Андрей Денисов (1674—1730)

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Денисов, Андрей (киновиарх)»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Андре́й Дени́сов (1674 — 1730) — основатель и первый киновиарх (1702—1730) Выговского общежительства.

Происхождение[править]

Согласно сведениям самого Андрея Денисова, изложенным им в Слове надгробном Петру Прокопьеву (1719), род братьев Денисовых восходит к князю Борису Александровичу Мышецкому, переселившемуся в Заонежье. Его внук Евстафий, бывший, по-видимому, вторым сыном Ивана Борисовича, имел трех сыновей — Ивана, Якова и Дионисия (Дениса), последний был отцом Андрея и Семена Денисовых. Представители четвертого и пятого поколений семьи Б. А. Мышецкого стали активными участниками староверсокго движения. Братья Иван и Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского погоста против Тихвинского монастыря в 1670-х. Сын Ивана Евстафьева, Емельян, был одним из организаторов самосожжений староверов в Палеостровском монастыре в 1687 и 1688. Соловецкий иеродиакон Игнатий часто посещал дом Дионисия Евстафьева в Повенце и был крестным отцом его старшего сына Андрея. Дети Дионисия Евстафьева (1705) — Андрей, Семен, Иван и Соломония. Семен был киновиархом Выговского общежительства (1730-25 сент. 1740), Соломония была настоятельницей женской Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Родной племянник Андрея Денисова, Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, стал первым уставщиком Выговского общежительства. Наставником Андрея Денисова в молодые годы был Игнатий Соловецкий. Его духовным отцом был старец Варлаам, в миру Василий Быков, принявший постриг от инока Корнилия. Как свидетельствуют письменные источники, Андрей Денисов пользовался любовью иноков Корнилия, Виталия Московского (он завещал ему свою мантию), Прокопия Нижегородского, соловецкого иеромонаха Пафнутия, соловецкого соборного старца Геннадия Качалова.

Биография[править]

Основание Выговского общежительства[править]

Стремление сохранить старую веру, руководившее братьями Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего Андрея в декабре 1691 в Выговскую пустынь, ставшую с конца 1670-х стала прибежищем сторонников древнего благочестия. Первую зиму Андрей Денисов вместе со своим спутником Иваном Белоутовым прожили в землянке, питаясь принесенными запасами. Летом 1692 они построили небольшую келью между Тагозером и озером Белым. Для совместной молитвы и бесед Андрей Денисов часто приходил к Даниилу Викулину, который вскоре уговорил его соединиться в «единотрапезное и единоименное» житие. В 1693 Андрей Денисов привел на Выг свою сестру Соломонию. В октябре 1694 по инициативе Андрея Денисова и Даниила Викулина и по благословению инока Корнилия было организовано Выговское общежительство на принципах киновийного монастыря. В 1697 на Выг переселились отец Андрея, Дионисий Евстафьев, и братья Семен и Иван.

Даниил Викулин и Андрей Денисов с самого начала стояли во главе пустыни. В 1702 было проведено разделение духовных дел и общего руководства пустынью: согласно соборному постановлению 11 сент. 1702, Андрей Денисов был выбран киновиархом общежительства, духовной сферой стал ведать Даниил Викулин. Этот выбор, главным основанием для которого были личные качества Андрея Денисова, учитывал также и то, что он происходил из семьи, тесно связанной с ранним старообрядчеством, имел тесные духовные контакты с известными учителями старой веры.

Деятельность в качестве киновиарха[править]

Андрею Денисову принадлежит главная роль в упрочении внешнего положения центра староверия. Когда Выговское общежительство в связи с припиской к Олонецким железным заводам было легализовано, он стал главным ходатаем по Выговским делам в обеих столицах. Как хорошие квалифицированные работники пустынножители ценились заводской администрацией; Андрей Денисов был знаком и пользовался расположением приказчика Повенецкого завода Г. Традела, начальника всех заводов А. С. Чоглокова, позже коменданта В. И. Геннина. Во время заключения Семена Денисова в новгородской тюрьме (1713—1717), когда в опасности оказалась судьба не только младшего брата, но и всей пустыни, Андрей Денисов предпринимал всевозможные хлопоты, почти не жил на Выгу, подбадривая посланиями и узника, и общежителей. При Андрее Денисове сложилась практика поднесения высоким лицам, в том числе императору Петру I и царице Прасковии Федоровне во время их приездов на Марциальные воды, «писем и гостинцев», каковыми в основном бывали олени и птицы (живые и стреляные), лошади, а также, возможно, в соответствии с духом времени, «морские курьозы» для частных кунсткамер. Известен ряд приветственных и благодарственных посланий, написанных Д.: В. И. Геннину (1721), архиепископу Новгородскому Феодосию Яновскому (1722), императрице Екатерине I по случаю коронования (1724), придворному поэту М. И. Ширяеву (1725—1727), императору Петру II по случаю вступления на престол (1727).

Организаторский талант Андрея Денисова сыграл немаловажную роль в том, с какой быстротой выросла и обустроилась на Выгу староверческая обитель. В 1705—1713, когда на Выгу вследствие неурожаев разразился голод и многие насельники покидали общежительство, киновиарху приходилось не только постоянно находиться в разъездах, собирая деньги и подаяние на пропитание общежителей, но также поучать братию от Божественных писаний сохранять крепость духа в посланном на них искушении. По инициативе Андрея Денисова были организованы доставка хлеба из Поволжья на Север, в Петербург и его продажа, что приносило общежительству значительный доход, при этом в хлебной торговле допускалось привлечение частного кредита. Получили развитие морские промыслы; экспедиции Выговских трудников отправлялись на Новую Землю и Шпицберген для добычи моржей, тюленей, белых медведей.

В 1706 в 20 верстах от Выговского монастыря была основана женская обитель на реке Лексе. В 1717—1719 большое строительство развернулось в мужском общежительстве. При Андрее Денисове завели судовое строение, началось строительство пристани в Пигматке на Онеге. Когда в 1727 выгорела женская обитель, настоятель сам принимал участие в строительстве: рубил лес, сплавлял его.

Выговская традиция сохранила воспоминание о характерных чертах человеческого облика Андрея Денисова: рассудительность, стремление сохранить в братии мир и согласие, скромность в пище и одежде (на братские труды приходил в одеждах «уже многоплаченых», то есть многократно зашитых и заплатанных), знание меры даже в «наказательстве поучительном», «ибо толь благоискусно и мерно оное произвождаше, яко слушателей никогда же во отягощение и уныние привождаше».

Трудами первооснователей пустыни (Даниила Викулина, братьев Андрея и Семена Денисовых, Петра Прокопьева), но главным образом именно Андрея Денисова, была выработана программа развития староверческого центра, в котором важное место отводилось церковноу и культурному строительству. На Выгу создавались школы для обучения грамоте и пению, собиралась библиотека, переписывались необходимые книги, формировалась литературная и иконописная школы. Во главе всех этих начинаний также стоял Андрей Денисов. Прямое свидетельство о книжных экспедициях Андрея Денисова в 1705—1712 содержит «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова: «Оный же Андрей в те вышеписанныя нуждныя годы ездяше ово з братом Симеоном, а ово и с ынными по всем градом и в Москве по всем монастырям и в Нижегородской пустыни промышляше книги и осматриваше, овые покупаше, а овые списываше, испытуя, како в древлеотеческом благочестии утверждатися и стояти». Параллельно с разысканием и перепиской книг велся подбор свидетельств церк.-археологического характера в пользу старых обрядов. Эти направления имели для Выговского общежительства далеко идущие последствия. Из книг, приобретенных во время подобных поездок, пожертвованных благотворителями и переписанных, составилась богатейшая библиотека общежительства. Скрипторий был организован в самой Выговской пустыни: переписывались, в том числе на заказ и на продажу, не только памятники древнерусской книжности, но и соченения Выговских авторов.

Умер Андрей Денисов внезапно в возрасте 56 лет. На погребение собралось до двух тысяч человек, пришли не только общежители, но и крестьяне окрестных деревень. Семен Денисов сменил брата на посту настоятеля, продолжив его труды по упрочению основ и росту благосостояния староверческой киновии. Благодарная память о первом киновиархе сохранялась на протяжении всей истории общежительства. Сочинения Андрея Денисова постоянно переписывались, его изображение помещалось на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках. Житие его было написано Андреем Борисовым в 1780-е. Тогда же Иваном Антоновым была написана служба Андрею Денисову. С годами он стал восприниматься как символ славы всего общежительства и как его небесный заступник.

Творческое наследие[править]

Во мн. благодаря богатству книжного собрания первые Выговские киновиархи стали широко образованными книжниками и начетчиками. Самым авторитетным был Андрей Денисов, который уже современники называли «мудрости многоценное сокровище». Первый Выговский киновиарх был глубоким знатоком рукописной книжности. Сделанные им описания отдельных рукописей Троице-Сергиева монастыря, московского Успенского собора и Патриаршего двора показывают, что Андрей Денисов мог определить древность письма, украшений, переплета. Ученик Андрея Денисова, Мануил Петров, как свидетельствует «Житие Андрея Денисова», собрал первоначальный материал к подлинной датировке «Соборного деяния на еретика Мартина» и «Требника митрополита Феогноста», появившихся в нач. XVIII в. «для борьбы с расколом». Детальный критический разбор этих фальсификаций, сделанный, скорее всего, именно Андреем Денисовым и давший основание В. Г. Дружинину назвать выговцев первыми палеографами, вошел в «Дьяконовы ответы» (1719) и «Поморские ответы» (1723).

Андреем Денисовым была написана основная часть знаменитых «Поморских ответов» (1723), содержавших ответы на 106 вопросов синодального миссионера Неофита и ставших настольной книгой всего староверия. Он же был главным редактором этого фундаментального труда. Его перу принадлежит большое количество полемических сочинений и посланий, являющихся откликом на проблемы, волновавшие староверов в первой четверти XVIII в., такие, как знамения пришествия антихриста, написание титлы на кресте, обличение «новых мудрецов».

Андрей Денисов составил ряд основополагающих уставных статей для Выговской и Лексинской обителей, направленных на соблюдение благочиния и основных принципов киновийного монастыря: раздельного пребывания мужчин и женщин, отсутствия личного имущества, подчинения должностным лицам киновии. Значительное место в творческом наследии Андрея Денисова занимают проповеди, тематика кот. направлена на укрепление слушателей в вере и убеждение твердо следовать установлениям староверческого общежития (к примеру, слова о покаянии, о молитве, о вере, о страхе Божии, о крестном знамении, о девстве, о смирении и т. п.). Андрея Денисова следует считать основоположником традиции произнесения слов на церковные праздники и посещения Выговскими наставниками скитов в дни их престольных праздников. Им были написаны 8 слов на двунадесятые праздники, 8 слов, посвященных святым, и 4 послания, датируемые 1713—1721 и содержащие поздравления братии монастыря и скитов в дни важных церковных праздников.

Творческое наследие Андрея Денисова, почти не опубликованное, насчитывает около 200 соч. и включает помимо догматических трудов и произведений эпидейктического красноречия 4 надгробных слова, в том числе «Надгробное слово Петру Прокопьеву» (1719), содержащее написанный участником очерк ранней истории Выга. Андрей Денисов явился создателем Выговской литературной школы, в которой обучение писательскому мастерству шло через штудирование учебников риторики, разбор примеров и подражание образцам. Литературными учениками первого Выговского киновиарха были его брат Семен, Трифон Петров, Мануил Петров, Даниил Матвеев.

Литература[править]


Ссылки[править]