Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Екатерина Гавриловна Числова

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Екатерина Числова»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Carherine Chislova.JPG

Екатерина Гавриловна Числова (21 сентября 1846 — 13 декабря 1889) — русская балерина.

Биография[править]

Закончив хореографическое отделение императорского театрального училища в 1864 году[1], Екатерина Гавриловна Числова была принята в Петербургскую императорскую труппу, где вскоре прославилась исполнением дивертисментов и национальных танцев в паре со своим постоянным партнером Феликсом Кшесинским. Авторы хроники «Наш балет; 1673—1899…» Александр Алексеевич Плещеев и К. Скальковский упоминали о ее ролях: летом 1874 года на нее ставилась мазурка «Souvenir de Krasnoïe Selo» в Красносельском театре; за год до того она пробовала себя и как драматическая актриса, выступив в Александринском театре в комедии А. М. Жемчужникова «Странная ночь» и, по мнению критики, недурно читала стихи и пользовалась заслуженным успехом[2]; она участвовала во многих постановках Петербургской труппы.

Однако известность балерине принес не только балет. Куда больше в свете обсуждалась ее личная жизнь — и это было понятно, поскольку личная жизнь Екатерины Гавриловны была связана с наивысшим в российской иерархии семейством — Романовыми.

К семейным скандалам Романовых в середине XIX столетия Россия привыкла. Да и что иное могло быть, если далеко не каждому императору удавалось жениться по любви — чересчур высокое положение обязывало в первую очередь соблюдать государственные интересы даже в личной жизни. А браки по расчету не всегда бывают счастливыми. Вот и получилось, что император Александр II (1818—1881) жил в фактическом браке (затем морганатический брак) с Екатериной Долгорукой, фрейлиной своей официальной супруги-императрицы. Его брат великий князь Константин Николаевич (1827—1892) повторил братский подвиг гражданской семьи — с балериной Анной Кузнецовой, внебрачной дочерью русского актера-трагика Василия Андреевича Каратыгина (при этом бывшая и официальная семья проживала рядом, в том же Зимнем дворце)[3].

Приблизительно в эти годы и их младший брат великий князь Николай Николаевич (1831—1891), прозванный к этому времени Николаем Николаевичем Старшим (в отличие от его сына-тезки от официального брака Николая Николаевича Младшего), пошел по тем же стопам, его возлюбленной стала танцовщица Петербургской императорской труппы Екатерина Гавриловна Числова. Скандальность ситуации заключалась в том, что любимые дамы всех трех братьев были не в роли объектов любовных приключений или интрижек, не подлежащих огласке (кого бы они подобным удивили!), а именно открыто представляемыми в качестве… сегодня бы сказали: гражданских жён, — но тогда такого понятия еще не существовало, — а официальные семьи, то есть освященные церковью, хоть формально и оставались таковыми, по факту семьями перестали являться. Современная европейская юриспруденция подобные фактические браки признает действительными (семейные отношения определяются не только по факту их регистрации, а по общему бюджету), но в 19 столетии браки, не освященные церковью, не только не признавались юридическими, но и не вписывались в систему официального религиозного воспитания — иными словами, ознаменовали собой религиозный грех; дети же от подобных браков считались незаконными. А ведь речь шла о самых высокопоставленных официальных лицах государства.

Великий Князь Николай Николаевич (в семье — Низи)

Николай Николаевич пошел еще дальше своих братьев. Если те просто оставили своих официальных жен и создали другие семьи, то Николай Николаевич, чтобы брошенная супруга (Александра Фридерика Вильгельмина, принцесса Александра Ольденбургская, после замужества великая княгиня Александра Петровна[4]) совсем не мешала в создании нового семейного счастья, сам же объявил ее неверной супругой, отобрал все подаренные им же подарки и выгнал вон[3][5]. Поведение, прямо-таки скажем, не царское и не джентльменское, хотя и называли Николая Николаевича, по некоторым сведениям, джентльменом от кавалерии[6] (он был военным). В результате все расходы по содержанию бывшей (хотя по-прежнему считавшейся официальной) супруги своего младшего брата взял на себя император Александр II.

Числова Екатерина Гавриловна (1845—1889) — артистка балета, возлюбленная великого князя Николая Николаевича

Но Екатерину Гавриловну моральные аспекты поведения ее супруга де-факто по отношению к брошенной предыдущей семье, похоже, не волновали. Новая, не сценическая роль, которая у нее появилась приблизительно с начала 1860-х годов, ей явно пришлась по вкусу. Она скоренько завершила сценическую карьеру и переехала в купленный для нее Николаем Николаевичем особняк на Почтамтской, который и стал их семейным домом. Великий князь оказался полностью под каблучком изящной балерины, а та, несмотря на свой невысокий рост и хрупкое телосложение, не стеснялась применять и рукоприкладство к дражайшему князю, если уличала его в чем-то. А поскольку не могла до него дотянуться, то в ход шло все попадавшееся под руку — для такого дела не жалелись предметы домашнего обихода и даже собственные туфли. Николай Николаевич неоднократно появлялся в великосветском обществе с подбитым глазом и синяками. Сцены ревности, которые Числова устраивала князю, становились постоянными темами светских разговоров Петербурга. А это уже переходило все приличия. В конце концов Александр II выгнал Екатерину Гавриловну вместе с детьми (то есть собственными родными племянниками) из Петербурга в городок Венден (ныне Цесис) недалеко от Риги[3].

В марте 1881 года на престол взошел Александр III. Новый император обладал добрым и мягким нравом и исполнил просьбу родного дяди Николая (по домашнему прозвищу Дядя Низи) о возвращении в Петербург его фактической семьи — Числова с детьми вернулась в свой дом — Николаевский дворец, а еще через пару лет всем детям было дано дворянское звание и фамилия Николаевы[7], сама же Екатерина Гавриловна стала именоваться Числовой-Николаевой[6]. Сцены ревности и скандалы в семейной жизни Николая Николаевича возобновились — но ведь сердцу не прикажешь. По Петербургу ходили слухи, что даже собственную почту великий князь не может читать, пока его ревнивая избранница ее не просмотрит и не убедится в отсутствии чьих-либо любовных посланий.

Екатерина Гавриловна Числова умерла от рака пищевода 13 декабря 1889 года, обеспечив безбедное существование всем своим четверым детям (младшая дочь, пятый ребенок, умерла).

Ее смерть обострила болезненное состояние великого князя Николая — еще несколько лет назад у него была обнаружена злокачественная опухоль десны, а горе спровоцировало новые приступы, в том числе и психического характера на сексуальной почве; после ряда инцидентов стало очевидно, что он не в состоянии контролировать себя, и последние месяцы великий князь находился под домашним наблюдением, не появляясь на публике[8]. Через полтора года после смерти Екатерины Гавриловны, 13 апреля 1891 года, великий князь Николай Николаевич Старший скончался в Ялте.

Их дети:

  • Ольга Николаевна Николаева (в замужестве княгиня Кантакузен; 10 июня 1868 — 31 августа 1950, Франция)
  • Владимир Николаевич Николаев (4 июня 1873 — 28 января 1942; во время Первой мировой войны командовал кавалерийским полком; был четыре раза женат, в том числе на вдове своего младшего брата Ольге Заботкиной; скончался в эмиграции во Франции)
  • Екатерина Николаевна Николаева (1874 — 26 января 1940, Бельгия)
  • Николай Николаевич Николаев (16 апреля 1875 — 9 января 1902; его вдова стала третьей женой его же брата Владимира, но не поехала с ним в эмиграцию и умерла от голода в Ленинграде во время войны — в блокаду)
  • Галина Николаевна Николаева (28 января 1877 — 3 августа 1878)

В дружественных проектах[править]

Источники[править]