Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Плуме

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Плумелатышская фамилия, принадлежащая к типу фамилий, образованных от мирского имени родоначальника.

История[править]

В старину у большинства народов Европы каждый человек имел два имени. К имени, полученному при крещении, добавлялось второе, называемое мирским или нецерковным. Наличие второго имени — дань древней традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного, имени и употребления в быту другого, «ненастоящего» с целью защиты человека от «нечисти» и «злых сил», которые не должны были узнать его истинного имени. Крестильные имена по христианской традиции выбирались из церковного календаря.

Христианская религия пришла к народам Восточной Европы из Рима и Византии. Поэтому большинство христианских личных имен (Иоанн, Василий, Константин и др.) заимствованы из древних языков: латинского, древнегреческого, древнееврейского. Мирские же имена имели, как правило, происхождение в языках народов Восточной Европы, например: латышские — Бебрс (бобёр), Ваганс (сокол), Калнс (гора); литовские — Гайдис, Дагис, Жвирблис; славянские — Волк, Рыба, Осока, Кость, Лопата и т. п.

У латышей, как и у других, были очень популярны имена, образованные от названий различных растений, плодов, ягод: Алкснис (‘ольха’), Смигла (‘пырей’), Абеле (‘яблоня’), Виксна (‘вяз’). К их числу принадлежит и старинное латышское имя «Плуме» (Plume), означающее буквально «слива».

Мирские имена существовали у большинства народов Европы до XVI—XVIII вв. Их постепенному исчезновению способствовало влияние христианской церкви. Но даже в XVIII веке, то есть когда начался активный процесс образования латышских фамилий, древние традиции именования ещё не исчезли совсем. Неудивительно, что фамильное прозвание потомков часто записывалось не от крестильного, а от более оригинального и понятного мирского имени родоначальника: набор крестильных имен был ограничен христианским именословом, поэтому в каждом селении проживало большое число людей, носящих одинаковые церковные имена.

Многие латышские фамилии были образованы по аналогии с западноевропейскими, в бессуффиксальной форме. То есть имя родоначальника становилось фамилией потомков без добавления какого — либо патронимического суффикса: их можно сравнить с такими европейскими фамилиями, как Шекспир, Смит, Данте и т. п.

Популярность мирских имен была столь высока, что к концу XIX столетия, когда процесс формирования латышских фамилий фактически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их часть. За многие века существования у народов Балтии христианства христианские обряды стали основой их духовной жизни. Но, тем не менее, некоторые дохристианские традиции дожили и до наших дней. Одним из таких памятников фольклора и древнейших обычаев и традиций, присущих латышскому и многим другим народам Европы, является фамилия «Плуме».

Известные носители[править]

Плуме — известный рижский предприниматель, заказчик «Кошкина дома» в Риге.

Литература[править]

  • Унбегаун Б.—О. Русские фамилии. М., 1995.
  • Справочник Системы личных имен у народов мира. М., 1989.
  • Сталмане В. Э. Латышская антропонимия . М., 1981.