Аман-Бек

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Аман-Бек

امان بیک


Ваханский волостной управитель








Дата рождения
XIX век
Дата смерти
начало XX века





Супруга
Одинабека Лутфасанова


Научная деятельность

Известен как
Мингбаши Аман-бек


Награды и премии

Почетный халат третьего разряда

Амáн-Бек (Аманъ-бек, Аман-бек, Аманбек) (дари. и перс. امان بیک, тадж. Амон-Бек или Амонбек) (XIX—XX вв.) — житель Шугнанского бекства, Ваханский волостной управитель, в составе Бухарского Эмирата и Туркестанского Генерал-губернаторства Российской Империи.

Упоминания[править]

Каарло Кивекяс[править]

Белоголовый Б. Г. в своей книге Письма из Хорога Эдуарда Кивекэса пишет:

Как бы там ни было, никто больше его не отдал в те годы своего сердца и сил на благо Памирской страны и никто не знал так подробно памирских жителей и всех сопредельных соседей, подробностям этим тесно в его (Кивекяса) письмах — имена, имена… Ишанкул, Искандер-хан, Мат-Касым, Кокан-бек, сын Токура, племянник Разика, Худайберды, Максут-Али, Дараб-Ша, Абдул-Расул, Иша-газы, Наср Улла-хан, Акбар-Ша, Азис-хан, Акбар-хан, Аман-бек, Хаджи-Гуль-хан… И всех-то их он знал распрекрасно и многих в лицо![1]

Б. А. Федченко[править]

Борис Алексеевич Федченко, в описании своего второго похода на Памир, упоминал что Аман-бек был в числе его спутников,[2] так на пример вечером, 11июля 1904 в 4 часа 50 минут:

Азисъ-ханъ съ казакомъ Балобановымъ отправились, а я принялся за распросы собравшейся публики стараясь выяснить топографическія условія мѣстности систему рѣкъ и перевалы въ бассейны другихъ рѣкъ. Затѣмъ рѣчь перешла на мѣстныя названія разныхъ предметовъ и въ особенности деревьевъ и кустарниковъ по шугнански и по вахански. Здѣсь для меня впервые выяснилась громадная разница существующая между этими двумя нарѣчіями. Къ концу вечера мы углубились въ область исторіи установили родословную владѣтелей Шахдаринскихъ начиная съ полулегендарныхъ выходцевъ изъ Хоросана перешли затѣмъ къ воспоминанію о тяжелой участи Вахана въ недалекомъ прошломъ и сожалѣнію о едва ли не болѣе тяжеломъ его современномъ положеніи. Опальный управитель ваханскій Аманъ-бекъ говорилъ много и горько…[3]

Далее в том же тексте, Федченко описывает интересный факт, что Аман-бек не думал что еще когда-либо вернется к себе домой 22 июля 1904 года:

Съ перевала внизъ спускъ очень крутой но хорошій тропа идетъ зигзагами по мягкому грунту и черезъ полчаса быстраго хода мы были уже внизу въ кишлакѣ Врангъ спустившись футовъ на 600 (ниже перевала Дарвоза), у амина. Пробывъ у него нѣсколько минутъ обмѣнявшись оффиціальными привѣтствіями мы продолжали нашъ путь до сосѣдняго кишлака Внукутъ, гдѣ и остановились въ домѣ нашего спутника Аманъ-бека. Было шесть часовъ вечера. Мы съ радостью помѣстились на уютной терассѣ дома бывшаго Ваханскаго волостнаго принялись за разборку коллекцій и записей приготовляя въ то же время и ужинъ. Какова же была радость самаго Аманъ-бека попавшаго къ себѣ домой, куда онъ и не разсчитывалъ уже попасть когда либо.[3]

Награды[править]

  • 27 Марта 1906 года, Аман-бек представлен к награде за особые заслуги и награждён «Почетным халатом третьего разряда» Туркестанским Генерал-Губернатором, Генералом Штаба, Генерал-майором Д. И. Субботичем.

Примечания[править]

  1. Белоголовый Б.Г. Письма из Хорога Эдуарда Кивекэса. — Новая книга России, 2013. — С. 2.
  2. Boris Alekseevich Fedchenko Lettres de voyage Pamir et Chougnan. — 1905. — 58 с.
  3. 3,0 3,1 Б. А.Федченко Федченко Б А Шугнанъ Географическіе и ботаническіе результаты путешествій въ 1901 и въ 1904 гг. — Труды Императорскаго С.-Петербургскаго ботаническаго сада. Том XXX, Выпуск 1. — Санкт-Петербург: Печатано по распоряженію Императорского СПб Ботаническаго Сада, 1909. — С. 31—32, 42, 44. — 650 с.