Лунная радуга (роман)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения

Лунная радуга

Литературное произведение
Издание
Жанр
Научная фантастика
Автор
Сергей Павлов
Язык оригинала
русский
Год написания
1978 год
1983 год




Следующее
Волшебный локон Ампары


Лунная радуга — научно-фантастический роман советского и российского писателя Сергея Павлова.

Роман «Лунная радуга» представляет собой дилогию — он состоит из двух частей, сюжетно связанных между собой. Части романа называются «По чёрному следу» (впервые издана в 1978 году) и «Мягкие зеркала» (впервые издана в 1983 году).

Через несколько лет после выхода из печати второй части дилогии Павлов написал продолжение романа — новую дилогию «Волшебный локон Ампары» (две книги были изданы в 1991 и 1997 годах), сюжет которой перекликается с «Лунной радугой», но время действия романа проходит, по отношению ко времени, в котором разворачиваются события «Лунной радуги», в более далёком будущем.

Первая часть романа была экранизирована в 1983 году. Несмотря на звёздный актёрский состав и приличное по советским меркам финансирование, научно-фантастический фильм, снятый молодым режиссёром Андреем Ермашом, успеха у публики не имел. Это произошло благодаря слабой режиссуре и отсутствию в сценарии многих ключевых сюжетных линий романа.

Роман «Лунная радуга» имеет значительное количество поклонников.

Сюжет[править]

По чёрному следу[править]

Активное освоение планет Солнечной системы привело к появлению неизвестных заболеваний у работающих на поверхности планет и астероидов космических десантников.

Фрэнк Поллинг. Иллюстрация Ю. Макарова

В поле зрения организации, занимающейся безопасностью космической деятельности человечества — Международное Управление Космической Безопасности и Охраны Правопорядка (МУКБОП) — попадают выжившие на Обероне участники десанта, попавшие в планетарную катастрофу, погубившую шестерых космодесантников.

Молодой агент Фрэнк Полинг, начавший работать в Оперативном отделе Западного филиала МУКБОП, получает задание следить за своим шурином Дэвидом Нортоном, бывшим космодесантником, который, после выхода в отставку, окончательно вернулся на Землю и стал избегать общения с чужими ему людьми, замкнувшись в кругу своей семьи.

МУКБОП располагает фактами, относящимися к одной из экспедиций в Дальнее Внеземелье, в ходе которой с рейдера «Лунная радуга» был осуществлён десант на спутник Урана Оберон. Команда космодесантников должна была найти пропавших без вести участников предыдущей экспедиции на покрытую льдом планету. Внезапно происходит обрушение части поверхности, которое стоит жизни шестерым участникам десанта.

После того, как семь выживших на Обероне десантников вернулись на корабль, они оказались пораженными неизвестной аномалией, которая повлияла на их биологическую сущность. Десантники Дэвид Нортон, Тимур Кизимов, Марко Винезе, Золтан Симич, Эдуард Йонге и Жан Лорэ приобрели невероятные для человека свойства. Возможность длительное время не дышать, принимать радиоволны и слушать радиопередачи прямо в собственной голове, подобно летучим мышам слышать ультразвук, видеть в полной темноте, возможность мысленно общаться с товарищами по несчастью (телепатия), а также терять вес и левитировать, находясь на родной планете. Если выжившие на Обероне замерзали, из их тел сочилась подобная ртути блестящая клейкая субстанция, которая оказывалась совершенно невесомой и плавала в воздухе, если ее стряхивали. Кроме того, в присутствии этих шестерых людей начинали выдавать невероятные данные приборы, располагавшиеся на метеорологических станциях. Также десантники превращали простые древесные палочки в телеприемники и развлекали детей «поющими деревяшками» (почему-то деревяшки «показывали» детские телеканалы). Странным было и то, что выжившие в катастрофе на спутнике Урана фактически перестали стариться, возможно, при этом увеличилась продолжительность их жизни. Но ещё более пугающим свойством была возможность перевоплощения — лица десантников могли полностью трансформироваться в лица других людей.

Дэвид Нортон. Иллюстрация Ю. Макарова

Тем не менее, космодесантники нашли способ на время избавляться от этих свойств (что было им необходимо, чтобы проходить регулярные медосмотры): при наложении рук на 3D телеэкран (так называемый «сингуль-хроматический экран») «чужеродный заряд» как бы стекал на него. При этом стереоэкран «утрачивал глубину», становился похожим на «стеклянную плоскость»[1] и на нём возникал отпечаток ладони чёрного цвета. После каждого такого инцидента десантники разбивали экран, что не позволяло спецслужбам зафиксировать «черный след». Этим эффектом постоянно пользовался Дэвид Нортон, когда летал на «Лунной Радуге» до выхода в отставку, и коллеги Нортона, двое из которых — Симич и Винезе — погибли при загадочных обстоятельствах во время работы на Венере и Меркурии после оберонских событий.

Только когда Западный филиал МУКБОП начал интересоваться десантниками, побывавшими на Обероне, выяснилось, что во время третьей экспедиции на Оберон врач «Лунной радуги» Альбертас Грижас в качестве детектива-любителя пытался расследовать постоянные аномальные явления на корабле (в том числе, разбитые экраны), о чем позже рассказал своему научному руководителю.

В ходе расследования невероятных событий перед официальными лицами и службами безопасности Земли встал вопрос опасности для человечества выживших на Обероне. Оперативный отдел МУКБОПа начинает работу по нескольким космодесантникам «Лунной радуги», чтобы изучить влияния космоса на их природную сущность и чтобы понять, чем они отличаются от простых людей. Фрэнку Полингу без труда удаётся обнаружить тайник Нортона и скопировать его дневник. Но в ходе допроса шурина Полингу «посчастливилось» увидеть «чёрный след», когда Нортон похлопал ладонью по экрану, чтобы «доказать, что он человек». После того, как Нортон разбил экран, Фрэнк видит иного Дэвида Нортона — страшного, покрытого ртутным блеском мутанта с рядом зеркальных зубов. Полинг спасается бегством из дома шурина, не понимая, что делать дальше и как отвести очевидную угрозу от нашей планеты.

Мягкие зеркала[править]

Андрей Тобольский и «Многорукий пианист». Иллюстрация Ю. Макарова

Спустя некоторое время после действия первой части романа МУКБОП заинтересовался бывшим пилотом «Лунной радуги» Мефом Аганном, ныне капитаном танкера «Анарда». За ним не тянулась «цепочка» чёрных следов. Но подозрение у МУКБОП вызвало то, что Меф Аганн, единственный из выживших в катастрофе не захотел выходить в отставку и даже добровольно вызвался в одиночестве жить на борту «Анарды», находящейся на орбите спутника планеты Сатурн — Япета — и готовить бывший танкер к эксплуатации в качестве орбитальной базы.

Главный герой второй части романа — высококлассный космический пилот Андрей Тобольский, супруга которого, Валентина, постоянно ставит ему в укор его «обыкновенность», не замечая того, что пилотов класса Тобольского на Земле единицы — направлен инспектировать техническое состояние «Анарды». Перед вылетом на «Анарду» на Андрея выходит оперативник Восточного филиала МУКБОПа Аверьян Копаев и уточняет задание: основная задача экспедиции — вовсе не инспекция «Анарды», а необходимость выяснить, не превратился ли после катастрофы на Обероне Меф Аганн в нечеловека (или, по новой терминологии МУКБОП, «экзота»). Андрей Тобольский был назначен инспектором по просьбе МУКБОП — Аганн известен малой общительностью, но в хороших отношениях с Тобольским (вероятно, из-за сходства с погибшим на Обероне лучшим другом, командиром десантной группы Юсом Элдером).

На «Анарде» Тобольский сталкивается с совершенно необъяснимыми явлениями — клейкой блестящей субстанцией в холодильнике, в котором на полу стояли ботинки Аганна, какими-то тенями, похожими на «многорукого пианиста» (по определению Тобольского) и многими другими «чудесами». Тем временем становится понятно, что намеренное, как оказалось, избегание Мефом того, что прерывало действие инопланетного «заряда» у других участников оберонской экспедиции (касание рукой экрана), привело Аганна к ещё более странному явлению — после приступа «мёртвой тишины», состояния, при котором для экзота пропадали вообще все звуки и он на какое-то оказывался полностью оглохшим, приходил так называемый «жив-здоров». Это означало наступление яркой галлюцинации, при которой пилоту «Анарды» чудились и даже говорили с ним погибшие на Обероне десантники — Аб Накаяма, Мстислав Бакулин и другие.

Андрей Тобольский оставляет «чёрный след». Иллюстрация Ю. Макарова

Однажды, при проведении работ на негерметичной палубе «Анарды», Андрей неожиданно был атакован из Космоса — получил удар по спине какими-то блестящими металлического цвета жидкими «кляксами», при этом удар по скафандру сопровождался зелёной вспышкой. Вначале пилот не почувствовал изменений в состоянии здоровья, но Аганн, с которым Андрей поделился событием, развеял его сомнения — на Япете, откуда и была «атака», начинается «гурм» (земной термин для обозначения оберонской катастрофы), жертвой которого на Обероне стали не только десантники, но и сам Аганн. Простившись с блистающим зеркальными зубами Аганном и узнав, нечаянно оставив «чёрный след» на экране, что и сам стал экзотом, Тобольский решается исследовать гурм. На десантном катере Андрей погружается в туман, сформировавшийся на месте гурма, видит различные чудеса и слышит голоса, будто извлечённые из его памяти. Тобольский догадывается, что гурм-феномен — это зарождение новой жизни (колония «эйвов» — названных так, потому что гурм много раз и быстро повторил сказанные Андреем слова «Эй, вы!» — похожих на колоссальные «бутерброды» с зеркальной прослойкой между «галетами» то ли существ, то ли чего-то иного и неизвестного). В конце разведки Андрей случайно разрушил экосистему колонии эйвов, в результате чего она начала деградировать и перестала быть опасной человечеству.

Вернувшись с полностью израсходованным запасом воздуха, которого должно было хватить на меньшее время, чем на сутки, Андрей обнаруживает, что он совершил скачок во времени в будущее (прошло уже около 8 лет), что Аганн угнал «Анарду», и скорее всего, потерпел крушение, что Валентина после его исчезновения вышла замуж, что маленькая дочка Лилия стала подростком, а на орбите на месте «Анарды» работает под шифром «Япет-орбитальный» космический корабль «Байкал», на котором исследовательский коллектив из шестисот пятидесяти шести человек занимается исследованием гурм-феномена. И самое главное, все эти земляне, как и сам Андрей Тобольский, стали экзотами, как и герои первой части романа (Нортон, Кизимов, Йонге, Лорэ и погибшие Симич, Винезе и Аганн). Теперь новым сверхлюдям гарантированна долгая жизнь (возможно, больше 500 лет) и неприятие их на родной планете.

Экзоты понимают, что должны искать себе новый мир. Исследовательская группа вместе с выжившими на Обероне героями первой части романа отправляются в Сверхдальнее Внеземелье (пространство, что лежит за пределами Солнечной системы) и, во главе с Андреем Тобольским, объединив множество звездолётов в армаду «Великий предок», навсегда покидает сферу влияния Земли.

История создания[править]

Сергей Павлов

Роман-дилогия Сергея Павлова «Лунная радуга» был задуман писателем, как эпическая сага об освоении космоса в будущем. По словам Павлова, в его романе «нашли отражение альфа и омега писательских интересов – эволюция человека (как процесс) и появление в нашем мире нового человека (как результат)»[2].

Первая книга романа — «По чёрному следу» — вышла из печати в 1978 году, в издательстве «Молодая гвардия». До этого момента одна глава из романа — «Плоскогорье огненных змей» — была опубликована в журнале «Техника-молодёжи» (№ 7 за 1978 г)[3]. Книга была признана советскими читателями и вызвала настоящий читательский бум, за ней выстаивали очереди и найти первую часть романа в книжном магазине было крайне сложно.

Завесу тайны над сюжетом второй частью дилогии («Мягкие зеркала») Павлов приоткрыл в беседе с Михаилом Пуховым «Под космической радугой», опубликованной в журнале «Техника-молодёжи» в 1981 году. По признанию писателя, в написании второй части дилогии, которая тогда ещё только создавалась, Павлову помогло общение с космонавтами, профессионалами своего дела, в особенности с Георгием Береговым. Это общение со специалистами отразилось на описании карьеры и совершенствовании профессионального мастерства главного героя второй части «Лунной Радуги», космического пилота Андрея Тобольского. Как отметил в ходе беседы Павлов, «без ярко выраженного профессионализма героя современная фантастика просто немыслима»[4].

«Мягкие зеркала» вышли из печати в 1983 году. Вторая часть дилогии была издана в журнале «Искатель» (№ 4 и № 5 за 1983 год)[5], номера с «Мягкими зеркалами» раскупали практически моментально. Также вторая часть романа вышла и в издательстве «Молодая гвардия» (1983 год)[6].

За роман-дилогию «Лунная радуга» Сергей Павлов был в 1985 году удостоен литературной премии «Аэлита» (вручается с 1981 года отечественным писателям за лучшее творение в жанре научной фантастики)[7].

Экранизация[править]

Фильм «Лунная радуга»

Основная статья: Лунная радуга (фильм)

В 1983 году первая часть романа-дилогии («По чёрному следу») была экранизирована на киностудии «Мосфильм» молодым (на момент съёмок фильма режиссёру было 27 лет) кинорежиссёром Андреем Ермашом.

Андрей Ермаш, сын Председателя Государственного комитета СССР по кинематографии Филиппа Ермаша, получил право снять серьёзный фантастический фильм по любимому советским читателем роману, не имея достаточного опыта (до «Лунной радуги» Андрей Ермаш снял только одну короткометражную новеллу). Получив в свои руки звёздный актёрский состав (так, Гэлбрайта сыграл известный по роли Шерлока Холмса Василий Ливанов, Фрэнка Полинга — известный по роли Арамиса в телефильме «Три мушкетёра» Игорь Старыгин, в фильме также принимали участие Владимир Гостюхин, Юрий Соломин, Сергей Десницкий и другие известные актёры), а также замечательного кинокомпозитора Эдуарда Артемьева, Ермаш создал невыразительное и скучное произведение, не сумевшее завоевать сердца публики. Любовь к длиннотам и созерцательности, которые были явно заимствованы из творчества гениального современника Ермаша — Андрея Тарковского — сделали фильм невозможно затянутым (при том, что многие важные сюжетные линии романа — например, большая часть описания жизни Дэвида Нортона, погоня последнего на элекаре за угнавшим такое же транспортное средство мальчишкой, который мечтал поплавать с аквалангом и, в итоге, погиб бы, если бы не Дэвид Нортон, и другие — были исключены из сценария).

Сергей Павлов сказал об экранизации своего романа буквально следующее:

О мосфильмовской киноверсии НФ-романа «Лунная радуга» мне говорить не хочется — слишком больно. В подборе актеров не участвовал. Участвовал в попытке как-то подправить [написанные] В. Ежовым и А. Ермашом сценарии фильма, но это было безнадежно. И Вам правильно кажется: все герои романа как-то не вяжутся с обликами и, особенно, с игрой исполняющих их роль актеров. За исключением Игоря Старыгина, вполне правдоподобно исполнившего роль Фрэнка Полинга. Кстати отметить, Игорь Старыгин — единственный, увы, из актеров, кто прочел роман перед съемками[8].

Продолжение[править]

Обложка издания «Волшебного локона Ампары»

Основная статья: Волшебный локон Ампары

В 1991 году, в соваторстве с писательницей Надеждой Шаровой, в издательстве «Молодая гвардия»)[9] вышло первое издание нового романа из серии книг о мире «Лунной радуги» — первая книга новой фантастической дилогии «Волшебный локон Ампары» «Тревер 1001-й». В 1997 году в издательстве «Армада»)[10] вышла вторая часть «Волшебного локона Ампары» — «День вепря и ночь белой совы», а также эпилог и словарь фантастических терминов романа.

«Волшебный локон Ампары» относится к литературной вселенной «Лунной радуги», хотя практически не связан с дилогией «Лунная радуга» по сюжету.

События, описываемые в новой дилогии, происходят в далёком будущем, когда потомки экзотов (называемые грагалами — Гражданами Галактики) основали в Сверхдальнем Внеземелье свою космическую цивилизацию. Грагалы сильно отличаются от землян и психологией, и даже физиологией (в частности, у них два сердца). Люди, живущие на Земле (грасолы — Граждане Солнечной Системы), откровенно боятся грагалов. Не в силах помешать им наносить визиты на Землю, грасолы заставляют грагалов проходить длительный карантин на Луне и процедуру «денатуризации», которая заглушает их сверхчеловеческие способности.

Основные события «Волшебного локона Ампары» разворачиваются на фоне противоречий в отношениях жителей Земли, которые в далёком будущем построили утопический мир, управляемый философскими школами, и грагалов, желающих иметь более тесные связи со своей Прародиной.

Интересные факты[править]

Драккар «Казаранг» в фантазии художника
  • Фамилия жены Андрея Тобольского, когда он вернулся после исследования гурма, меняется на Гуляковскую. В реальном мире Евгений Гуляковский — коллега по писательскому цеху Сергея Павлова и его друг. Также Павлов дружит и с супругой Евгения Гуляковского.
  • Многие термины, впервые использованные в романе «Лунная радуга», прижились и в реальном мире. В частности, термин «Внеземелье» в настоящее время используется, как имя нарицательное — для обозначения далёких от Земли миров.
  • Павлов одним из первых в фантастической литературе применил в «Лунной радуге» военно-морскую терминологию для обозначения типов судов (балкер, рейдер, драккар и так далее) и устройств (твиндек, люнет и другие) космических кораблей.
  • Среди имён героев «Лунной радуги» выделяется Меф Аганн, по имени которого невозможно установить его национальное происхождение. На вопрос читателей о том, откуда взялось это имя, Сергей Павлов ответил:

Меф Аганн — придуманное автором имя. С «налетом» заметного и, как потом выяснилось, явно неоправдавшегося символизма. Вначале автором была уготована Аганну роль несколько иного плана (возможно, более «негативного»), однако сам Меф Аганн решительно воспротивился этому. И автор с ним согласился. Вместе с героями своих романов и повестей я «налетал» в Пространстве достаточно «астрономических единиц», чтобы понять, что Дальнее Внеземелье — не та арена, где человек будет способен перевести свои слабости или свою силу в ранг идиотских амбиций. Космены — это уже не земляне. Это люди новой полиглобальной цивилизации — люди с иным пониманием своей миссии и своего места в мире новых лун, звезд и планет[8].

Источники[править]

  1. «По чёрному следу». Глава 9. Отчуждение
  2. Сергей Иванович Павлов // Сайт «Лаборатория фантастики»
  3. Рассказ из журнала «Техника-молодёжи», № 7 за 1978 год (стр. 60-63)
  4. Интервью Сергея Павлова корреспонденту журнала «Техника-молодёжи» М. Пухову, № 6 за 1981 год // Сайт История Фэндома
  5. Сергей Павлов. «Мягкие зеркала» // Сайт «Лаборатория фантастики»
  6. Обложка первого издания второй части романа — «Мягкие зеркала» (1983) // Сайт «Лунная Радуга»
  7. Всероссийская литературная премия «Аэлита» // Сайт bookmix
  8. 8,0 8,1 ВСЕ ОТВЕТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВА НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЛУННОРАДУЖНИКАМИ В ЕГО ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ НА ФОРУМЕ ПРОЕКТА «ЛУННАЯ РАДУГА» // Сайт проекта «Лунная радуга»
  9. Обложка первого издания первой книги романа «Волшебный локон Ампары», включённой в сборник «Ошибка дона Кристобаля» // Сайт «Лунная радуга»
  10. Обложка первого издания второй книги романа «Волшебный локон Ампары» // Сайт «Лунная Радуга»