Активные процессы в синтаксисе современного русского языка

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Активные процессы в синтаксисе современного русского языка связаны как с собственно лингвистическими (в частности, влияние разговорной речи и просторечия), так и с экстралингвистическими (в частности, социокультурная ситуация) процессами[1].

Особенности[править]

Грамматический уровень языка наименее подвержен изменениям, но синтаксис, в сравнении с морфологией, изменяется заметнее. Изменения в синтаксическом строе современного русского языка взаимосвязаны и происходят на всех его уровнях. Основной тенденцией является нарастание черт аналитизма (сжатие и опрощение синтаксических конструкций, нарастание расчленённости синтаксической цепочки)[2]. Синтаксические построения становятся более расчленёнными, фрагментарными; синтаксические связи — ослабленными, что повышает роль контекста, а внутри отдельных синтаксических единиц — роль порядка слов, акцентных выделений. Повышение значения имплицитных выразителей связи приводит к словесной сжатости синтаксических единиц и к их смысловой ёмкости[3].

И в словосочетании, и в предложении отмечаются похожие синтаксические изменения: сокращается размер и словосочетания, и предложения (особенно сложного), реже используются подчинительные связи на обоих уровнях, а также наблюдается их ослабление[4].

Синтаксический строй книжного литературного языка сложился к началу XIX века. Появились развёрнутые, чётко организованные с синтаксической точки зрения предложения с использованием как сочинительной, так и подчинительной связи, придаточные предложения с употреблением разнообразных подчинительных союзов и союзных слов. Но уже с начала XIX и особенно в XX веке такие логизированные, чёткие по структуре предложения употребляются реже, чем ранее, они стали меньше по количеству предикативных единиц в их составе. Произошло сжатие и упрощение синтаксических конструкций[4].

К наиболее заметным изменениям на уровне словосочетания относят[4]:

  • сокращение сочетаний (например, деревья из Грузии вместо деревья, привезённые из Грузии) и в отдельных случаях их распад (например, Невский вместо Невский проспект);
  • в отдельных случаях сильная связь, например употребление винительного падежа прямого объекта без предлога, ослабевает, заменяется управлением с предлогом (например, оттягивать ремонт → оттягивать с ремонтом);
  • мена косвенного падежа зависимого существительного словосочетания на именительный (например, наша дача со станцией рядом → наша дача станция рядом; Как пройти к бассейну «Юность»? → Как пройти бассейн «Юность»?); под влиянием разговорной речи развилось употребление названия адресов, где все слова в именительном падеже (например, Москва, Волховская, 12).

Изменения в области предложения коснулись, в частности, осложнённого предложения[4]:

  • те типы осложнения, которые связаны с основной частью предложения синтаксическими связями, например причастные обороты (они согласуются с существительными), деепричастные обороты (они примыкают обычно к глаголу-сказуемому), стали употребляться в современных текстах реже, чем в XVIII, XIX и даже в XX веке;
  • несогласованные определения, обычно употребляющиеся в косвенных падежах, стали встречаться в именительном падеже (например, «И вот к нему подошла маленькая женщина с мальчишеским лицом, задумчиво-глупостным и смешанным. Голубая майка, стриженые волосы» (В. Панов) вместо «И вот к нему подошла маленькая женщина с мальчишеским лицом, задумчиво-глупостным и смешанным. В голубой майке и со стриженными волосами»).

Вставные конструкции, которые могут быть синтаксически связанными с основным текстом или не связанными, все чаще употребляют как несвязанные: например, «Сергей Труфанов, бывший Иллидфор, проживал в Христиании, нынешнем Осло» (В. Пикуль), где выделенная конструкция согласована в падеже с существительным «Христиания». Синтаксически не связанные с основным предложением вставки преобладают в языке художественной литературы, а также распространены в языке публицистики и в научном языке[4].

Увеличивается частотность употребления бессоюзных двусоставных предложений, где в позиции сказуемого встречаются падежные и предложно-падежные формы, которые различаются по своему значению. При этом в позиции сказуемого могут быть и наречия. Раньше других в сказуемое «перешли» обстоятельства места (ср. солнечный день → день солнечный). После стали «переходить» обстоятельства места, направления и др., а позднее — обстоятельства времени, причины, цели (например, «Вода на самовар? На самовар» (В. Белов)). Последними в роли сказуемого стали выступать падежные и предложно-падежные формы, для которых типичной является функция дополнения. Ранее других из косвенных дополнений стали употребляться в роли сказуемого конструкции со значением предназначения. Употребление падежных и предложно-падежных форм в роли сказуемого чаще всего отмечается в публицистическом стиле[4].

Примечания[править]

  1. Активные процессы в русском языке новейшего периода: учеб. пособие / Т. Б. Радбиль, Л. В. Рацибурская, Е. В. Щеникова, Н. А. Самыличева, В. А. Куликова, И. В. Палоши, Л. Ясаи, И. Хегедюш; под ред. Т. Б. Радбиля. Москва: ФЛИНТА, 2022. С. 204—205.
  2. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 168 с.
  3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. М.: Логос, 2001. 304 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Русский язык. Школьный энциклопедический словарь, 2013, с. 346—347

Литература[править]

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Активные процессы в синтаксисе современного русского языка», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».