Самаритянский храм на горе Гаризим
Храм на горе Гаризим — древний самаритянский центр поклонения, расположенным на горе Гаризим, первоначально построенным в середине V века до н. э., реконструированным в начале II века до н. э. и разрушенным позднее в том же веке[1].
Храм засвидетельствован в нескольких исторических источниках, как литературных, так и эпиграфических, включая ссылки во 2-й книге Маккавеев со II века до н. э. и две греческие надписи, найденные на острове Делос , также датируемые тем же периодом, в которых упоминается святилище на горе. Кроме того, историк I века н. э. Иосиф Флавий дает отчет об основании храма и его последующем разрушении лидером Хасмонеев Иоанном Гирканом около 110 года до н. э.
Общие сведения[править]
Географические координаты 32°12′1″с.ш. 35°16′24″в.д.
Археологические раскопки на главной вершине горы Геризим выявили остатки священного участка, или теменоса, который окружал храм. В персидский период (V–IV вв. до н. э.) на этом месте существовал небольшой монументальный священный комплекс со стенами из тесаного камня, дворами и камерами. Находки персидской эпохи включают керамику, серебряные украшения, монеты и сожженные кости, в основном коз, овец, крупного рогатого скота и голубей, что указывает на жертвенные практики. Место подверглось значительному расширению в эллинистический период во время правления Антиоха III (223–187 гг. до н. э.), когда были построены большой укрепленный город и новый священный участок. Эллинистические сооружения были построены из гладких добытых камней и включали городские стены, жилые дома и служебные здания. По словам Иосифа Флавия, храм напоминал Храм в Иерусалиме. Раскопки выявили тысячи монет и сотни надписей на иврите, арамейском и греческом языках, подтверждающих посвящение храма поклонению Яхве. Восстановленный храм использовался около 90 лет до своего окончательного разрушения.
Археологические раскопки показали, что святилище на горе Геризим было построено в V веке до н. э., когда регион находился под персидским правлением. Построенное на самой высокой точке горы, оно было первым сооружением, возведенным на этом священном месте и, по-видимому, было завершено около 400 г. до н. э.
Это открытие имеет важные исторические последствия, поскольку оно показывает, что храм-соперник Второго еврейского храма в Иерусалиме (завершен около 516 г. до н. э.) существовал раньше, чем считали ученые. Результаты напрямую оспаривают рассказ историка первого века Иосифа Флавия , который датировал строительство храма примерно 332 г. до н. э. во время завоевания региона Александром Македонским. По словам Иосифа Флавия, храм был построен самаритянским правителем по имени Санаваллат в награду за его зятя Манассию, иерусалимского священника, которого старейшины Иерусалима заставили сделать выбор между женитьбой на дочери Санаваллата и его священнической ролью в Иерусалимском храме. Санаваллат, изначально связанный с Дарием III, позже изменил свою лояльность Александру и добился разрешения на строительство храма, заявив, что это поможет царю разделить нацию во времена смут. Иосиф Флавий, по-видимому, ошибочно приписал строительство храма Санаваллату времен Александра, хотя на самом деле его следует приписать Санаваллату, жившему примерно столетием ранее, во времена Неемии.
В персидский период религиозное и политическое руководство самаритян базировалось в городе Самария. Факты свидетельствуют о том, что правитель Самарии не был также первосвященником в храме на горе Гаризим, хотя Иосиф Флавий упоминает обещание Санаваллата своему зятю Ефрему относительно двойной светской и религиозной власти в качестве первосвященника.
Район пережил завоевания Александра Македонского и последующее подавление восстаний в Самарии. Археологические открытия, такие как тетрадрахмы, отчеканенные в Македонии, и сидонские дидрахмы, наряду с многочисленными монетами Птолемея I Сотера, предполагают непрерывное проживание в этот период. После разрушения Александром города Самарии, самаритянский священнический класс стал известным, а первосвященник возглавил теократическое управление, которое заменило предыдущее политическое руководство. Многие религиозные лидеры переселились на гору Гаризим, сделав ее центральным центром самаритянской религии, экономики и политики. Во время правления Птолемея (ок. 301–198 гг. до н. э.) на горе Гаризим началась волна строительства, включая создание южного квартала и, возможно, других сооружений вокруг района.
Храм и прилегающая территория были реконструированы в начале второго века до н. э. во время правления Антиоха III (годы правления 222–187 до н. э.), о чем свидетельствуют археологические свидетельства. Территория была значительно расширена с использованием гладко отесанных камней, добытых из-под поверхности. Одновременно поблизости был основан большой укрепленный город, площадь которого во время его правления выросла примерно до 30 дунамов (40,5 акров (16,4 га)). Иосиф Флавий рассказывает, что во время правления Птолемея VI Филометора (180–145 до н. э.) еврейские и самаритянские общины в Александрии спорили о законном местоположении Храма — Иерусалим или Гаризим. Обе группы утверждали, что их святилища были построены «в соответствии с законами Моисея». Преследования, которые возглавил Антиох IV Епифан (175–164 гг. до н. э.) против евреев, изначально были направлены как на культовые практики Иерусалимского храма, так и на практику храма Гаризим. Согласно 2 Маккавеев , царь послал чиновника «Он также должен был осквернить как храм в Иерусалиме, так и храм на горе Гаризим и объявить первый храмом Зевса Олимпийского, а второй (в соответствии с ... жителями этого места) храмом Зевса Ксениоса». Другой отрывок из книги указывает на то, что оба святилища получили сопоставимое признание, что подчеркивает их значимость. Иосиф Флавий рассказывает, что это иностранное притеснение создало трения между евреями и самаритянами, поскольку последние убедили Антиоха, что они не несут никакой ответственности за беспорядки и не связаны с евреями.
Существует множество эпиграфических свидетельств этого периода, которые подтверждают существование общины как в Израиле, так и в диаспоре, посвятившей себя поклонению святилищу на горе. На вершине горы были обнаружены многочисленные надписи на иврите , арамейском языке и несколько на греческом языке, оставленные паломниками. Среди других надписей на этом месте есть одна с изображением Тетраграмматона, несколько с священническими титулами и другие, содержащие шаблонные фразы, такие как «перед Богом» или «перед Господом». Кроме того, две греческие надписи, обнаруженные на острове Делос, датируемые 150–50 гг. до н. э., упоминают святилище на горе Гаризим. Один из них посвящен «израильтянам на Делосе, которые приносят жертвы в храм (на) [или священному] Аргаризейну венцу из золотого венка Сарапиону, сыну Ясона Кносского, за его благодеяния по отношению к ним».
Между 112 и 107 годами до н. э. Иоанн Гиркан, еврейский правитель Иудеи и первосвященник, начал военные кампании по расширению территории своего государства. Около 111–110 годов до н. э. в рамках этих усилий Гиркан возглавил кампанию в Самарии, которая завершилась разрушением самаритянского храма на горе Гаризим. Разрушение зафиксировано только в трудах Иосифа Флавия и не упоминается в Книге Маккавеев или в самаритянской литературе. Иосиф Флавий пишет, что Гиркан покорил «народ кьютийцев», живший вокруг храма, который, по его словам, был «создан по образцу иерусалимского». Затем он объясняет предысторию строительства храма, добавляя, что «двести лет спустя этот храм был опустошен». Археологические свидетельства, указывающие на значительное сожжение на месте храма, говорят о том, что не было никакого плана по повторному заселению или реконструкции этого места. Вместе со святилищем Гиркан разрушил и прилегающий к нему город, и Сихем внизу.
21-й день Кислева — день разрушения святилища — стал для иудеев праздничным днем, в который раввины не дозволяли никому быть печальным[2].
Стефан Шорх пишет, что разрушение самаритянского храма укрепило раскол между самаритянами и евреями, который расширялся на протяжении столетий. Его значение отражено в еврейском тексте Мегилат Таанит, который отмечает это событие как «День горы Гаризим» (Йом Хар Гаризим) 21-го кислева, указывая на то, что он все еще праздновался в Иерусалиме первого века.
С 1983 по 2006 год останки святилища были обнаружены в течение более чем девятнадцати сезонов археологических раскопок под руководством Ицхака Магена, офицера по археологии израильской гражданской администрации Иудеи и Самарии, в Джабаль-эль-Тур, самой высокой вершине горы Геризим. Археологи определили две основные фазы на этом месте: священный участок персидского периода – около середины пятого века н. э., и священный участок эллинистического периода, построенный во время правления Антиоха III. В эллинистический период вокруг святилища возник город.
Около 400 фрагментарных надписей были обнаружены на месте раскопок горы Геризим, хотя большинство из них не были найдены in situ. В этих надписях используются различные шрифты, включая палеоиврит, лапидарный арамейский, курсивный арамейский и самаритянский. Хотя самаритянские надписи датируются поздней античностью и Средними веками, столетиями после разрушения храма, большинство надписей относятся к эллинистическому периоду (III–II вв. до н. э.). Несколько надписей, таких как числа 382–85 и 387, были написаны палеоивритом, вероятно, для публичного показа. Распространенные божественные имена в надписях включают «Бог» (אלהא) и «Господь» (אדני). Одна палеоеврейская надпись даже содержит Тетраграмматон, в том, что, по-видимому, является фразой "" [дом] Яхве ". Одна надпись относится к "дому жертвоприношения", что перекликается с терминологией, используемой для Иерусалимского храма в Книгах Паралипоменон (2 Паралипоменон 7:12). В некоторых надписях упоминается микдаш , что означает святилище, и ' атар , культовое место.
Всего на месте раскопок было обнаружено 68 монет персидского периода, большинство из которых были найдены на территории, самые ранние датируются 480 годом до н. э. Эпоха Птолемеев дала 417 монет, в том числе выпуски от Птолемея I до VI. Многие из монет в основном датируются периодом Селевкидов, в частности, правлениями Селевка II, III и Антиоха II – VIII. Всего было обнаружено 546 монет Хасмонеев времен правления Гиркана, Аристобула I и Александра Янная, за которыми последовал перерыв в несколько столетий до позднего римского периода.
Источники[править]
- ↑ Mount Gerizim Temple
- ↑ Меg. thaanith. IX, 3.