Хронотоп летописной повести об ослеплении Василька Теребовльского

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Литературный шедевр в составе «Повести временных лет», датированный 1097 годом. Несмотря на свой миниатюрный объём, повесть написана с соблюдением всех литературоведческих особенностей: имеет развёрнутую композицию, через художественный хронотоп передаёт главную мысль автора, использует символические образы. Художественное воплощение идеи повести осуществляется с помощью лингвистических (ССЦ, глаголы движения прошедшего времени совершенного вида, имена существительные со значением «пространство-время») и литературоведческих средств.

“И вот вошли посланные Святополком и Давыдом Сновид Изечевич, конюх Святополков, и Дмитр, конюх Давыдов, и начали расстилать ковер, и, разостлав, схватили Василька, и хотели его повалить; и боролись с ним крепко, и не смогли его повалить. И вот влезли другие, и повалили его, и связали его, и, сняв доску с печи, положили на грудь ему. И сели по сторонам доски Сновид Изечевич и Дмитр, и не могли удержать его. И подошли двое других, и сняли другую доску с печи, и сели, и придавили так сильно, что грудь затрещала. И приступил торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков, держа нож, и хотел ударить ему в глаз, и, промахнувшись глаза, перерезал ему лицо, и видна рана та у Василька поныне. И затем ударил его в глаз, и исторг глаз, и потом – в другой глаз, и вынул другой глаз... ”

Идея повести связана с хронотопом Руси: сохранить целостность пространства Руси и защитить от врагов. Князья собрались в Любече, чтобы решить судьбу государства. Хронотоп города расширяется до хронотопа Руси. Князья призывают объединиться и блюсти Русскую землю.

Хронотоп Руси включает художественную деталь — крест, который олицетворяет мирное соглашение. Крест становится актуализированным в сознании Василька в момент, когда его предупреждают о коварных планах Давыда и Святополка. Вспоминая об этом, Василёк не чувствует опасности. Крест, другие православные символы и его поступки свидетельствуют о его крепкой вере.

Хронотоп Руси меняется на княжеский двор и избу. Василька запирают в избе, и ему не удаётся завязать диалог с Давыдом и Святополком.

Хронотоп сужается, когда Василька высаживают из телеги и ведут в малую избу. Нож, символизирующий раздор и вероломство, включён в хронотоп малой избы, где Василька ослепят. Крест, напротив, символизирует мирное и объединённое пространство Руси. Между этими хронотопическими деталями (крест-нож) располагается идейно-смысловое поле повести.

Хронотоп избы, где Василька ослепят, описан с деталями интерьера: печью, досками, снятыми с печи, ковром. Нож в хронотопе избы используют активно: им ударяют, наносят рану, выкалывают глаза. В результате свет для Василька навсегда меркнет. К концу повести — это телега, на которой везут Василька в окровавленной рубашке, проезжая по Воздвиженскому мосту. Хронотоп моста приобретает символическое значение в связи с трагической историей героя. После пересечения моста Василёк приходит в сознание, с глотком воды к нему возвращается душа. В этот момент его хронотоп ограничивается тем, что он может осязать.

Композиция миниатюрной повести развёрнута, а кульминация организована особенно внимательно. Смысл повести передаётся через символические детали: крест (мир) и нож (война), а хронотоп сжимается от целой Руси к малой избе и телеге. Мирные инициативы князей оказываются в политическом и психологическом тупике.

Летописная повесть об ослеплении Василька удачно организована и отражает идею на всех уровнях её художественного пространства, что подтверждает её статус качественного литературного произведения.[1][2][3][4][5]

Примечания[править]

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
  2. Савельева В. В. Художественная антропология и творчество писателя. — Усть-Каменогорск - Алматы, 2011.
  3. Повесть временных лет // Изборник. — М., 1995.
  4. Лотман Ю. М. Проза Тургенева и сюжетное пространство русского романа Х1Х столетия. — М., 1986.
  5. Лихачев Д. С. Художественное пространство и время в русской литературе // Лихачев Д. С. Собранные работы в трех томах. — Л., 1989.