Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Франческо Кальцеваро

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Франческо Кальцеваро (итал. Francesco Calzevaro) — итальянский танцовщик и балетмейстер второй половины 18 века; работал в России.

Даты жизни неизвестны.

В 1756 году он работал в Вене, затем поступил в труппу Дж. Локателли, с которой в 1757 году[1] или в 1758 году[2] приехал в Петербург. У Локателли работали артисты всех жанров — и драматические, и оперные, и балетные танцовщики. Очень скоро труппа привлекла к себе внимание и вошла в систему Императорских театров, только недавно образованную императрицей Елизаветой Петровной Указом от 30 августа 1756 года. Тем не менее труппа Локателли, работая при императорском дворе за казенную зарплату (7000 р. жалованья в год), продолжала два раза в неделю давать представления для публики, зарабатывая деньги еще и самостоятельно[1]. Франческо Кальцеваро выступал у Локателли как деми-характерный танцовщик, среди его ролей этого периода известна роль Пьеро в пантомиме «Отец солюбовник сыну своему, или Заворожённая табакерка» (1758)[2].

В 1758 году Франческо Кальцеваро, зарекомендовавший себя к этому времени как танцовщик и начинающий балетмейстер, был приглашён в качестве руководителя балетной труппы и балетмейстера в Ораниенбаумский театр великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III). При этом Франческо Кальцеваро не покинул труппы Локателли и продолжал работать одновременно в обеих труппах. Однако весьма скоро, к 1759 году труппа Локателли пришла в упадок, многие артисты покинули ее, но Кальцеваро продолжал работать при двух труппах и даже поставил в 1761 году у Локателли балет «Суд Париса» на музыку И. Старцера в опере «Китайцы» К. В. Глюка[3].

Его имя упоминал Якоб Штелин в своей работе «Nachrichten von der Tanzkunst und Balleten in Russland» (в России книга известна под названием «Известия об искусстве танца и балетах России»), где назвал его превосходным характерным танцором[4].

Однако вскоре артист заболел туберкулёзом и в конце 1761 года покинул Россию[2]. Это совпало со временем, когда зрелищные постановки в Российской империи были отменены в связи с трауром — 25 декабря 1761 (5 января 1762) скончалась императрица Елизавета; на престол взошел ее сын Петр, но его власть длилась недолго — он был свергнут в результате дворцового переворота 28 июня (9 июля) 1762 года собственной женой Екатериной Алексеевной, ставшей по случаю прихода к власти императрицей Екатериной II.

С воцарением Екатерины театральное искусство в России не только возродилось, но и расцвело. Увеселительные представления, балы, балеты — все это вошло в обязательный дворцовый ритуал. Императрица вспомнила и об итальянце Франческо Кальцеваро и распорядилась вызвать его. Однако он так и не прибыл[2].

Больше о нем ничего неизвестно.

До нашего времени дошла информация о некоторых его работах:

  • 1758 — пантомима «Отец солюбовник сыну своему, или Заворожённая табакерка», роль: Пьеро (труппа Дж. Локателли)

Постановки:

Это были балеты в основном на мифологические темы, перемежающиеся с аллегорическими; существующих реалий в то время еще придерживаться было немодно, и в одном представлении запросто сочетались восточно-китайские мотивы с русскими плясками.

  • 1759 — балет «Свойства богини цветов» в опере «Учительница школы» Дж. Кокки (труппа Дж. Локателли)
  • 1759 — балет при опере «Александр в Индии» Ф. Арайи в Ораниенбауме,
  • 1760 — «Приношение Ифигении в жертву» в опере «Узнанная Семирамида» В. Манфредини (Ораниенбаум),
  • 1760 — аллегорический пантомимный балет «Золотая отрасль» на музыку И. Старцера,
  • 1760 — «Китайская императорская свадьба» (Ораниенбаум);
  • 1761 — «Прометей и Пандора» (Ораниенбаум),
  • 1761 — «Народные увеселения в Санкт-Петербурге о маслянице» (Ораниенбаум)
  • 1761 — «Суд Париса» на музыку И. Старцера в опере «Китайцы» К. В. Глюка (труппа Дж. Локателли)

Источники[править]