Нецеситная теория цен

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Нецеситная теория цен (нецеситная квантовая экономика) — экономическая теория, базирующаяся на законе необходимости. Автор теории – Ибраев, Леонард Иванович, доцент кафедры философии Марийского государственного университета. Он же ввёл и сам термин «нецéситный» (от лат. necessitas – необходимость).[1][2]

Закон необходимости гласит: в основе функционирования и развития любой живой системы, а потому также и общественной, лежит необходимость – такие объективные обменные отношения людей и их систем с миром, которые являются условием их существования, почему без них или подобных им заменителей система впадает в застой, в деградацию и в итоге погибает. Этот закон детерминирует волю и поведение любой живой системы, а также и общества. И этот закон доказывает, что меновые пропорции, рыночные цены определяются необходимой производственной и социальной структурой. Под влиянием рыночного спроса – предложения цены колеблются вокруг цен производственно и общественно необходимых, но тем не менее далеко и надолго отступать от них они не могут под угрозой гибели системы.

Эти общественно необходимые цены называются нецеситными ценами и представляют собой технологически и социально необходимые пропорции в обменном балансе потребления, производства и денежного товарообмена между ними. Нецеситные цены - центральное понятие в нецеситной теории цен; они могут быть рассчитаны согласно математической модели данной теории.

Автор теории считает неудовлетворительными как старые концепции цен, трудовую и утилитаристкую, так и доминирующую современную концепцию неоклассиков, равновесия спроса – предложения. Против этой концепции выдвигается, в частности, следующее соображение. Спрос и предложение в натуральной форме несоизмеримы вследствие своей разнородности, поэтому недоступны суммированию, а в денежной форме приходят к порочному кругу: цены продукции определяются тоже ценами, предшествующими (издержек), и остаётся неясной их связь с такими понятиями и величинами, не имеющими численных значений, как абстрактный труд, польза, общие затраты, спрос, предложение. Корни этой проблемы Л.И.Ибраев видит в ограничении имеющихся экономических теорий абстрактным рынком и в его отрыве от реалий производства – потребления.

Нецеситная теория цен была положительно оценена академиком РАН, д.э.н., проф. В.И.Даниловым-Данильяном. В своём отзыве на первую публикацию данной теории он указал, что проведённое Л.И.Ибраевым "исследование центральной и сложнейшей области экономической теории – ценообразования" является "подлинно научным анализом... действительно удовлетворяющим критериям научности, фундированности, в полной мере проявляющим как теоретическое новаторство, так и глубокую связь с предшествующими достижениями экономической науки". Академиком было отмечено, что "авторское изложение полно и строго, но вместе с тем доступно и ярко, в меру публицистично и полемично. Нет сомнений в том, что для широкого круга экономистов будет очень полезно ознакомиться с этой книгой".[3]

Известные экономисты с тех пор, уже больше 30 лет, не выдвигали никаких возражений против нецеситной теории экономики. Наоборот, она используется в научных публикациях и диссертациях, кандидатских и докторских, где Л.И.Ибраев попадает в один ряд с А.Г.Гранбергом, Дж.Кейнсом, В.В.Леонтьевым и другими авторитетными учёными-экономистами.[4]

Суть нецеситной теории[править]

Натуральные цены благ (не номинальные цены, в цифрах денег) есть пропорции их межотраслевого обмена – и следуют они из технологически необходимых пропорций производственного потребления.  

Потребление и производство рассматриваются в теории в их противоединстве – как взаимно обратные, но невозможные друг без друга две стороны единого процесса, а денежный товарообмен – как необходимый способ их связи и регулирования в обществе.

Как отлично известно современным производственникам, технологические пропорции разнородных затрат производства следуют из количественных естественных законов физики, химии, биологии, психологии. Поэтому необходимые для производства и потребления блага комлектарны и комплементарны, то есть выступают комплексами благ, дополняющих друг друга и никчемных без любого из компонентов или его заменителя и в определенных пропорциях и являются совершенно необходимыми, пока сохраняется та же технология. Без таких затрат и их пропорций производство невозможно. Если предприятие или работник не получит какие-то из необходимых ему компонентов затрат, общество не получит его продукцию, тоже ему необходимую.

На основе этого закона технологических пропорций производственного потребления в нецеситной теории строится система матричных уравнений потребительно-производственного баланса в обществе

(1)

где аji – необходимое потребление (затраты) продукции по видам потребителей xi , bji – продукция или функции производителей yi; все потребители – они же производители или функционеры: здесь  (что, понятно, бывает далеко не всегда); значения аji , bji – известны,  – искомые.

Решение полученных уравнений дает численное определение его отраслевых пропорции и – шире – социальных пропорции хозяйственной системы, то есть дает как их конкретные количества, так и любые им кратные, ≡ отраслевую структуру и – шире – социальную структуру

Таким образом, необходимые технологические пропорции, как по их количеству, так и по качественному составу, диктуют пропорции отраслевые и общественные.

В свою очередь эти отраслевые пропорции диктуют цены. Так как каждый производитель или функционер, если он необходим обществу, должен получить в обмене всё ему необходимое в затратах для производства и функционирования и в необходимых пропорциях, то отраслевые пропорции необходимого производства и потребления определяют необходимые для них пропорции обмена благ, меновые пропорции – ЦЕНЫ.

Математически это формулируется в матричном обменном балансе

  (2)

где, однако, неизвестных уже нет; это не уравнения; суммирование благ по вектор-строкам означает в нем не обычное математическое сложение, в натуре здесь невозможное в силу их разнородности (cм. Проблема цен), а только обменное приравнивание (обозначается знаком (=)) комплексов разных благ – с целью установить в них не какие-то неизвестные величины, а их необходимые меновые пропорции – цены, натуральные.

А номинальные цены (в цифрах денег) зависят от эмиссии денежной массы M, необходимой частоты v и объёма продаж и других обменных факторов, но номинальные цены не меняют реальных натуральных цен.

Деньги есть необходимое техническое средство осуществления и регулирования обмена – взаимного перемещения – торговли, в свою очередь, в конечном счете, направляемое их собственными необходимыми техническими пропорциями и лагами (сроками) товарооборота. Главным образом эти колебания поставок и создают колебания предложения – спроса.

В частности, кредит (в любых его формах векселя, облигации, банковский, акционерный) есть тоже деньги, но особые, получаемые вперёд, до выпуска и получения блага, что необходимо для преодоления торговлей разновременности – различия технологических лагов производства, торгового оборота и потребления по отраслям. Долголаговое производство (тяжелой техники, выращивание урожая, скота, строительство здания, предприятия, корабля и т п) свою продукцию выпустит ещё когда-то, однако оно невозможно без упреждающего получения от других необходимых ему затрат и поэтому осуществимо – либо из накопления (исторически  первоначально), либо теперь – в кредит.

Таким образом, нецеситная теория экономики сохраняет с себе старые концепции ценообразования классическую трудовую, утилитаристскую и “неоклассическую”, но только как слишком абстрактные и частные моменты, то есть – в превзойденной, «снятой» форме, и тем самым их опровергает.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Ибраев Л.И. Нецеситная теория цен и других экономических пропорций. — М.: ИНИОН, 1987.
  2. Леонард И.Браев Цены и деньги. Начала нецеситной квантовой экономики. — Йошкар-Ола: Диалог, 2010.
  3. Данилов-Данильян В.И. Отзыв о книге // Ибраев Л.И. Нецеситная теория цен и других экономических пропорций. М.: ИНИОН, 1987.
  4. Зарова Е.В., 1996 – 1998, Фейгин Г.Ф., 1997 – 1998, Лежнин К.П., 2001, Иваненко А.А. и Л.В., 2006 – 2008, и др.