У театра. Свидание (картина)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Прибыловский Виктор Александрович (1919—1973) «У театра. Свидание». Масло, 1954

«У театра. Свидание» — картина советского художника В. А. Прибыловского (1919—1973), созданная в 1954 году.

Размер: 100х96 см[1]

Техника: холст, масло[1]

Местонахождения: Октябрьский историко-краеведческий музей им. А. П. Шокурова (Республика Башкортостан, г. Октябрьский, пр. Ленина, 25)[2].

Художник[править]

Виктор Александрович Прибыловский (1919—1973) — московский художник, представитель соцреализма, лауреат Сталинской премии (2-ой степени) в области литературы и искусства 1952 г. — за картину «Власть Советам — мир народам» (1950 г.)[3].

Ко времени работы над картиной «У театра. Свидание» он уже известный художник, много и плодотворно работавший в специфически советском жанре социалистического реализма.

Сюжет картины[править]

Сюжет картины свидетельствует о том, что даже у лауреатов Сталинской премии нельзя отбить все человеческое.

Эта картина — будто подсмотренная бытовая сценка: два курсанта-суворовца у колонны московского Большого театра ожидают девушек. Они взволнованы, они нервничают, они напряжены и полны надежд. Они готовились к этой встрече… А девушек все нет… И юноши нервно всматриваются куда-то в толпу, пытаясь высмотреть своих подруг.

Такая жанровая сценка — в чем-то уход от официозного советского искусства, по которому суворовцам положено готовиться к подвигам во имя Родины, где Родина — с большой буквы. Художника совершенно не волнует, что это будущие военные (а у них, между прочим, — новая, недавно введенная форма[4]), он увидел в них юных людей, просто людей, мечтающих о простом человеческом счастье, далеком от подвигов, геройств, служениях. И судя по всему, этих двух молодых людей сейчас не интересует ни театр, ни предстоящий спектакль (курсанты-суворовцы снабжались по государственной системе всем необходимым, в том числе и билетами в Большой театр) — они не театралы и не меломаны, а просто, получив билеты в Большой театр, пригласили девушек. Не спектакль Большого театра интересует их, главное для них — чтобы девушки пришли наконец на свидание. Только лица этих двух юношей — главное в картине. Все остальное становится лишь ее фоном. А эту гамму психологических переживаний художник мастерски вырисовал, уйдя от официоза социалистического реализма.

Картина решена на контрастах: казённая военная форма курсантов — и их напряженно беспомощные лица, два нервничающих юноши — и нарядная публика, прогуливающаяся у театра перед началом представления. Причем из этой публики мы видим на заднем плане лишь четыре фигуры — да и то смазанно, но художник создает ощущение множества людей, постоянных зрителей-театралов[4], одинаково спокойных, уверенных и равнодушных к страданиям двух суворовцев.

Источники[править]