Олег Ярославович Кантор

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Олег Ярославович Кантор

11 2604.jpg



Дата рождения
25 июня 1955 года
Место рождения
Гадяч, УССР, СССР
Дата смерти
20 июля 1995 года
Место смерти
Снегири, Московская область, РФ












Олег Ярославович Кантор — российский бизнесмен, банкир, создатель и президент банка «Югорский», в те времена одного из крупнейших нефтяных банков РФ. Был вице-президентом Союза нефтепромышленников, членом высшего совета Российской объединенной промышленной партии, членом президиума координационного совета «Круглый стол» бизнеса России.

Биография[править]

Ранний период[править]

Родился в 1955 г. в украинском городе Гадяч. Брат — бизнесмен Юрий Ярославович Кантор.

Закончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли.

Руководил производственным объединением по строительству лесоперерабатывающего завода и завода железобетонных изделий в Нижневартовске, где прожил 18 лет. Здесь же основал филиал Кредо-банка.

Бизнес-карьера[править]

С 1991 года — президент Югорского акционерного банка, который до конца 1993 года являлся одним из крупнейших российских банков, и обслуживал целый ряд ведущих нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Среди его клиентов и акционеров были нефтяная компания «ЛУКойл», ПО «Мегионнефтегаз», ПО «Нижневартовскнефтегаз», АО «Сибнефтегазпереработка», «Восток-Запад» и др.

За 1991-1993 гг. «Югорский» не только встал на ноги, но и приобрел статус официального финансового консультанта Минтопэнерго. Установил контакты с World Bank, ExIm Bank США, Oppenheimer & Co. Работал с ЕБРР. Фактом признания стало решение Всемирного банка провести именно через «Югорский» экологический грант в $600 тыс., направленный на рекультивацию земель в Западной Сибири. Олег Кантор, на заре кооперации производивший мороженое в глубинке страны, превратил «Югорский» в банк, уполномоченный правительством проводить нефтеэкспортные операции.
К концу 1992 г. прибыль банка возросла с 0,7 до 1,274 млрд. руб. Была создана сеть филиалов в Тюмени, ХантыМансийске, Нефтеюганске, Махачкале, Екатеринбурге, Туапсе. Достигнута была и договоренность о создании консорциума с банком «Империал», учрежденным концерном «Газпром».
В том же году банк выступил соучредителем крупнейшего в России судостроительного АО «Норд-Вест», созданного на базе сотни заводов бывшего министерства судостроительной промышленности.
ЮАБ был учредителем целого ряда акционерных обществ: «Нефтяной дом», «Юграимпекс», «Норд-Вест», Юганской страховой компании, Торговой компании, Промышленного и Чекового инвестиционных фондов, трастовых, транспортных компаний и т. д. Банк являлся членом Московской межбанковской валютной биржи и входил в состав участников Межбанковского финансового дома[1].

Осенью 1992 года посетил США, где был представлен руководству МБРР и американским деловым кругам; прошли переговоры относительно предоставления МБРР кредита в 2 млрд долларов российской нефтяной промышленности.

Но затем, «ЛУКойл», «Мегионнефтегаз» и «Сибнефтегазпереработка» покинули «Югорский», так как были несогласны с планами Кантора «частного банка», то есть такого банка, акционерный капитал которого был бы распылён между множеством мелких акционеров. При таком положении дел отдельные акционеры не могли бы диктовать свою волю руководству банка, которое фактически и определяло бы его политику.

Однако, Кантор развернулся в другом направлении — используя связи в регионах Сибири и опыт работы с предприятиями-переработчиками, он надеялся привлечь к себе Красноярский алюминиевый комбинат, Ачинский глиноземный комбинат и ряд других индустриальных гигантов. Кантор «командировал» своего заместителя Вадима Яфясова на пост замдиректора Красноярского алюминиевого завода. Отмечается, что Кантор при этом допустил роковую ошибку, перейдя дорогу братьям Чёрных, взявших в свои руки почти всю отрасль.

Гибель[править]

20 июля 1995 года был убит на охраняемой даче в посёлке Снегири в Московской области вместе с охранником. Ранее, 10 апреля 1995 года киллеры расстреляли вице-президента банка «Югорский» Вадима Яфясова.

Семья[править]

У Кантора осталась жена Ирина и двое детей.

Жена впоследствии вышла замуж за Леонида Невзлина.

Брат — Юрий Ярославович Кантор.[2]

Мнения[править]

Олег Кантор, несмотря на все темные слухи, которыми было окружено его имя, производил впечатление человека незаурядного. Знавшие его люди сходятся в том, что он обладал известной харизмой.[2]

См. также[править]

Источники[править]