Призраки покидают вершины

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Призраки покидают вершины

Фильм
Постер фильма


Режиссёр
Степан Кеворков, Эразм Карамян





Кинокомпания
Ереванская киностудия



Страна
Флаг СССР СССР
Год
1955




«Призраки покидают вершины» — приключенческий фильм о попытке сорвать открытие ценного месторождения в горах советской Армении.

Сюжет[править]

Кратко[править]

Богатый иностранец из советской газеты узнаёт о готовящейся экспедиции на гору Кармир-сар в Армении. В начале XX века лично участвуя в походе на неё, и преступлением скрыв находку ценного сырья, иностранец хочет не допустить и повторного открытия, которое привело бы к появлению крупного конкурента на рынке. С этой целью к экспедиции присоединяется тайный агент, но советские спецслужбы уже следят за ним, и готовятся нейтрализовать. Невзирая на попытки сорвать экспедицию, её участники поднимаются на Кармир-сар и обнаруживают большие залежи ртути. Решившись после этого на крайние меры, тайный агент пытается столкнуть начальника экспедиции с утёса, но агент советских спецслужб вступает с ним в схватку, и, одержав верх, вызывает его падение в пропасть.

Подробно[править]

I. Основная линия: стремление иностранных предпринимателей сохранить в тайне сведения об известном им на территории СССР месторождении полезных ископаемых.

Да Кортец является совладельцем добывающих редкое сырьё приисков и вице-президентом химической ассоциации промышленников; принимая у себя одного из её членов, он обращает внимание на, казалось бы, малозначительный поход советских альпинистов к вершине Кармир-Сара; разъясняя, каким образом это может подорвать экономическое благополучие компании, Да Кортец вспоминает о своём пребывании на Кавказе в 1912 году.

Сопровождаемый геологом Даниэль-Беком, Да Кортец обследует горнорудные объекты Армении; в одном селе, местный житель — находящийся в тяжёлом состоянии после возвращения с Кармир-Сара — сообщает им, как видел на его вершине расплавленное серебро, багровые от гнева скалы, и призраков. Очутившийся в том же селе бывший студент Андрей Шеглагин приводит геологически обоснованное мнение о том, что рассказ указывает на наличие больших рудных залежей. Вместе с ним и Даниэль-Беком, Да Кортец отправляется на Кармир-сар. Достигнув вершины, все трое, с опасностью для себя, убеждаются в истинности этих предположений, и тогда, чтобы не допустить разглашения сделанного открытия, Да Кортец сталкивает Шеглагина в пропасть, а Даниэль-Бека вынуждает молчать.

Сокрытое преступление обеспечивает приискам Да Кортеца сохранение ведущих позиций в мире по добыче того вида сырья, что и источник, обнаруженный на Кармир-саре. За обещанную долю акций, гость Да Кортеца предлагает срыв похода альпинистов осуществить устройством несчастных случаев, и поручить это живущему в СССР члену ассоциации, известному как Батерфляй. Следящие за Батерфляем советские спецслужбы замечают его активность, и начинают выяснять стоящие перед ним задачи.

В Ереван одним поездом приезжают четверо: внук человека, рассказавшего Да Кортецу о призраках — геолог Арто; пишущий диссертацию геолог Баграт; опытный инструктор-альпинист Константин Феоктистыч; и энтомолог дядя Коля.

Сразу с поезда Арто приходит к Даниэль-Беку и, сообщив некоторые сведения о Шелагине, говорит, что, долго занимаясь районом Кармир-Сара, он, как и Шелагин, пришёл к выводу о наличии там богатых руд. В состоявшемся на другой день диспуте, Даниэль-Бек критикует точку зрения Арто и выступает против геологической экспедиции на Кармир-Сар. Однако академик Сатунц решает совместить поход альпинистов с геологической разведкой и поручает Арто возглавить экспедицию; через некоторое время к ней присоединяются Константин Феоктистыч, геолог Баграт, и энтомолог дядя Коля.

Проводником экспедиции в горах становится отец Арто — пастух Ваган. Во время следования по горной дороге, под вьюк коня Арто попадает скорпион — конь срывается в пропасть, и Арто едва не гибнет. Вблизи места происшествия Ваган видит мухомор, и сообщает о поверье, которое связывает с ним различные несчастья. Подойдя к подножью Кармир-сара, экспедиция разбивает лагерь на холме, оставляя у реки лошадей и вещи. Батерфляй, тайно находящийся среди участников экспедиции, взрывом вызывает обвал на стоянку у реки, но неблагоприятных последствий удаётся избежать, поскольку Ваган, заметив рядом мухоморы, отводит лошадей с вещами в лагерь.

Пока не началось само восхождение, молодая альпинистка Гаяне — дочь академика Сатунца — помогает собирать геологические образцы, и среди найденных ею камней, Арто распознаёт киноварь — сульфид ртути; изучив материалы, он делает предположение, что расплавленное серебро и призраки Кармир-Сара, как раз и объясняются её залежами в самородном виде. Подслушавший это Баграт, пишет письмо в Академию, утверждая, что приоритет в обнаружении ртути принадлежит ему.

Когда Константин Феоктистыч уходит разведывать подступы к вершине, туда же, но в тайне от других, отправляется и Баграт. Расценив неожиданный уход Багрта как попытку достигнуть вершины одному, Арто принимает решение немедленно выступать.

Константин Феоктистыч — на северном гребне — обнаруживает крайне опасное место, а Баграт — на южном — находит в бутылке записку Шелагина о неприступности вершины с этой стороны. Выступивший из лагеря отряд встречает Баграта, который говорит, что ходил лишь разведать подступы, и нашёл с юга очень хороший путь. После этого, для восхождения на вершину, Арто разделяет экспедицию: слабую группу ведёт Константин Феоктистыч с юга; а группа с Багратом идёт по расхваливаемому Константин Феоктистычем северному пути.

Обнаружив обман Баграта, слабой группе всё же удаётся одолеть трудную для восхождения скалу и продолжить путь. В это время, участники северной группы подходят к опасному месту и, укоряя Константин Феоктистыча, думают идти в обход. Баграт пренебрегает этим и отправляется напрямик, увлекая за собой и остальных. В результате, вся группа попадает под лавину, и один из альпинистов получает травму. Показав своё пренебрежение взаимоподдержке, резко осуждаемый всеми, Баграт уходит и спасается в одиночку.

Южная группа вызволяет северную, и Арто поручает двум альпинистам спустить травмированного в лагерь, а сам с Константин Феоктистычем, энтомологом дядей Колей и Гаяне начинает подъём на вершину.

Достигнув цели похода, Арто находит большие залежи ртути; но, увидев колеблющейся отсвет её испаряющихся под действием солнечных лучей паров, во избежание отравления, быстро уводит группу в безопасное место. После этого, Константин Феоктистыч — обнаруживая, что он и есть Батерфляй — подкрадывается к стоящему на крае утёса Арто, с намерением столкнуть его вниз. Энтомолог дядя Коля — являясь агентом советских спецслужб — оказывает Батерфляю физическое сопротивление, предотвращает его замысел и опережает в применении огнестрельного оружия: Батерфляй гибнет и падает в пропасть.

II. Первая вспомогательная линия: сокрытие Даниэль-Беком информации о преступлении Да Кортеца и о найденном месторождении.

Завершив свои воспоминания о подъёме на Кармир-Сар, Да Кортец сообщает гостю о финансировании широкой научной известности трудов Даниэль-Бека, доказывающих отсутствуют каких-либо ценных руд в этом горном районе, что обеспечило сохранение всего случившегося в тайне.

Прибыв в Ереван, Арто первым делом идёт к Даниэль-Беку, который с изумлением узнаёт в нём Вагана, приходящегося Арто отцом, а человеку, поведавшему Да Кортецу о призраках Кармир-Сара,— сыном. Когда же Арто начинает рассказывать, что ему удалось узнать о Шелагине и о его восхождении на Кармир-Сар, Даниэль-Бек вначале настораживается, но затем с облегчением понимает, что тому известны только самые общие моменты.

После диспута с Арто, Даниэль-Бека посещают Баграт, энтомолог дядя Коля и Константин Феоктистыч. Вернувшись домой, расстроенный Даниэль-Бек берётся писать письмо органам безопасности, о приходившем к нему Батерфляе, но передумывает. Наблюдая же посадку экспедиции в поезд, и, увидев людей, которые к нему приходили, Даниэль-Бек говорит Асмик, своей жене, что некий человек — подразумевая Батерфляя — тоже едет с участниками похода.

Поступающие от экспедиции известия о неурядицах, академик Сатунц сообщает Даниэль-Беку; а когда он упоминает об обнаруженных ею свидетельствах похода Шелагина, Даниэль-Бека впадает в глубокую задумчивость.

Испытывая сильные душевные терзания, Даниэль-Бек открывается Асмик и спрашивает, следует ли рассказать, что ему известно, или, надеясь на неудачу экспедиции, оставить всё как есть. На это Асмик советует мужу поступать в соответствии с совестью. Через некоторое время, написав повинное письмо, Даниэль-Бек лишает себя жизни.

III. Вторая вспомогательная линия: отношения Гаяне с Багратом и Арто.

Приехавшего Баграта Гаяне встречает с цветами, и затем отвозит его с вокзала в машине. В пути, подчёркивая положение отца Гаяне, Баграт неодобрительно высказывается об её увлечении альпинизмом.

После завершения диспута Даниэль-Бека с Арто, Баграт, разделяющий идеи Даниэль-Бека, советует Арто отказаться от экспедиции; а Гаяне, видевшая их разговор издалека и оценившая их отношения как дружбу, хвалит Баграту и его самого и Арто.

Наблюдая в тренировочном лагере альпинистов за Арто, Гаяне, вместе с другими, немного подсмеивается над его неопытностью; только что приехавший Константин Феоктистыч упрекает альпинистов в таком нетоварищеском отношении; а когда Арто срывается, Гаяне помогает ему забраться.

Невзирая на своё первоначальное неприятие экспедиции, Баграт присоединяется к её участникам, а в поезде говорит Гаяне, что сделал это только из-за любви к ней.

Приблизившись к Кармир-Сару, экспедиция замечает у вершины непонятный отсвет, и Гаяне в страхе прижимается к Арто; Баграт видит это, а почувствовавшие неловкость Гаяне и Арто в замешательстве отстраняется друг от друга.

На реке, около лагеря, услышав пение Гаяне, Арто, поспешно уходит; а когда она спрашивает, не избегает ли он её, Арто объясняет, что дружеские отношения могут быть неверно поняты и причинять другому боль.

Показывая Арто собранные ею около лагеря образцы горных пород, Гаяне объясняет, что Баграт посчитал такую помощь смешной, и даже не стал их смотреть. Когда же она приносит работающему допоздна Арто новые папиросы, и он рассказывает ей о предполагаемых залежах ртути, Гаяне признаётся, что всегда верила в него и всячески хотела помочь, хотя это и вызвало, по её мнению, ревность Баграта.

Направляясь на вершину, Гаяне, радостно воспринимает данное Багратом объяснение своего неожиданного ухода из лагеря, и ставит ему в пример Арто; раздражённый Баграт в ответ сомневается, достигнет ли Арто вершины, после чего Гаяне говорит, что её положительное восприятие Баграта может быть и ошибочным.

Попав под лавину, Баграт призывает Гаяне, покинув других, уйти с ним вдвоём, а затем выдаёт ей предположение Арто о залежах ртути за своё. Негодуя на Баграта, Гаяне обличает его во лжи, отказывается идти с ним, и остаётся вместе со всеми.

После обнаружения ртути и гибели Батерфляя, оказав помощь раненому агенту советских спецслужб, и почтя память Шелагина, Арто и Гаяне любуются окружающими просторами и осознают взаимность своих чувств друг к другу.

Подкадровыми описаниями[править]


Персонажи фильмы[Прим. 1] и те, кто их сыграл[править]

  • Да Кортец — А. Файт
  • Константин Феоктистыч — Л. Кмит
  • Арто — С. Сосян
  • Энтомолог дядя Коля — В. Тягушев
  • Андрей Шелагин — Г. Яковлев
  • Баграт — А. Карапетян
  • Даниэль-Бек — В. Папазян
  • Академик Сатунц — Д. Малян
  • Ваган — Г. Нерсесян
  • Гаяне — В. Ютуджян
  • Асмик — О. Гулазян


Цитата из фильма[править]

У настоящего человека естественна потребность преодолевать трудности.

Некоторые моменты, связанные с фильмом[править]

1. О названии горы

Название «Кармир-сар» состоит из двух армянских слов: «кармир» — красный, и «сар» — гора[Прим. 2]; и является отсылкой к цвету, который гора должна была бы принимать из-за залежей киновари, имеющихся на ней.

2. О добыче ртути

В конце фильма, энтомолог дядя Коля говорит, что Альварец Да Кортец является совладельцем ртутных приисков Сьерра-Морена. Сьерра-Морена — это горы на юге Испании, а упомянутые ртутные прииски — это, скорее всего, месторождение Альмаден.

Альмаден (Almaden) — ртутное месторождение в Испании, крупнейшее в мире и уникальное по качеству руд. Разрабатывается c 1-го тысячелетия до н.э… Максимальное годовое производство до 2500 тонн… Оставшиеся запасы оцениваются в 250 000 тонн[Прим. 3]… Самородная ртуть, стекающая на почву очистных выработок, собирается отдельно.

— Горная энциклопедия, М. 1984, с. 105-106; также в статье «Альмаден» на сайте «Академик»

Общие запасы ртутных руд оцениваются в 500 000 тонн. Годовая добыча в капиталистических и развивающихся странах 7—8000 тонн (1968—1973), в том числе в Альмадене (Испания) и Монте-Амиата (Италия) по 1,5−2000 тонн; от 500 до 1000 тонн в год дают месторождения США, Канады, Мексики…

— Ртутные руды // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

… приводимые в некоторых отечественных и зарубежных источниках сведения о ежегодном производстве (по крайней мере, в 1980-х годах) металлической ртути в СССР в 1700—2200 тонн, соответствуют действительности"

— Янин Е. П. Ртуть в России: производство и потребление, М., 2004, с. 9[1]

Альмаден был мировым центром производства ртути. Но в 2002 году шахты закрыли из-за запрета добычи ртути в Европе. Сейчас там открыт музей ртути и действуют туристические программы по посещению первого горизонта шахты.

— Евграфова И. Киноварь — руда на ртуть

3. О схожести монологов Шелагина и Арто

Андрей Шелагин и Арто в одних и тех же обстоятельствах (избежав отравления от только что открытого источника ртути, и не подозревая о грозящей им угрозе со стороны другого участника похода), на одном и том же месте (на утёсе у открытой площадки, рядом с высеченными именами Да Кортеца, Шелагина и Даниэль-Бэка) читают один и тот же отрывок из стихотворения Пушкина «Вакхическая песня», предваряя его почти полностью совпадающими рассуждениями.

Шелагин:

Нет большего счастья, чем сделать достоянием людей это необычайное откровение природы. Мы спустимся вниз и те, кто поднимутся вслед за нами, будут остерегаться не призраков, а солнца. Да — солнца, и только солнца: этот непростительный просчёт едва не стоил нам жизни. И всё-таки я люблю солнце! Оно всегда было символом вдохновенья и смелых дерзаний!
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!..

Арто:

Призраки покидают вершины… Сколько лет они оберегали от людей сокровища багровых скал. Мы спустимся вниз и те, кто поднимутся вслед за нами, буду остерегаться не их, а всего-навсего лишь солнца. И всё-таки я люблю солнце! Оно всегда было символом высокого вдохновенья и смелых дерзаний!
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!


Параллели с рассказом Ивана Ефремова[править]

Существуют параллели фильма с рассказом Ивана Ефремова «Озеро Горных Духов», на которые обратили внимание еще в 1955 году. Сам Иван Ефремов высказался по этому поводу:[2]

По поводу кинофильма «Призраки покидают вершины» могу сообщить лишь то, что я сам убежден, что мотивы заимствованы из моего рассказа «Озеро Горных Духов». На это обратили внимание десятки моих читателей — и таким образом это факт широкоизвестный.

Причины, по которым авторы сценария и фильма умолчали об этом, мне непонятны и остаются на их совести.

Примечания[править]

  1. По порядку упоминания в сюжете.
  2. По переводу, даваемому сайтом translate.google.com.
  3. Возможно ошибка: так, в статье «Альмаден» Большой российской энциклопедии указана цифра 57 000 тонн.( Альмаден // БРЭ)

Источники[править]

Ссылки[править]