Дефицит протеина C

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дефицит протеина C

Болезнь человека





Дефицит протеина С – наследственное или приобретенное состояние, характеризующееся недостатком или нарушением функции протеина С – ключевого антикоагулянтного белка.

Приводит к повышенному риску тромбозов.

История[править]

Протеин C был выделен из плазмы крупного рогатого скота Йоханом Стенфло в 1976 году. Однако функция протеина C в физиологической регуляции свертывания крови была определена лишь несколько лет спустя. Низкие уровни протеина C в плазме впервые были связаны с венозным тромбозом в исследовании Гриффина и соавторов в 1982 году. Неонатальное проявление гомозиготного дефицита протеина C в виде диссеминированного внутрисосудистого свертывания и молниеносной пурпуры в первые часы после рождения было описано несколькими группами исследователей в 1984 году. У этих младенцев и других, выявленных позже, был обнаружен критический дефект регуляции свертывания крови, связанный с неопределяемым уровнем протеина C[1].

Классификация[править]

Дефицит протеина С (ДПС) классифицируется согласно этиологии на два типа:

  • врожденный — связан с мутацией в гене PROC, который вызывает снижение концентрации (1 тип) или нарушение функции (тип 2) протеина С;
  • приобретенный — снижение концентрации или нарушение функции протеина С, не связанное с генетическими мутациями[2][3].

Этиология[править]

Врождённый ДПС возникает из-за мутаций в гене PROC. Описано более 160 мутаций PROC, которые могут приводить ДПС. Заболевание наследуется по аутосомно-доминантному типу. Мутации в одной копии гена у гетерозиготных носителей вызывают лёгкую форму дефицита, тогда как у лиц с гомозиготными мутациями наблюдается тяжёлая форма болезни[3].

К факторам, вызывающим приобретенный ДПС относятся:

  • острый тромбоз;
  • терапия варфарином;
  • заболевания печени (например, фиброз печени при хроническом гепатите C);
  • дефицит витамина K;
  • сепсис;
  • синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания (ДВС — синдром);
  • уремия (у пациентов может быть нормальный уровень протеина C, но снижена его антикоагулянтная активность)

Также описаны случаи приобретённого ДПС, связанные с:

  • аутоантителами к протеину C;
  • трансплантацией гемопоэтических стволовых клеток.

Тяжёлая форма приобретённого дефицита протеина C может наблюдаться у пациентов с менингококцемией и другими причинами тяжёлого сепсиса[4].

Патогенез[править]

Протеин C — это 62-кДа витамин K-зависимый гликопротеин, синтезируемый в печени. Он циркулирует в крови в виде неактивного зимогена в концентрации 4 мкг/мл. Его активация в сериновую протеазу, активированный протеин C, катализируется тромбином при связывании с эндотелиальным протеогликаном тромбомодулином.

Активированный протеин С проявляет свою антикоагулянтную активность главным образом за счёт инактивации факторов свертывания Va и VIIIa, необходимых для активации фактора X и генерации тромбина. Каталитическая активность активированного протеина С значительно усиливается витамин K-зависимым кофактором — белком S.

Помимо роли в системе свертывания, активированный протеин С выполняет противовоспалительные и цитопротекторные функции, опосредованные через эндотелиальный рецептор протеина C и рецептор, активируемый протеазой–1.

Дефицит протеина С нарушает тонкий баланс между прокоагулянтными и антикоагулянтными белками, создавая протромботическую среду. Роль протромбина С и других антикоагулянтных белков в этом балансе особенно важна в условиях медленного венозного кровотока, где прокоагулянтные белки и фосфолипиды тромбоцитов длительно контактируют с сосудистой стенкой. Это отчасти объясняет, почему дефицит белка C ассоциирован преимущественно с венозным тромбозом[4].

Диагностика[править]

Клиническая карта[править]

Тяжёлый врождённый ДПС обычно проявляется молниеносной пурпурой и ДВС-синдромом в течение 72 часов после рождения, хотя в некоторых случаях болезнь манифестирует в более позднем возрасте. У многих новорождённых наблюдается тромбоз сосудов сетчатки и головного мозга, вероятно развивающийся ещё во внутриутробном периоде. Среди выживших детей часто встречается слепота[5].

Тромбоз церебральных сосудов приводит к ишемическому инсульту, нередко осложняющемуся вторичными кровоизлияниями и гидроцефалией, что вызывает долгосрочные неврологические последствия. Тромбоз крупных сосудов других локализаций (например, почечных вен) встречается реже. Ишемический инсульту и тромбоз почечных вен могут быть первыми проявлениями заболевания[5].

Пациенты с умеренно выраженным ДПС могут не проявлять симптомов до подросткового возраста и часто испытывают рецидивирующие венозные тромбоэмболические события, включая тромбоз глубоких вен, тромбоэмболию легочной артерии, паренхиматозные тромбозы и склонность к ДВС-синдрому[5].

Лица с гетерозиготным ДПС и легким снижением активности протеина C могут демонстрировать различную степень выраженности симптомов — от бессимптомного течения до рецидивирующих тромбозов, приводящих к посттромботическому синдрому. Вариабельность риска тромботических событий у носителей мутаций PROC может быть обусловлена неполной пенетрантностью гена, влиянием окружающей среды или другими генетическими факторами[3].

Лабораторная диагностика[править]

В лабораторной диагностике ДПС применяют два основных теста: определение антигена и определение активности протеина С (коагуляционный или хромогенный методы).

Анализ с определение активности протеина С может быть:

  • коагуляционным – основан на удлинении времени свертывания после активации протеина С.
  • хромогенным – измеряет способность активированного протеина С расщеплять синтетический хромогенный субстрат с высвобождением хромогена.

Определение антигена протеина С

Антигенные тесты измеряют количество ПС, но не оценивают его функцию, поэтому не выявляют дефицит 2 типа и не рекомендуются для скрининга.

Методы определения:

Дифференциальная диагностика[править]

Дифференциальная диагностика при подозрении на дефицит протеина С проводится со следующими состояниями:

1. Врождённые формы тромбофилии:

  • дефицит протеина S;
  • дефицит антитромбина III;
  • мутация фактора свертываемости V ;
  • мутация гена протромбина G20210A (повышенный уровень протромбина);
  • другие редкие генетические тромбофилии (например, дисфибриногенемия).

2. Приобретённые состояния, сопровождающиеся коагулопатией:

Осложнения[править]

У пациентов, которым производится гемотрансфузия свежезамороженной плазмы, имеется риск заражения вирусными инфекциями. Кроме того, теоретически возможно появление аутоантител и аллергических реакций на компоненты свежезамороженной плазмы, однако, реальные клинические случаи пока не описаны. Также, ввиду гиперкоагуляции у пациентов могут наблюдаться тромботические явления, и , как следствие нарушения кровоснабжения тканей, инфекционные осложнения[1]

Лечение[править]

Лечение тяжелого ДПС основано на заместительной терапии протеином С и применении пероральных антикоагулянтов для лечения и профилактики тромбозов. Экзогенный протеин С может вводиться в виде свежезамороженной плазмы или, что предпочтительнее, в виде очищенного концентрата протеина С. Единственным потенциально излечивающим методом для ДПС является трансплантация печени, однако в литературе описано лишь несколько случаев успешного длительного лечения ДРС у гомозиготного по гену PROC с помощью трансплантации печени[6].

Для пациентов с гетерозиготным ДПС антикоагулянтная терапия определяется наличием и количеством тромботических событий (первый эпизод или рецидивы). Бессимптомные гетерозиготы не нуждаются в длительной антикоагуляции или заместительной терапии протеином С[6].

Прогноз[править]

Данные о долгосрочном прогнозе пациентов с тяжелым ДПС ограничены. При адекватной, тщательно контролируемой антикоагулянтной терапии и заместительном введении протеина С риск тромботических осложнений может быть значительно снижен. Однако длительная антикоагулянтная терапия сопряжена с риском кровотечений. В отличие от тяжелого гомозиготного дефицита протеина С

, отдаленные последствия гетерозиготного дефицита варьируют в зависимости от частоты и количества эпизодов венозных тромбоэмболий, а также наличия сопутствующих факторов риска тромбозов[6].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 N. A. Goldenberg, M. J. Manco-Johnson Protein C deficiency // Haemophilia. — 2008-10-30. — В. 6. — Vol. 14. — С. 1214–1221. — ISSN 1351-8216. — DOI:10.1111/j.1365-2516.2008.01838.x
  2. Терехова Светлана Николаевна, Костерина Анна Валентиновна, Чувиков Валерий Евгеньевич, Фахрутдинов Ильдар Азатович Оценка необходимости определения протеина с при назначении терапии непрямыми антикоагулянтами // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2013. — № 2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Gupta, A., & Patibandla, S. (2023). Protein C Deficiency. In StatPearls. StatPearls Publishing.
  4. 4,0 4,1 Shamudheen Rafiyath Protein C Deficiency англ.. Medscape (26/04/2023).
  5. 5,0 5,1 5,2 Adrian Minford, Leonardo R. Brandão, Maha Othman et all. Diagnosis and management of severe congenital protein C deficiency (SCPCD): Communication from the SSC of the ISTH // Journal of Thrombosis and Haemostasis. — 2022-07. — В. 7. — Vol. 20. — С. 1735–1743. — ISSN 1538-7836. — DOI:10.1111/jth.15732
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Peyman Dinarvand, Karen A Moser Protein C Deficiency // Archives of Pathology & Laboratory Medicine. — 2019-02-01. — В. 10. — Vol. 143. — С. 1281–1285. — ISSN 0003-9985. — DOI:10.5858/arpa.2017-0403-rs

Литература[править]

Шаблон:Кровотечения и нарушения свёртываемости крови

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Дефицит протеина C», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».