Она сидела на полу…

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Она сидела на полу…»

Литературное произведение
Старые письма и мёртвые листья. Художник Клод Эндрю Калтроп. 1875 год








«Она́ сиде́ла на полу́…» — стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева, написанное в 1858 году.

История[править]

Стихотворение было создано не позднее апреля 1858 года[1].

Вероятно, прототипом героини стихотворения стала вторая жена поэта Эрнестина Тютчева, которая уничтожила часть своей семейной переписки[1][2][3]. Некоторые исследователи полагают, что оно посвящено Елене Денисьевой ― последней возлюбленной поэта, и включают его в «денисьевский цикл»[4][5].

Впервые опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» (ч. II кн. 10, стр. 2). Вошло в сборник «Стихотворения Θ. Тютчева» 1868 года (М. : тип. А. И. Мамонтова)[1][6][2].

Художественные особенности[править]

Литературовед Наум Берковский, с одной стороны, отмечает в этом стихотворении небывалую в прежнем творчестве Тютчева близость к повседневности, бытовой зарисовке[4]:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

С другой стороны, он утверждает, что поэт никогда полностью не погружается в быт и повседневность. Так, уже со второй строфы стихотворения поэт неожиданно поднимается «к самым необыденным, высочайшим состояниям человеческой души, для которых нужны другие слова и другой способ изображения»[4]:

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

С помощью приёма сравнениякак остывшую золу», «как души смотрят с высоты») поэт дважды переносит бытовую ситуацию в метафизический план. В итоге перебирание старых писем превращается поэтом в символический фон чуда — воспарения души над телом, свидетелем которого становится лирический герой[7].

Юрий Лотман рассматривает вертикальную организацию лирического сюжета: носитель речи стоит, а героиня сидит перед ним на полу. При этом душевная отрешённость героини как бы возвышает её, тогда как лирический герой в душе простирается перед ней: «Стоял я молча в стороне / И пасть готов был на колени…»[8]. Конкретика времени и пространства в стихотворении размыта. Героиня разбирала письма в прошлом, и это прошедшее событие, с одной стороны, помещается в рамки давнего прошлого: «О, сколько жизни было тут, / Невозвратимо пережитой…», с другой — производит впечатление происходящего в настоящем: «И страшно грустно стало мне, / Как от присущей милой тени». Пространство ещё менее конкретно, оно обозначается словами «на полу», «в стороне»; в первой строфе героиня сидит на полу, во второй она словно взирает «с высоты»[7].

В первой строфе возникает традиционный для русской поэзии XIX века (и введённый через сравнение) мотив сожжённых писем: письма, которые читает героиня, сравниваются с остывшей золой и становятся символом прожитой ею жизни и утраченной любви[7][5]:

И сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой —
И сколько горестных минут,
Любви и радости убитой…

Героиня, вспоминая о пережитых чувствах, не проживает их заново, но выглядит отрешённой от прошлого, которое кажется невозвратимым. Перебирание писем, словно остывшей золы, исследователь Анна Калашникова трактует как символическое расставание с жизнью. Затем этот мотив вновь возникает в образе покинувшей тело души[7].

Лирический герой прозревает душевное парение в обыденной ситуации. Он преклоняется перед героиней, устремлён к ней и восхищён её духовным совершенством, но он изображается стоящим «в стороне», то есть не сопричастным чуду воспарения её души. Он остаётся в реальном мире, тогда как она пребывает в метафизическом. Поэтому он переживает что-то подобное присутствию призрака: «И страшно грустно стало мне, / Как от присущей милой тени». По словам Калашниковой,

Художественный мир стихотворения характеризуется удивительным балансом реального и ирреального, когда сквозь кажущуюся привычность жизни просвечивают черты иного бытия, которое оказывается первичным и по отношению к действительности[7].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Ф. И. Тютчев. * * * («Она сидела на полу»). Примечания. Проверено 20 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 Примечания // Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1987. — С. 403. — (Библиотека поэта; Большая серия).
  3. Рамазанова Д. А., Кислицкая С. С., Хасбулатова Х. М. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева // МНКО. — 2019. — № 3 (76).
  4. 4,0 4,1 4,2 Берковский, 1987
  5. 5,0 5,1 Яцкив Е. О. Мотив уничтоженного письма в стихотворениях Н. А. Некрасова «Горящие письма» и Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу...»: сопоставительный анализ // Acta Eruditorum. — 2022. — № 39. — С. 73—75.
  6. Стихотворения Θ. Тютчева. — 1868.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Калашникова, 2015
  8. Лотман, 1990

Литература[править]

Ссылки[править]

Шаблон:Стихотворения Фёдора Тютчева

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Она сидела на полу…», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».