года в г.Евпатории.
Семья[править]
Его брат Анатолий Маркович Цигельман перед войной работал директором Сакского санатория РККА (нынешнего санатория им. Н.И.Пирогова). 15 июля 1941 года Цигельман и главный врач Киммельман, в соответствии с приказом о начале плановой эвакуации, начали готовить курортное имущество к отправке на Кавказ. Имущество эвакуировали в Кисловодск. Там же Цигельман вступил в ряды Красной Армии. Воевал в звании рядового. Погиб под Новороссийском 28 августа 1942 года.
Из воспоминаний дочери Анатолия Марковича Цигельмана Бебы Цигельман:
«Мы все родом из Евпатории. В партию папа вступил до Октября. Анатолий Цигельман был членом евпаторийской организации большевиков и одновременно связным Симферопольского губернского партийного центра. Затем гражданская война. У папы не было специального образования. В юношеском возрасте работал в аптеке. В книге его называют провизором. Но тягу к медицине имел неимоверную и работал зав. здравотделом Евпатории, Джанкоя и где-то в году 1933 даже в Керчи. Он был хорошим организатором, его часто бросали «на прорыв». Весной 1935 года был назначен директором «Артека». В 1935 году папа проводил 10-летие лагеря, и в музее «Артека» я видела его фотографии по поводу этого события.Случилась осенью 1937 года беда. Папу обвинили в потере партийной бдительности, говоря, что как это старый большевик с дореволюционным партстажем проглядел врага!
В результате папу исключили из партии и сняли с работы. Уехали из Артека мы в Симферополь и поселились временно в семье маминой подруги. Папу восстановили в партии после реабилитации ребят. Папа погиб в 1942 году в боях под Новороссийском. А мой дядя Шурик, Александр Маркович Цигельман, погиб тоже, как и папа, в 1942 году. Только в Евпаторийском десанте. У него была бронь, но он пошёл добровольцем».