Спесимен-арт
Спесимен-арт (англ. specimen-art) — направление современного искусства, художники которого используют в своей работе части тел мёртвых существ, телесные жидкости и пр. В большинстве они стараются исследовать вопросы телесности, природы человека и других живых существ, взаимосвязи человека и природы. Также художники обращаются к достижениям науки и техники, используют их или же критикуют, — так, некоторое работы данного направления имеют научную ценность для биологов, врачей, анатомов.
Главной особенностью спесимен-арта является непосредственное использование тела, а не его представления, которое использует классическое изобразительное искусство. Спесимен-арт опирается или на сами физические тела, или на максимально реалистичные изображения, например, фотографии, видеозаписи и др.
Наиболее известными представителями спесимен-арта, занимающимися творческой деятельностью сейчас, являются Мелисса Александр, Натали Букчин, Барбара Брандт, Анн Брид, Томас Бубендорфер, Хирст Дамьен, Кен Бернс, Ненси Барсон, Зои Леонард, Иниго Манглано-Овалье, Марк Куинн и другие.
История[править]
Один из первых художников направления — Вито Аккончи. Наиболее известная работа была представлена в галерее «Зоннабенд» в Нью-Йорке в 1973 году под названием «Ложе спермы». В рамках данного перфоманса Аккончи лежал под специально построенным пандусом, по которому перемещались посетители галереи, и мастурбировал, фантазии же его о посетителях озвучивались на все помещение посредством громкоговорителей. Исходя из непосредственной связи художника и зрителя, Аккончи старался полностью стереть границы между автором и адресантом, становясь создателем удовольствия и его же потребителем, а также между публичным и частным.
Другим художником, исследовавшим использование телесных жидкостей в искусстве, был Андрес Серрано, который стал известен своими работами, где фотографировал статуэтки и изображения, часто иконы, помещая их в сосуды с мочой. Наиболее известными работами из данной серии являются «Мадонна с младенцем II» и «Писающий Христос» вызывают широкий общественный резонанс, определяя деятельность художника как богохульную, хотя он сам уверен, что в будущем его будут именовать именно религиозным художником, ведь, сочетая возвышенное и земное, естественное, он заново раскрывает священность. Работа «Распятие», сделанная в 1987 году, представляет собой фото статуэтки распятия Иисуса в сосуде, наполненном кровью, от которого на фото улавливается лишь силуэт, — данную работу многие считают одной из самых сильных в творчестве художника, но она не вызвала такого общественного резонанса, как другие его работы. Другими известными работами Серрано являются «Молоко, кровь», «Красная река II», «Без названия X», выполненные в конце 1980-х.
Интересы спесимен-арт художников обращены не только к конкретным функциям организма, но и анатомии в целом. Подобным проектом является работа Виктора Спитцера и Дэвида Уитлока, в 1989 году удостоившаяся премии от университета Колорадо. Авторы задались целью создать полную компьютерную модель человеческого тела, которая могла бы быть максимально реалистичной и подробной, и использовали для этого метод работы с серийными срезами. Так, изначально научный проект стал одним из самых известных произведений спесимен-арта.
Спитцер и Уитлок использовали тело 39-летнего осужденного, который пожертвовал себя после смерти исследованиям, что было разрезано на тонкие срезы и отсканировано для создания цифровой копии. Они потратили несколько месяцев на изготовление тонких ломтиков разных кусков тела по-отдельности, внимательно следя за тем, чтобы не упустить ни один фрагмент. Проект включает 1878 срезов тела и 15 гигабайт сканов данных срезов. В дальнейших опытах использовалась уже более совершенная техника, позволяющая делать до пяти тысяч срезов.
Эта работа стала не просто одной из значимых в спесимен-арте и науке, но и вдохновила множество ученых и художников, например, Александра Циараса и Джустин Купер.
В начале 1990-х приобрел известность фотограф Джоэл-Питер Уиткин, также обращавший внимание на человеческие тела. Знакомые называли его экспертом по местным моргам, ведь он имел много связей и ряд врачей и санитаров информировали его об интересных телах. При этом для него была важна медицинская этика, так что работал он лишь с невостребованными трупами. Кроме того, он часто фотографировал тела непосредственно в морге, принося с собой весь необходимый реквизит, так как транспортировка трупов была сложной задачей. Так, в работе «Пир дураков, Нью-Мексико», сделанной в 1990 году, Уиткин использовал тело ребенка для воссоздания сюжета «Рога изобилия», заменив фазана ребенком. Кроме того, это была его не единственная работа, повторявшая натюрморты: обычно он заменял главные блюда человеческой головой, обрамляя ее конечностями. При этом всем он достаточно трепетно относился к телам, которые использовал, ценя его существо, так и к фотографиям он относился с гордостью, самостоятельно печатая и модифицируя.
Другим художником, придающим новую форму телесному, является Марк Куинн. В 1991 году в течение четырех месяцев он собирал у себя кровь в объеме 9 пинт, — общий объем циркулирующей крови в человеческом организме, — потом заморозил ее и отлил голову. Работа получила название «Я сам» и повторяла голову самого художника. Голова была помещена на подставку из стали, которая, с свою очередь, возвышалась на уровне человеческого роста: таким образом, зритель, подходя к работе, видит отражение своего тела, но не головы, ее замещает кровавая голова Куинна.
После «Я сам» Куинн сделал серию, включающую ряд различных голов. Так, «Происхождение вида» была отлита из замороженного молока. К головам из крови же он вернулся в 1996 году, поставив перед собой цель выполнять каждую новую кровавую голову раз в пять лет до конца своих дней, чем подчеркнул важность сюжетов течения жизни и смертности в своем творчестве. И действительно, даже «Я сам» по своему исполнению — очень хрупкое произведение, состояние которого требует поддержки посредством удержания определенного теплового режима, подобно тому, как человек поддерживает свое существование новыми техническими средствами медицины.
Дэмьен Херст также обращается к теме смерти, называя ее одной из самых сложных и замалчиваемых. Известен своей серией работ с различными трупами животных, погруженными в стеклянные емкости с формалином. В 1991 году он использовал тигровую акулу, назвав работу «Физическая невозможность смерти в мысли живого», — пасть акулы открыта, а зритель испытывает страх от ощущения, что акула может напасть, но испытывает диссонанс, так как это мертвая акула, помещенная в формалин.
Кроме того, Херст работал над проектами, сатирически рассматривающими вопросы репродуктивного здоровья, секса и в целом размножения. Работа, выполненная совместно с фотографом Джанлука Коши, носящая название «Трахающаяся парочка (два)», изображавшая совокупление мертвых животных, была отклонена выставочными залами Нью-Йорка еще на этапе создания.
Вопросы репродукции интересуют и Иниго Манглано-Овалье, представившего в 1997 году выставку «Вперед в будущее: проекты новых средств», которая представляла из себя банк спермы. Сотрудничая с учеными генетиками, он скульптурно воссоздал функционирующий банк, позволив устраивать полноценные дискуссии на темы репродуктивного планирования, суррогатного материнства и так далее.
Другим известным представителем направления, повлиявшим на его становление, был анатом Гюнтер фон Хагенс. Его выставка «Body Worlds», организованная в Вене в 1999 году, демонстрировала ряд скульптур, являющихся пластифицированными человеческими телами: часть из них была разрезана на тонкие срезы, за которыми следовали целые органы и уже непосредственно тела, причем изображенные в нетипичных позах, раскрывающих физиологические особенности, например, в момент родового акта.
Особенности[править]
В большинстве спесимен-арт использует образы, относящие к научным концепциям и достижениям техники, критически осмысляя их в художественной форме. Тогда основной функцией данного направления будет прояснение вопросов, связанных с человеческой природой во всех ее несовершенствах.
Среди наиболее распространенных тем можно выделить следующие: внутреннее и внешнее строение тела, секс и репродукция, смерть и ее физиологические показатели, телесные жидкости и их роль в функционировании организма.
Материалом для работы же предстает тело — тело художника или же тела людей и животных, — которому придается новая форма. Тело есть и образец, и материал. И здесь можно выделить два направления работы:[1]
- Тело как материал предстает в естественной, примитивной форме, что может показаться мерзким, вызывая шок.
- Абстрактный подход к телу, попытка его визуализации новыми способами.
Примечания[править]
- ↑ Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса; пер. с англ. А.Н. Анваера. – М.: ACT: Траюиткнига, 2005. С.265-266