Ногтев, Андрей Адреевич

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Ногтев

Ногтев, Андрей Адреевич












Князь Андрей Андреевич Ногтев [Нет даты!] — служилый князь из рода Ногтевых. Единственный сын Андрея Юрьевича Ногтева, известного только по родословным и являющегося внуком основателя рода Дмитрия Константиновича Ногтя[1].

Биография[править]

Правнук Дмит­рия Ног­тя князь Андрей Андре­евич вне­сён в один из древ­ней­ших по соста­ву родо­слов­цев, сохра­нив­ший­ся в спис­ке 40‑х годов XVI века. Андрей Андреевич Ног­тев зафик­си­ро­ван документально. Хронологически, его существование не вызы­ва­ет сомне­ний. Кня­зю Андрею Андре­еви­чу в 40‑е годы XV века при­над­ле­жа­ло село Коровническое «по ста­ринъ и съ судомъ». Село явля­лось «вонт­чи­ной» владельца. Поме­тка (сде­лан­ная спе­ци­аль­но от име­ни кня­зя) о том, что вклад был дан «коли бои был вели­ко­му кн(я)зю Васи­лью Васи­лье­ви­чю со кн(я)зем Юрьемъ Мит­ри­е­ви­чемъ на Холь­му» ука­зы­ва­ет одно­знач­но на несчаст­ли­вое для Васи­лия II сра­же­ние с его дядей и сопер­ни­ком в борь­бе за вели­ко­кня­же­ский стол.

По авто­ри­тет­но­му ука­за­нию ростов­ско­го вла­дыч­но­го сво­да, оно про­изо­шло 20 мар­та 1434 года «у свя­то­го Нико­лы на горе, на реце на Могзе» (Ермо­лин­ская лето­пись и мос­ков­ские лето­пис­цы кон­ца XV века назы­ва­ют Лазареву субботу, канун Вербного воскресенья, кото­рая в 1434 году и при­шлась на 20 мар­та). Участ­во­вал ли в бою сам князь Андрей (это не исклю­че­но, но очень сомни­тель­но, учи­ты­вая вне­зап­ность похо­да кня­зя Юрия Дмитриевича и крат­ко­вре­мен­ность ком­па­нии в целом) или же факт сра­же­ния про­сто стал вско­ре изве­стен ему и в Суз­да­ле вооб­ще (что пред­по­чти­тель­нее думать), оста­ёт­ся до кон­ца невы­яс­нен­ным. Но как бы то ни было, помет­ка с таким содер­жа­ни­ем и с подоб­ным опре­де­ле­ни­ем ста­ту­са Васи­лия II и его дяди мог­ла быть сде­ла­на в бли­жай­шие после 20 мар­та дни, вряд ли позд­нее 1-2 апре­ля (31 мар­та, в сре­ду на Свет­лой неде­ле князь Юрий взял Моск­ву после недель­ной оса­ды, о чём в Суз­да­ле долж­ны были узнать через один-два дня).

Инфор­ма­ция двух крат­ких тек­стов поз­во­ля­ет мно­гое про­яс­нить в ста­ту­се кня­зя Андрея Андре­еви­ча. Во-пер­вых, речь идёт об одном вла­де­нии — селе Коров­ни­чьем (Коров­ни­ки), рас­по­ло­жен­ным в бли­жай­шем око­ло­го­ро­дье Суз­да­ля и смеж­но с самим мона­сты­рём. Там же обре­тал­ся и Ветёль­ский пруд (пра­виль­но опре­де­лил его место­на­хож­де­ние Владимир Андреевич Кучкин, испра­вив­ший ошиб­ку Ивана Александровича Голуб­цова), пожню у кото­ро­го и отдал в мона­стырь вклад­чик «на поми­нок сво­еи д(у)ше». Вклад был несо­мнен­но обет­ным. Само село было наслед­ствен­но-родо­вой вот­чи­ной кня­зя Андрея, кото­рой он вла­дел «по ста­рине и с судомъ» (это зафик­си­ро­ва­ла менов­ная Ног­те­ва с мона­сты­рём пер­вой поло­ви­ны 1440‑х годов), что сви­де­тель­ству­ет о его суве­рен­ных пра­вах на это вла­де­ние. Сооб­ра­зуя дан­ное обсто­я­тель­ство с обо­зна­че­ни­ем имен­но Васи­лия II вели­ким кня­зем в помет­ке гра­мо­ты на пожню (хотя князь Андрей Андре­евич в кон­це мар­та 1434 года знал и о пора­же­нии Васи­лия II, и о пре­тен­зи­ях кня­зя Юрия Дмитриевича на вели­ко­кня­же­ский стол), выходит есте­ствен­ный выво­д: Андрей Андреевич Ног­тев обла­дал в 30‑е года XV века инди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом слу­жи­ло­го кня­зя мос­ков­ско­го вели­ко­го кня­зя и сохра­нял за собой родо­вые зем­ли уде­ла сво­е­го пра­де­да. В момент обме­на на село Коров­ни­ки ста­тус Андрея Андре­еви­ча, вероятно, уже начал менять­ся.

Пока­за­тель­но, что в акте не фигу­ри­ру­ют ни ве­ли­кий князь, ни любой дру­гой суве­ренный правитель Суздальского княжества (в 1441—1442 года, а возможно и в 1443 году им после­до­ва­тель­но вла­де­ли князь А. В. Чарто­рый­ский, эми­грант из Лит­вы, и мос­ков­ский удель­ный князь Иван Андреевич Можайский). Князь Андрей совер­ша­ет сдел­ку «доло­жа сво­е­го гос­по­ди­на Авра­мия, вла­ды­ки Суж­дал­ско­го». Подоб­ное име­но­ва­ние архи­ере­ев не харак­тер­но для вла­де­тель­ных кня­зей (вели­ких, удель­ных, слу­жи­лых). В жало­ван­ных и менов­ных гра­мо­тах вели­кие кня­зья (Василий I, Василий Тёмный, Иван III) име­ну­ют мит­ро­по­ли­тов «сво­и­ми отца­ми». Ана­ло­гич­ны акты мос­ков­ских удель­ных кня­зей в адрес раз­ных иерар­хов (князь Миха­ил Андре­евич Бело­зер­ский, князь Васи­лий Яро­сла­вич Боров­ский, князь Юрий Васильевич Дмитровский). Так же обсто­я­ло дело у суз­даль­ских кня­зей: князь Иван Борисович Тугой Лук дал вкла­дом в Спа­со-Евфи­мьев мона­стырь село Пере­бо­ро­во «пого­во­ря по духов­но­му делу», «с отцомъ сво­имъ с Мит­ро­фа­ном, со вла­ды­кою Суз­даль­ским».

Мит­ро­по­ли­ты и епи­ско­пы были «госу­да­ря­ми и гос­по­ди­на­ми» для свет­ских вас­са­лов пра­во­слав­ных иерар­хов, начи­ная от дво­рец­ких и бояр и кон­чая рядо­вы­ми детьми бояр­ски­ми и слу­га­ми. Мно­го­чис­лен­ные тек­сты с подоб­ным сло­во­упо­треб­ле­ни­ем хоро­шо извест­ны спе­ци­а­ли­стам хотя бы по архи­ву мит­ро­по­ли­чьей кафед­ры. «Гос­по­ди­на­ми» мит­ро­по­лит и дру­гие вла­ды­ки были для вас­са­лов вели­ких и удель­ных кня­зей, не обла­дав­ших хотя бы инди­ви­ду­аль­ным ста­ту­сом вла­де­тель­но­го слу­жи­ло­го кня­зя (князь Иван Юрьевич Патрикеев, князь И. В. Бул­гак-Голи­цын, В. Т. Осте­ев и другие). Если это наблю­де­ние спра­вед­ли­во, то князь Андрей Андреевич Ног­тев к момен­ту сдел­ки утра­тил цели­ком или в зна­чи­тель­ной мере инди­ви­ду­аль­ный ста­тус слу­жи­ло­го кня­зя мос­ков­ско­го госу­да­ря. Это­му спо­соб­ство­ва­ли по край­ней мере два обсто­я­тель­ства. Во-пер­вых, рез­ко уси­лив­ший­ся нажим на юго-восточ­ные зем­ли Рос­сии со сто­ро­ны толь­ко что воз­ник­ше­го Казан­ско­го хан­ства. Во-вто­рых, резкая смена вла­де­тель­ных кня­зей в Суз­да­ле в кон­це 30‑х — нача­ле 40‑х годов XV века.

Позд­нее князь Андрей Андреевич Ног­тев про­дол­жал терять зем­ли. Выме­нен­ное им у вла­стей мона­сты­ря село Запо­лиц­кое (к югу от Суз­да­ля) ока­за­лось в 70‑е года XV века вот­чи­ной кня­зя Семё­на Ива­но­ви­ча Хри­пу­на Ряпо­лов­ско­го (он вхо­дил в бли­жай­шее окру­же­ние и Васи­лия Тём­но­го, и Ива­на III). Свою родо­вую вот­чи­ну Мед­ве­жий Угол он отдал в Спа­со-Евфи­мьев мона­стырь, что было под­твер­жде­но жало­ван­ной гра­мо­той Ива­на III от 17 октяб­ря 1472 года. В ней, одна­ко, отсут­ству­ет пере­чис­ле­ние посе­ле­ний в Мед­ве­жьем Углу, что кос­вен­но под­твер­жда­ет воз­мож­ность замет­но­го вре­мен­но­го зазо­ра меж­ду вкла­дом и его утвер­жде­ни­ем москов­ским госу­да­рем. Посколь­ку при­мер­но тогда же Иван III от сво­е­го име­ни пожаловал в оби­тель «своё озе­ро Воз­не­сен­ское в Мед­ве­жьем Углу» с пра­вом ловить рыбу в реке Увоти, напра­ши­ва­ет­ся вывод о хотя бы частич­ной кон­фис­ка­ции родо­во­го уде­ла кня­зя Андрея в пользу мос­ков­ско­го вели­ко­го кня­зя. Мож­но догады­вать­ся, что выда­ча жало­ван­ой гра­мо­ты 1472 года была отча­сти свое­об­раз­ной и не исклю­че­но посмерт­ной реа­би­ли­та­ци­ей кня­зя Андрея Андреевича Ног­те­ва, коль ско­ро при­зна­ва­лась закон­ной отда­ча родо­вых земель слу­жи­ло­го кня­зя в мона­стырь.

В одной из меновных грамот упомянут сын Андрея Андреевича князь Василий Андреевич Ног­тев и некий Игна­тий Посуль­щиков. Ско­рее все­го, речь идёт о родо­вом выку­пе у мона­стыр­ских вла­стей какой-то части быв­ше­го слу­жи­ло­го уде­ла. В момент сдел­ки поло­же­ние кня­зя Васи­лия Андре­еви­ча было затруд­ни­тель­ным. Это про­яви­лось в неравноценности обме­на (он полу­чил две дерев­ни, пустошь и 30 руб­лей, отдав девять дере­вень и сем­на­дцать пусто­шей), в пре­об­ла­да­нии запу­стев­ших посе­ле­ний в его вот­чине. Поми­мо общих при­чин, затруд­не­ния Василия Андреевича Ног­те­ва к кон­цу сто­ле­тия были явно обя­за­ны поте­рям и утра­там земель, отча­сти ста­ту­са, кото­рые сопро­вож­да­ли Андрея Андреевича Ног­те­ва на протяжении его жиз­ни. Впро­чем, Васи­лий Андре­евич сохра­нял пра­ва и обя­зан­но­сти слу­жи­ло­го кня­зя в его груп­по­вом ста­ту­се, в соста­ве тер­ри­то­ри­аль­ной кор­по­ра­ции суз­даль­ских Рюри­ко­ви­чей, что и зафик­си­ро­вал спи­сок дво­ро­вых 1495 года[1].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Ногтевы - Генеограф. Сергій Безносюк. Генеограф – Князівські династії Русі і Литви. Архивировано из первоисточника 15 марта 2023. Проверено 21 мая 2024.
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Ногтев, Андрей Адреевич», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».