Независимый театральный проект

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Независимый театральный проект» (театр «Ателье», Москва, год основания 1993) — продюсерская компания, частный театр. Создатель и художественный руководитель - Эльшан Мамедов (театровед, кандидат искусствоведения).

Драматургия, режиссёры, актёры[править]

В репертуаре театра преимущественно спектакли по пьесам современных западных авторов, особое внимание театр уделяет новой французской драматургии. В 2004-ом году было основано авторское агентство «Независимый театральный проект», которое сотрудничает с ведущими авторскими агентствами Европы и США. В афише (на 2017 год) - «История любви. Комедия ошибок» Жеральда Сиблейраса, «Имя» (русская сценическая версия) Матьё Делапорта, Александра де ла Пательера и другие. Кроме переводов пьес, театр представляет адаптации - русские сценические версии. Самый успешный пример адаптации - «Игра в правду» Филиппа Лелюша, спектакль в репертуаре театра более 10 лет, снят одноимённый фильм (режиссёр Виктор Шамиров).

«Независимый театральный проект» (театр «Ателье») сотрудничает с режиссёрами: Виктором Шамировым, Дайнюсом Казлаускасом (Литва), Сергеем Алдониным. В разные годы приглашались на постановки Владимир Мирзоев, Владимир Агеев, Анатолий Спивак, Владимир Петров и другие.

Деятельность «Независимого театрального проекта» (театра «Ателье») организована по проектному принципу.  Принципиальное отличие от многих частных инициатив, работающих в рамках антрепризы, заключается в том, что театр имеет постоянную команду не только административную, но и творческую. Основу труппы составляют актёры, сотрудничающие с театром много лет: Марина Дюжева, Гоша Куценко, Георгий Дронов, Екатерина Климова, Петр Красилов, Константин Юшкевич, Михаил Полицеймако и другие.

История[править]

Первой постановкой «Независимого театрального проекта» стал спектакль «Игра в жмурики» по резонансной пьесе Михаила Волохова (режиссёр Андрей Житинкин). В спектакле играли Сергей Чонишвили, Андрей Соколов, Олег Фомин. Премьера состоялась 13 января 1993 года. Несколько лет спектакль «Игра в жмурики» был единственной постановкой нового независимого театра, гастролировал по городам России и за рубежом. История двух санитаров морга, ведущих жёсткие диалоги, написанные с использованием ненормативной лексики, стала одной из знаковых постановок российского театра 90-х.

В 90-е также получила развитие деятельность «Независимого театрального проекта» как продюсерской компании - организатора гастролей, теле и видео-проектов. Первые большие гастроли театра «Геликон-опера» в Санкт-Петербурге в 1994-м году. Выпуск дисков с лучшими спектаклями российских театров - проект «Видеотеатр» в 1996-м году. Организация, съемки, продакшен - совместно с Геннадием Хазановым проекты «Чужие юбилеи», «До и после полтинника» в 1997-ом году.

Вторая премьера «Независимого театрального проекта» состоялась только через 5 лет - 1 октября 1998 года - спектакль «Ханна» по пьесе шведского писателя и драматурга Пера Улова Энквиста. После скандальной славы «Игры в жмурики» продюсер Эльшан Мамедов решил обратиться к серьёзной большой драме, рассказывающей историю отношений датского сказочника Ганса Христиана Андерсена и примадонны Копенгагенского Королевского театра Ханны Хейберг. Для работы над спектаклем продюсер пригласил актрису Анну Каменкову и режиссёра Анатолия Спивака. В 80-х увлечённый творчеством Анатолия Эфроса, студент факультета театроведения ГИТИСа Эльшан Мамедов проводил дни на репетициях великого мастера, вечера на его спектаклях в театре на Малой Бронной, тогда и началась долгая дружба с актёрами труппы Эфроса - Анной Каменковой и Анатолием Спиваком. К работе над спектаклем была приглашена художник Ирина Титоренко, с которой продюсера связывали также годы дружбы и совместной работы в театре-студии Ники Косенковой «Тембр»: со спектаклем «Слово о полку Игореве» в оформлении Титоренко Эльшан Мамедов объехал весь мир в качестве директора и актёра театра «Тембр».

Создание спектакля, в основе которого лежит серьёзная драма, было принципиальным решением - «Независимый театральный проект» таким образом обозначил своё место в ряду многочисленных антреприз 90-х: только хорошая драматургия, качественные декорации, хорошие костюмы. Частный театр должен быть настоящим театром, создающим полноценные спектакли, зарабатывающим деньги не за счёт приглашённых звёзд и максимального удешевления производства. Постановка пользовалась успехом, и деятельность «Независимого театрального проекта» как театра была продолжена.

Третий спектакль «Независимого театрального проекта» - «Примадонна» («Мастер-класс Марии Каллас») по пьесе американского автора Tерренса MakНелли (Terrence E. McNally). Спектакль стал для театра во многом знаковым. «Примадонна» - первая работа Виктора Шамирова в «Независимом театральном проекте». Далее режиссёром было поставлено ещё 7 спектаклей (на 2017 год). Также первый раз на главную роль в свой проект Эльшан Мамедов пригласил Татьяну Васильеву, увидев в ней потенциал большой драматической и трагической актрисы. Критика в общей массе не приняла комедийную актрису в её новом амплуа. Между тем, газета «Культура» (16 - 22 декабря 1999 года) вышла с портретом Татьяны Васильевой в роли Марии Каллас на первой полосе. В своей статье «Для мастер-класса требуется Мастер» Алиса Никольская писала: «У спектакля "Мастер-класс", выпущенного агентством "Независимый театральный проект" (пьеса Терренса МакНелли, постановка Виктора Шамирова), есть, казалось бы, все составляющие, необходимые для стандартного антрепризного зрелища: наличие звезды в главной роли, коммерчески успешная пьеса, незатейливость декораций и костюмов. Но, как правило, большинство антрепризных опусов отнюдь не отличаются высоким качеством и создаются исключительно для зарабатывания денег. С этой точки зрения успех "Мастер-класса" сомнителен. Он явно серьезен и отличается хорошим вкусом, а такие понятия у нас мало совпадают с массовым интересом». Между тем, массовый интерес к спектаклю был - люди приходили посмотреть на любимую актрису и с интересом слушали монологи великой Каллас. (архив газеты «Культура» [1]

«Независимый театральный проект» (театр «Ателье») искал своё лицо, шёл на эксперименты. Продюсер Эльшан Мамедов об этом этапе театра: «Выпуская каждый наш спектакль, мы стараемся «плыть против течению». Так было и с мелодрамой "Ханна", которая вышла в момент, когда слово "антреприза" было однозначно ругательным из-за дешёвых постановок, заполонивших сцену. Глубокий, психологический спектакль с блистательной Анной Каменковой в главной роли, сопровождался восклицаниями: "Неужели это антреприза?". Так случилось и с "Примадонной", синтетическим оперно-драматическим спектаклем про Марию Каллас, где выдающаяся Татьяна Васильева сыграла одну из своих этапных ролей. Нам предрекали провал: кто в нашей стране знает Каллас! Спектакль с успехом игрался несколько сезонов, эти прогнозы мы вспоминаем с улыбкой, поскольку задумывали спектакль не об идоле толпы, а о живом человеке с невероятной судьбой.

Провал нам предсказывали и в период работы над "Миллионершей", красочным шоу ультра-модного режиссёра Владимира Мирзоева с восходящими звёздами русского театра.  Был спектакль "Рикошет" - успешная попытка адаптировать на сцене абсолютный киножанр».

2002 год стал для «Независимого театрального проекта» знаковым. Два спектакля в постановке Виктора Шамирова вызвали шквал восторгов и обвинений. 4 февраля состоялась премьера спектакля «Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони, в роли Мирандолины - Татьяна Васильева. В спектакле играли: Валерий Гаркалин, Виктор Раков, Олеся Железняк, Татьяна Кравченко, Агриппина Стеклова, Константин Юшкевич и др. Критика порекомендовала режиссёру уйти из профессии, обвинив в яростном постмодернизме.

10 октября 2002 года состоялась премьера спектакля «Ladies’Night. Только для женщин» по пьесе Энтони МакКартена, Стефана Синклера и Жака Коллара в постановке Виктора Шамирова. История отчаявшихся металлургов, потерявших работу, и решивших освоить искусство стриптиза, чтобы прокормить свои семьи - сейчас уже сюжет известный, раскрученный. Постановки идут в разных театрах России (права коллектива авторов представляет в РФ и странах СНГ авторское агентство «Независимый театральный проект»). Для постановки финального шоу был приглашён один из лучших клубных хореографов Игорь Оршуляк.  

На 2002 год постановка на грани серьёзной драмы и стриптиз-шоу, сдобренная брутальным мужским юмором, выглядела откровенным вызовом. Публика приняла спектакль с воодушевлением, мнения критиков разделились от полного неприятия до восторга. Елена Ямпольская, отвечая гонителям режиссёра писала «Рано, рано Шамирову убираться вон. Что бы о нем ни говорили, по каким бы падежам ни склоняли (а сценических пакостей за этим постановщиком числится немало), Шамиров может вот так подсобраться и всем сразу утереть нос. Ladie's Night обещает стать самой живой, самой прикольной премьерой текущего сезона; это спектакль, который забыть невозможно и который, безусловно, стоит денег, на него потраченных.» (Новые известия, 12.10.2002)

Григорий Заславский также поддержал премьеру и режиссёра: «Надо признать: такого воодушевления зала в театре я не видел давно. Что говорить: такого воодушевления я вообще в театре не видел. На футболе - видел, в театре - нет. ...Надо отдать должное: Актёры замечательно двигаются, были уместными даже в раздетом виде, а их игра с залом (такая коварная вещь!) построена весьма умело и деликатно. И ещё. Спектакль "Только для женщин" сделан, мне показалось, с огромным уважением к женщинам, в каких-то мелочах, в деталях чувствовалось очень заботливое к ним отношение. Теплом проникаешься к режиссёру Виктору Шамирову, который взялся воплотить вечную мечту, как выясняется, не только русских женщин - увидеть мужчину настоящим героем, то есть не только в линялой майке и заношенных тренировочных штанах».[2] («Независимая газета», 16.10.2002)

Спектакль «Ladies’Night. Только для женщин» в октябре 2017 года отметил 15-летие при полном аншлаге. Интерес публики к постановке за годы не ослабел.

К 2005 году сложилась устойчивая команда постановщиков, актёров и продюсера. Уже стало понятно, что появился новый авторский театр, где автор не режиссёр или драматург, а продюсер. Екатерина Дранкина для газеты «Коммерсантъ»: « Мамедов придумывает спектакли полностью — от идеи до реализации: ищет пьесу, режиссёра, подбирает команду, разрабатывает эстетику спектаклей, участвует в репетициях, а иногда и в спектаклях. Людей в его проектах бывает задействовано довольно много. "Антрепренер должен быть психологом,— считает Мамедов.— Моя задача — собрать людей 'одной группы крови', команду, которой было бы в кайф работать вместе..." Команды большие, декорации весят не менее двух тонн — и тем не менее региональные продюсерские компании охотно покупают мамедовские спектакли, оплачивая размещение артистов и проезд по России фур с декорациями»[3]. («Коммерсантъ» 31.01.2005, «Живые труппы»).

Само название «Независимый театральный проект», часто сокращаемое до аббревиатуры - НТП, стало знаком качества, у театра появилась своя публика.

Марина Зайонц в статье о премьере «Независимого театрального проекта» «Госпиталь «Мулен Руж»» писала: Компания "Независимый театральный проект", как бы ни относиться к отдельным её спектаклям, своей основательной респектабельностью высится надо всеми другими антрепризами, все равно как Монблан. Здесь уж точно не суетятся, спектакли выпускают не торопясь, обдуманно, тщательно выбирают названия - незаигранные, оригинальные. Существуют уже 12 лет, а сделали за эти годы всего-то 13 спектаклей, не так уж много по антрепризным меркам, одно это способно вызвать уважение. Значит, не за скорым рублём гонятся, достоинство соблюдают, о художественности, прости господи, размышляют и заботятся. У них мало того что залы полны (с антрепризными спектаклями всегда так, недаром звёзд приглашают), у них появилась своя публика, не случайная, которой все равно, на какую звезду смотреть, лишь бы блестела, но своя, постоянная, которая интересуется именно их спектаклями (видно по залу, тут не спутаешь). До сих пор такое удавалось только репертуарным театрам, для антреприз это большая редкость». (журнал «Итоги»№46 / 492 (14.11.05),  «Канкан для раненых»[4]).

Музыкальный проект[править]

В 2012 году продюсер Эльшан Мамедов и хореограф Игорь Оршуляк придумывают новый формат музыкального спектакля, объединяющего в одно действие музыку, танец, пантомиму, трюки - и всё это должны исполнять одни и те же люди: играть музыку, танцевать, играть роли, кататься на роликах и т.п. Был объявлен кастинг, из 90 претендентов отобраны 4 музыканта, составившие классический струнный квартет: две скрипки, альт, виолончель.

За год обучения и репетиций молодые музыканты научились исполнять музыку в непрерывном движении.

20 ноября 2013 года в Москве состоялась премьера спектакля «Тапёр-шоу: танцующие на струнах».

Эксперимент в определившемся формате продолжился, был выпущен следующий спектакль MoscowBoys. Сюжет, постановка, хореография - Игорь Оршуляк. Квартет: Алексей Завгородный (скрипка), Григорий Горячев (виолончель), Павел Цветков (скрипка), Андрей Чапоров (альт).

Мировая премьера состоялась 8 августа 2016 на фестивале Фриндж в Эдинбурге, где были сыграны 20 шоу подряд. Фестивальная пресса была благосклонна к «парням из Москвы».

Балетный критик старейшей газеты Шотландии «The Herald» Мари Бреннан включила спектакль в обзор хореографических постановок фестиваля: «Ни одна категория в каталоге Фринджа полностью не сможет описать то, что творят на сцене MoscowBoys - но давайте остановимся на категории "танец", т.к. танцев там выше крыши: степ, сальса, иная хореография (это мы еще умалчиваем о номере с катанием на роликовых коньках). Ребята танцуют с улыбками на лицах и абсолютной уверенностью в своих силах. Что довольно странно, учитывая тот факт, что MoscowBoys - это струнный квартет с классическим музыкальным образованием... Комедийные скетчи добавляют этому шоу перца, однако же явно видно, что каждый нюанс, каждый переход с мажора на минор, каждая смена настроения с романтики на фанк чётко продумана. Они заканчивают шоу, когда пот струится по их лицам - на наших же лицах остаются улыбки и восхищение энергетикой и многообразием их возможностей. (Mary Brennan «Fringe Dance reviews: Binari, Assembly Hall (The Mound); Moscow Boys, Zoo Southside; Snow Charm, Spring Scenery, Theatre Big Tops, Fountainbridge» The Herald, 22.08.2016[5]).

Обозреватель газеты «The Scotcman» Kelly Apter: «К концу 75 минут зритель выходит почти столь же уставшим как и артисты, потому что движение на сцене не прекращается ни на минуту, а музыкальное исполнение просто безукоризненно». (Dance, physical theatre & circus Review: Moscow Boys, «The Scotcman», 26.08.2016[6]).

Московская премьера MoscowBoys состоялась 16 сентября 2016 года на сцене театра «Геликон-опера».

Полина Санаева, СНОБ. «Невозможно было не попасть под обаяние этих четырех, этого полноценного спектакля, этого, простите, шоу. Невозможно, немыслимо, что они творят на сцене. Скрипки – Алексей Завгородный и Павел Цветков, альт – Андрей Чапоров и виолончель – Григорий Горячев. Под конец вечера рубашки под их жилетками были мокрыми насквозь, но они все еще улыбались, и музыка звучала. Прекрасная музыка. И не хотелось уходить.» (Boys, boys, boys. Сноб. 18.09.2016[7])

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Алиса Нмкольская архив газеты «Культура» 16 - 22 декабря 1999 года (рус.). portal-kultura.ru. Проверено 17 января 2018.
  2. Сталевары (англ.). Проверено 17 января 2018.
  3. Живые труппы (2005-01-31). Проверено 17 января 2018.
  4. №46 (492) / Африканские страсти. www.itogi.ru. Проверено 17 января 2018.
  5. Fringe Dance reviews: Binari, Assembly Hall (The Mound); Moscow Boys, Zoo Southside; Snow Charm, Spring Scenery, Theatre Big Tops, Fountainbridge (англ.). HeraldScotland. Проверено 17 января 2018.
  6. Dance, physical theatre & circus Review: Moscow Boys (англ.). www.scotsman.com. Проверено 17 января 2018.
  7. Boys, boys, boys (рус.), snob.ru. Проверено 17 января 2018.