Собрание русских фабрично-заводских рабочих

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Собрание русских фабрично-заводских рабочих — это общественное объединение рабочих Санкт-Петербурга, действовавшее в 1903—1906 г.г. с перерывом в несколько месяцев после расстрела шествия членов организации с политической петицией к Николаю II 9 января 1905 г. до объявления политической амнистии манифестом 17 октября 1905 г. Выполняла функции легального профсоюза, культурно-просветительской организации. Состояла из 11 отделений в г. Санкт-Петербурге и его окрестностях. Организована священником Г. А. Гапоном

«В июле 1901 г. на учредительном съезде в Минске было провозглашено создание Еврейской независимой рабочей партии. Забастовки, организованные ЕНРП, практически всегда достигали своих целей, поскольку пользовались поддержкой жандармерии и полиции». Гельман З. Любимая женщина полковника Зубатова//Союз Беларусь-Россия 23.10.2008. № 40, с.4

В первом параграфе устава Собрания были указаны его цели: «а) для трезвого и разумного препровождения членами Собрания свободного от работ времени с действительной для них пользой, как в духовно-нравственном, так и в материальном отношениях, б) для возбуждения и укрепления в среде членов-рабочих русского национального самосознания, в) для образования и развития в них разумных взглядов на обязанности и права рабочих и, наконец, г) для проявления членами Собрания самодеятельности способствующей законному улучшению условий труда и жизни рабочих» (см.1, с.124 цит. по: 2, c.21). Из этого ясно, что гапоновское Собрание создавалось как лояльный властям профсоюз и культурно-просветительная организация. Устав не предусматривал принятие в eго ряды «нерусских» (то есть неправославных) рабочих.

В деятельности Собрания до событий 9 января 1905 г. можно выделить два периода: 1. лоялистсткий — до октября-ноября 1904 г. и 2. оппозиционный — октябрь-ноябрь 1904 г. — 3 января 1905 г. Такая периодизация дает ясную картину эволюции этой организации в общественно-политическое движение. Кроме того, такая периодизация не оставляет места для политических спекуляций историков как левого, так и правого толка.

Один из соратников Гапона Варнашев в своих мемуарах писал, что Гапон разработал требования петиции еще в марте 1904 г. под влиянием своего окружения (см. 3 и 4). Но при этом в своей книге Варнашев заострял внимание читателя на окружении Гапона (к которому он и относился) и по всей видимости преувеличивал роль этого окружения. Маловероятно, что Гапон составил проект такой петиции в марте 1904 г. так как он, по свидетельству знавших его людей, слабо разбирался в политике.

В первый период своей деятельности Собрание, судя по всему, строго придерживалось своего устава: его члены занимались самообразованием, материальной взаимопомощью, гнали из своих рядов революционных агитаторов, пели на своих встречах «Боже царя храни». Война с Японией была воспринята ими в правопатриотическом духе. Второй этап характеризовался изменениями во всех этих областях. С октября 1904 г. Члены Собрания уже не пели «Боже царя храни» (см.2, c.61-62). В организацию стали проникать революционные элементы, а также, по словам самого Гапона: «…мы пригласили поляков, финнов и евреев примкнуть к нам» (см.5, c.72) Члены Собрания все больше интересовались политикой и неудивительно, что в их среде, в конце концов, нашли отклик идеи о государственном переустройстве.

Почему произошла такая глубокая перемена? В конце 1904 г. имел место общий подъем политической активности, который затронул и Собрание. Ниже речь пойдет о том, почему он затронул такую лояльную властям организацию.

Что касается отношения властей к Собранию, то оно не было однозначным. Так, по некоторым данным, полиция давала деньги на организацию чайной, из которой выросло Собрание (см.2, c.39). Росту и созреванию клуба никто не препятствовал, но и особой поддержки не оказывал. Регистрация Собрания состоялась 9 ноября 1903 г., а утверждение его устава — только 15 февраля 1904 г., хотя Собрание уже в сентябре активно действовало, а в ноябре имело свой устав. Возможно всему виной бюрократические задержки, но, скорее всего, здесь имела место осторожность властей: они вынуждены были лавировать между предпринимателями и рабочими. В пользу тезиса об их осторожности свидетельствует тот факт, что, утверждая устав Собрания, министр внутренних дел Плеве разрешил открывать отделения Собрания по всему Петербургу, но не за его пределами (см.2, c.45).

Позднее городские власти поддерживали Собрание вплоть до момента, когда январской стачкой 1905 г. был охвачен весь Санкт-Петербург. Поддержка эта выражалась в предоставлении помещений для отделений Собрания и всевозможных льготах и протекциях. Есть сведения, что на открытии очередного отделения организации градоначальник Фуллон пожелал рабочим всегда одерживать верх над капиталистами (то есть предпринимателями) (см. 6, c.263).

После объявления забастовки путиловцами отношение властей к Гапону и Собранию стало медленно меняться к худшему. Но, по словам Ольденбурга, градоначальник Фуллон «до последней минуты надеялся, что Гапон „уладит все дело“» (см.6, c.125)

Когда дело стало принимать политическую окраску, против Гапона и его движения выступили все представители властей.3 января министр внутренних дел приказал Фуллону арестовать Гапона. Хотя в дальнейшем консервативные историки и аналитики клеймили этого священника, как агента социалистов и проходимца, все-таки полиция в лице директора ее департамента отличала его от деятелей революционных партий. Так директор департамента полиции Лопухин в своем докладе царю е событиях 3 января, показывал отличие Гапона от «действительных революционеров», хотя и клеймил организатора шествия к Зимнему дворцу как их сообщника (см.7 цит. по: 8, c.128).

Что касается капиталистов, то они, видимо, никогда не поддерживали Собрание, но до поры до времени мирились с его существованием.

Собрание было распущено после организации забастовки на Путиловском заводе, закончившейся массовым шествием рабочих к Зимнему дворцу, расстрелянным царскими войсками 9 января 1905 г. После политической амнистии объявленной императорским манифестом 17 октября 1905 г. Гапон вернулся из эмиграции и возродил Собрание, но организация уже утратила былую популярность. После того как Гапон был убит под Петербургом, Собрание окончательно прекратило свое существование.

См. также[править]

Литература[править]

1. Айнзаф С. Зубатовщина и гапоновщина. М., 1925

2. Ксенофонтов И. Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М., 1996

3. Платонов О. А. История русского народа., т. 1

4. Варнашов Н. От начала до конца с гапоновской организацией. Историко-революционный сборник. Л., 1924

5. Гапон Г. А. История моей жизни. Ростов н/Д, 1990

6. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II., т. 1, М., 1992

7. Доклад директора департамента полиции Лопухина царю о событиях 9 января 1905 г.//ГАРФ ф. 826, д. 47

8. Ардамадский В. И. Перед штормом (роман-хроника). М., 1989