Армяне в мореплавании

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Согласно Севрскому договору, к Армении отходили части территории Османской Империи с выходом к Чёрному морю.

Армянский флот — мореплавание и мореходство у армян и в Армении.

История[править]

Древнее время[править]

Предание о корабле Ноя в районе Арарата указывает на давние связи местного населения с мореходством, что доказывается археологическими находками. Так, со дна озера Севан была поднята 4-метровая долбленая лодка, датированная началом II тысячелетия до н. э. При раскопках в селении Джуджеван была найдена долбленая лодка, датированная IX веком до н. э. При раскопках у городка Варденис в одной из гробниц была найдена глиняная модель лодки, представлявшей собой наборное судно, с идеальными обводами, датированная VI веком до н. э.[1]

Геродот сообщает (I, 194), что купцы делали суда и спускались со своими товарами по реке из Армении в Вавилонию:

В Арме­нии, кото­рая лежит выше Асси­рии, вави­ло­няне наре­за­ют иво­вые пру­тья для осто­ва кораб­ля. Сна­ру­жи [остов] обтя­ги­ва­ют плот­ны­ми шку­ра­ми напо­до­бие [круг­ло­го] дни­ща кораб­ля. Они не рас­ши­ря­ют кор­мо­вой части суд­на и не заост­ря­ют носа, но дела­ют суд­но круг­лым, как щит. Затем наби­ва­ют все суд­но соло­мой [для оберт­ки гру­за] и, нагру­зив, пус­ка­ют плыть вниз по тече­нию. Пере­во­зят они вниз по реке глав­ным обра­зом гли­ня­ные сосуды с фини­кий­ским вином. Управ­ля­ют суд­ном с помо­щью двух руле­вых весел, кото­ры­ми стоя загре­ба­ют двое людей. Один из них при этом тянет суд­но веслом к себе, а дру­гой оттал­ки­ва­ет­ся. Такие суда стро­ят очень боль­шо­го раз­ме­ра и помень­ше. Самые боль­шие вме­ща­ют до 5000 талан­тов гру­за.

Великая Армения имела выходы к берегам Чёрного и Каспийского морей, а Тигран Великий даже захватил побережье Средиземного моря, дойдя до Иудеи.

Средние века[править]

Анийское царство имело лишь крупные озёра, в первую очередь Ван, на которых ходили суда, длиной до 20 м. Товма Арцруни (X век), описывая строительство храма на острове Ахтамар, на Ване, отмечал, что каменные блоки доставляли на остров на судах. В том же X веке царь Гагик Арцруни построил на острове искусственную гавань для «многих судов», огородив её стеной.

Крупнейшей державой была Византийская империя, в которой армяне составляли значительную часть элиты и населения. Были и византийские армяне-адмиралы, например Роман Лакапин, Тиберий Апсимар, Алексей Моселе, Назар, Исфре, Ваштакян Романос Лекабенос и др.[2]

Утверждается, что в VIII веке некий армянин был адмиралом египетского флота.

ал-Бируни называет Чёрное море Армянским («Бунтус ал-Армини»):

Море Понт Армянский, [неосновательно] называемое там Хазарским. Вокруг него [живут] армяне, племена тюрков, русы и славяне. От него ответвляется залив, называемый Константинопольским, потому что этот [город] — на его западном берегу; за этим городом он впадает в море Румов… Это море на западе впадает в Океан[3].

В ХII веке армянские купцы-мореходы имели торговую колонию в Кантоне[4].

Киликийская Армения имела выход в Средиземное море, и была региональной военно-морской и торговой державой. Из Киликии в государства Европы и Азии шел поток различных товаров: ковры, посуда, драгоценности, металлы благородные и черные. Имеется документ 1285 года, в котором прописано соглашение о ежегодной поставке из Киликии в Египетский султанат 10 тысяч железных брусков. Для развития внешней торговли, которая составляла значительную долю в казне Киликийского царства осуществлялось строительство речных, морских и устьевых портов и, соответственно, флота для международных перевозок. Известно морское сражение царя Левона II с пиратами, в котором победил Левон. Главным портом Киликии был Айас[5]. Марко Поло писал о нём:

На берегу моря есть город, который зовется Лайас и где можно найти все что угодно. Надо сказать, что всевозможные специи, шелка, драгоценности и другие товары сюда свозятся со всей страны, а купцы из Венеции, Генуи и других стран прибывают сюда, сбывают привезенный с собой товар и увозят все что им необходимо.

Арабский историк Ибн Аль Варди, описывая осаду армянского порта Айаса египетскими мамлюками, сообщает о трёх больших армянских военных кораблях, находившихся в гавани — «Айас», «Атлас» и «Шама».

В XV веке армянская торговая сеть была распространена в Индии, Иране, Астрахани и в Крыму.

Адмирал Антон Сурьян (Антон Армянин) в середине XVI века разработал новую систему спуска кораблей на воду и создал устройство для очистки морского дна. В 1571 году в битве при Лепанто Сурьян так умело расположил установленные на венецианских кораблях орудия, что турки в морском бою были полностью разгромлены[6].

В XIII веке активность в мореплавании проявляли крымские армяне. Симон на арендованном судне «Св. Андреас», Пиера Богдан Севанци, Васил Иван Мелик, Брике Эвага Аварян перевозили в Трапезунд и Синоп рыбу, серебро, ткани и другие товары. А в 1289 году Фароз и Костар на итальянском судне перевезли в Трапезунд 400 мод (около 112,5 тонн) проса и 300 мод зерна.

Известно об армянском торговом 400-тонном судне XVII века «Кедах Мерчант» («Quedagh Merchant»), разграбленном и затопленном пиратом Уильямом Киддом.

Диаспора[править]

В Венеции поселилось немало армянских торговцев. Они энергично вовлеклись в корабельное дело, судостроение, торговое мореплавание. Согласно хранящимся в архиве собора Св. Петра документам, в период с начала XVI века и до конца XVII века плотниками на корабельной верфи работали сыновья Егии — Геворг, Ован, Мкртич, Никогос, а Петрос был капитаном. Их современниками были Антон Гай со своим сыном и внуком, которые в течение целого века упоминаются в истории кораблестроения и мореплавания. Капитанами были и Мкртич Ростом, Петрос Баласан, Акоп Абучян, Микаэл Негри, Ованес Бернарди, Ованес Альбертини. По Адриатическому морю плавало множество кораблей, принадлежащих богатым армянским торговцам, несмотря на то, что над ними реял флаг Республики Льва. Так, сыну Агамира — Занд Аветику принадлежало судно «Святой дух», семейству Нури – «Благодатная Богородица» Аслану Погосу — «Св. Овсеп», Петросу Синану — галера «Св. Геворг», Аракелу Гираку – «Святая Дева Миротворица». Шаумяны, которых здесь называли Саум, прибыли в Венецию из Карабаха в 1650 г. и основали тут банк. Позднее они стали самыми крупными производителями хрусталя Мурано на всем побережье. Для импорта своей продукции они использовали собственный торговый корабль «Св. Крест».

Французский купец и путешественник Жан Батист Тавернье (XVII век) отмечал, «не было такого вида торговли, которую не вели бы армяне», «они ходят далеко — до Тонкина, Явы и Филиппин и по всему Востоку».

По существу, между армянами и англичанами шла морская война за господство на торговых путях[7], к чему относится в частности захват в 1685 году двух армянских судов: корабля высокого класса «Санта Круз» и корабля «Новый Иерусалим» с грузом рубинов, оценивавшимся по тогдашнему курсу в 565 тысяч фунтов стерлингов. Оба корабля принадлежали известным братьям Овану и Овсепу Маргарянам[8].

В 1667 году Маркар Аванченц вместе с французской эскадрой прибыл в Сурат и встретил сопротивление со стороны англичан. Однако трудности не сломили его, в 1669 году отправился в Голконду — одно из пяти мелких самостоятельных княжеств на территории Индии, которое славилось своими алмазными копями. Миссия Маркара состояла в том, чтобы добиться для французов права заниматься здесь торговлей и основать французскую факторию. Князь Голконды Абдулла Кутуб-шах вручил ему ферман, по которому французское «Восточно-индийское общество» получало привилегию свободно торговать на всей территории княжества, причем без налога на ввоз и вывоз своих товаров. Затем Маркар отправился в находящийся к северу от Мадраса город Мусулипатам, основал там факторию и в качестве ее главы руководил всей французской торговлей в этой части Индии.

Крупным торговцем был и Мар­кос Розадос, армянин по происхождению, управляющий Малабаром[9].

22 июня 1688 года был заключён договор между Компанией лондонских купцов и армянскими купцами, действовавшими «от имени Армянской нации»[10].

В 1746 году у берега Мадраса английский адмирал Гриффи пиратски захватил армянское торговое судно с грузом стоимостью в 120 тысяч рупий.

Известно письмо армянского купца Ага Ованеса Акопа, отправленное им 23 апреля 1783 года архиепископу Новой Джуги: «Наши армянские торговцы потеряли более чем 200 000 рупий из-за судна, которое шло из Китая и было захвачено в море пиратами. А недавно М. напал и ограбил корабль, направлявшийся из Бенгалии в Сурат, и мы потеряли 250 000 рупий».

Письмо от 28 февраля 1797 года, написанное Ованнесом Сетом в Сурате, и посланное своему отцу в Новую Джугу: «Мой директор Ага Марут купил корабль и назвал его „Аршак». Загрузил в него для вывоза товар на 150 000 рупий. Он назначил [нашего уважаемого брата] господина Сета надзирателем груза и положил ему плату в 8000 рупий. Ему был передан также товар на 20 000 рупий для продажи в Малакке и на 15 000 рупий для продажи в других портах. Сет все свое имущество превратил в товары и погрузил на судно, на котором был надзирателем груза. Корабль „Аршак» со всеми пассажирами благополучно добрался до Мадраса и оттуда безопасно перешел в Панант. Здесь часть товаров была продана, и, произведя необходимые закупки, они направились в Малакку. Когда они еще находились в море, недалеко от Малакки на них напали три французских фрегата, которые открыли огонь и захватили судно. Разграбив все, что было на корабле, пираты высадили пассажиров на берег в Пананге, откуда последние, лишенные всего имущества, добрались до Сурата»[11].

В числе приближённых короля Бирмы был бирманский адмирал армянин ходжа Симон.

Во Франции адмиралом стал Ханзадян Затик.

Эрнан Куюмджян стал вице-адмиралом чилийского военно-морского флота.

Завен-Нубар Погосян был адмиралом Бразилии, а его брат Нубар-Завен Погосян служил главным инспектором строительства флота Бразилии.

Пол Роберт Игнатиус был министром Военно-морского флота США в 1967—1969 годы.

Эмиль Лахуд, президент Ливана с армянскими корнями, имел звание контр-адмирала.

Российская империя[править]

В российском флоте было несколько армян-адмиралов:

  • Лазарь Маркович Серебряков, адмирал
  • Григорий Иванович Будагов, адмирал (?)
  • Александр Александрович Давыдов, адмирал
  • Владимир Иванович Бутаков, контр-адмирал
  • Иван Константинович Айвазовский, художник, контр-адмирал

Богатые армяне, жившие в Баку и Астрахани, прочих портах, имели пароходы, например «Григор Арцруни», курсировавший на Каспии и принадлежавший Саркисянам.

В 1889 году перевозки по Каспийскому морю осуществляли 34 парохода, 7 из них принадлежали армянам («Васпуракан» и «Эвелина» Аветяна, «Спасатель» братьев Колманянц и Буниатяна, «Григорян» Парсаданяна, «Сережа», «Аршак» и «Константин» Тумаяна), грузоподъёмность которых составляла 249 524 пудов (18,7%). В том же году использовалось 20 специальных пароходов, которые перевозили исключительно керосин, 5 из них принадлежали армянам («Арменяк» «Армянской пароходной компании», «Рафаил» Арафеляна, «Адмирал», «Лазарь», «Константин» Тумаяна) с грузоподъемностью в 156 821 пуд.

В 1893 году владельцу нефтепромышленной и торговой компании тифлисцу Есаи Питояну принадлежала пароходная компания «Масис» с судами «Ван», «Муш», «Ани», «Севан», «Масис», «Занги», а пароходной компании братьев Тумаян — «Мухсаха» и «Туман».

В 1912 году в Баку было 66 судовладельцев и пароходных компаний, 14 из которых — армяне, владеющие 24 судами: Акоп и Ованнес Аветяны («Менастан»), А.Адамян («Ваан»), «Армянская пароходная компания» («Ашот Еркат», «Амасия»), братья Буниатян («Бенардаки», «Буниат», «Николай»), компания «Волга» («Арцив Васпуракани»), «Восточная компания товарных складов» («Севан», «Ван»), Аветис Гукасян («Тамара»), М.Гукасян («Анна» ) , «Закаспийская торгово-промышленная компания» («Васпуракан»), Елизавета Саркисян («Григор Арцруни»), «Сарухан-Куринское акционерное общество» («Сарухан», «Сережа»), фирма «И.Н.Тер-Акопов» («Гадир-Гусейнов»), Тер-Степанян и Колманянц («Аршалуйс»), Х.Тумаян («Татьяна») и компания «Г.М.Лианозова сыновья» («Работник», «Мартын», «Пирогов», «Отважный», «Сефидруд»).

Ал. Манташянц, который вместе с М. Арамянцем основал фирму «Торговый дом А.И. Манташев», представил в департамент неокладных сборов Министерства финансов докладную записку, в которой писал о торговле бакинской нефтью:

Сам я участвую в деле, экспортирующем более 2 млн пуд. керосина в год в Англию и владеющем двумя морскими наливными пароходами, которые ходят между Батумом и Лондоном и посылаются в Америку.

Рыбопромысел братьев Лианосян представлял собой современные промышленные предприятия, оборудованные по последнему слову техники. Туда входили электростанции, холодильные помещения, телефонная связь, механические и другие мастерские, а также флотилия из 20 плавсредств, в том числе двух больших пароходов — «Пирогов» и «Мартын»[12].

Были и армяне в числе крымских судовладельцев и т. д.

В основанном армянами городе Новый Нахичеван на Дону также было немало крупных торговцев.

Первая Армянская республика[править]

Первая Армянская Республика, возникшая после краха Российской империи, согласно арбитражу президента Вильсона и других договорённостей, должна была получить выход к морю с несколькими портами, в том числе с крупным портом Трапезунд на Чёрном море, не исключалось также создание под итальянским или французским протекторатом армянской автономии в Киликии с выходом к Средиземному морю. Однако, в силу разных причин, эти планы не были реализованы (см. Западная Армения).

На Севанском полуострове можно увидеть надгробие «1872-1946. Капитан Севанского судоходства Гаспарян Ерванд Оганесович», с образованием Первой Республики капитана Гаспаряна пригласили в Армению, чтобы создать флот на Севане.

Советский Союз[править]

В ВМФ СССР было немало видных флотоводцев-армян, среди них:

  • Иван Степанович Исаков, адмирал флота
  • Ва­ле­ри­ан Ио­си­фо­вич Су­ра­бе­ков, ви­це–ад­ми­рал
  • Иван Ха­ча­ту­ро­вич Га­лус­тов ви­це–ад­ми­рал
  • Ашот Ара­ке­ло­вич Сар­ки­сов, ви­це–ад­ми­рал–ин­же­нер
  • Вла­ди­мир Хрис­то­фо­ро­вич Са­а­кян, ви­це–ад­ми­рал
  • Александр Месропович Геворков, ви­це–ад­ми­рал
  • Ар­та­вазд Ара­мо­вич Са­го­ян, контр–ад­ми­рал
  • Миг­ран Ка­ра­пе­то­вич Пет­ро­сян, контр–ад­ми­рал
  • Зар­майр Ма­ми­ко­но­вич Ар­ва­нов, контр–ад­ми­рал
  • Вла­ди­мир Се­мё­но­вич Пи­ру­мов, контр–ад­ми­рал
  • Ле­вон Па­руй­ро­вич Вар­да­нян, контр–ад­ми­рал
  • Вячеслав Матвеевич Мартиросян, контр-адмирал

Армяне-моряки участвовали в войнах, в том числе и ВОВ[13].

Немало армян работало в области кораблестроения, например Эдуард Гайкович Авалян.

Добывавшееся в Армянской ССР сырьё также шло в том числе и на кораблестроительную промышленность.

На предприятиях военно-оборонной отрасли промышленности Советской Армении было налажено производство электронных ЭВМ, автоматизированных систем управления (АСУ), специального наземного электросилового оборудования, средств радиоэлектронной и космической связи и слежения, других изделий и средств для комплектования новейшей ракетной и реактивной техники, радиолокационных станций и зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны: «Круг», «Куб», «Даль», «С-125» («Волхов»), «С-120» («Нева»), «С-200» и др., советских подводных лодок и военных кораблей, авиационно-космических аппаратов, для нужд Вооруженных Сил и советского ВПК.

Ереванское промышленное объединение «Электроприбор» было вовлечено в союзную программу Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР по созданию и производству кораблей с воздушными подушками и подводными крыльями.

В армянском филиале Научно-исследовательского института «Комета» были разработаны и изготовлены радиоприборы, имеющие важное военно-оборонное применение, — сверхчувствительные многолучевые системы для определения местонахождения подводных лодок и кораблей. В дальнейшем они применялись также для комплектования самолётов и космических систем.

Российская Федерация[править]

  • Сергей Иосифович Авакянц, адмирал российского флота, командующий Тихоокеанским флотом
  • Тенгиз Николаевич Борисов, вице-адмирал, замглавы департамента имущества ВПК и военного имущества Мингосимущества РФ
  • Олег Юрьевич Гарамов, контр-адмирал, командир 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота
  • Левон Паргевович Гарибян, контр-адмирал, командующий морскими силами Тихоокеанского пограничного округа Федеральной пограничной службы РФ
  • Виктор Вардкесович Сумбулян, контр-адмирал, главный механик ВМФ

И ныне среди армян есть владельцы судов, например владелец судна компании «Брамс-Ойл» — Карен Арушанян.

Видное место занимает исследователь и политик Артур Николаевич Чилингаров.

Стоит также отметить традиционно крупные армянские общины в ряде портовых городов России и в Краснодарском крае, в частности Сочи. Немало армян живёт и в соседней Абхазии на берегах Чёрного моря.

Современность[править]

Современная Республика Армения и НКР не имеют выходов к морю, и, соответственно, морского флота. Есть лишь относительно крупное озеро Севан. На Севане пришвартован парусный корабль «Киликия», на котором команда капитана Карена Балаяна совершила путешествие вокруг Европы.

Чтобы решить проблему морской изоляции страны, ещё в 2000 году представители правительства Армении обращались к Грузии по вопросу создания собственного флота, но это начинание нечем не закончилось, и в начале октября 2004 года руководство Союза армян России (САР) выступило с идеей, суть которой заключается в следующем. Известно, что РФ подписала с Ираном «Соглашение об организации транспортного маршрута между портами Астрахань и Энзели». Конец 2004 — середина 2005 года была ознаменована переговорами САР с правительством Армении о присоединении Еревана к данному соглашению. Во время ереванских переговоров Ара Абрамян, председатель САР, предложил создать на Каспии ОАО «Каспийское морское пароходство», учредителями которого он предложил сам САР, армянскую диаспору Ирана и европейско-американский спюнк (диаспору). По идее САР, армянское пароходство сможет осуществлять грузоперевозки из порта Энзели в Астрахань, а дальше по Волге и Дону и другим судоходным рекам России в Европу. Данный проект не был реализован судя по всему из-за несогласия Ирана[14].

Схожие идеи предлагает специалист в области морского транспорта, директор рижской компании I.B.M.S. Сергей Мартиросов, который многие годы работал в Латвийском пароходстве, был директором Рижского филиала ЦНИИМФ, а затем управлял флотом на Кипре, в Дании, строил суда в Корее[15].

Имеется Клуб морских исследований «Айас», созданный ещё в 1985 году.

Источники[править]