Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Борис Семёнович Добровольский

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Борис Семёнович Добровольский

Добровольский Борис Семёнович (01.05.1889, Капустинцы, Пирятинский уезд, Полтавская губерния, Российская империя — 28.05.1938, Золотоноша, Полтавская область, УССР, СССР) — украинский трудовой и боевой, вольный и красный казак, революционер, повстанец, партизан, социал-демократ, эсер, член партии боротьбистов, один из членов Пирятинского уездного исполнительного комитета партии, позже в 1930-х, беспартийный[нет источника] коммунист и националист по убеждениям. Один из организаторов формирований вольного и красного казачества в селах Капустинской волости Пирятинского уезда Полтавской губернии в 1917—1919 гг. Участник восстания против деникинщины и взятия Переяслава в 1919 году. Расстрелян в 1938 году.

Жизнеописание[править]

Родился в семье казаков-христиан Поднепровья, Киевской Руси-Украины с деда-прадеда Семёна Даниловича Добровольского (1864—1919) и Уляны Фёдоровны Сердюк. Из небогатых (убогих) приписных казаков (представителей казачьего сословия) села Капустинцы Пирятинского уезда Полтавской губернии Российской империи.

1 мая 1889 года крещён по православному обряду в церкви в честь Архистратига Михаила села Капустинцы. Восприемница при крещении двоюродная сестра отца, крестьянка Ксения Григорьевна Красноженова.

Отец Бориса Семёновича, украинский казак Семён Данилович Добровольский был небогатым, но достаточно образованным и революционно-настроенным селянином, известным своими передовыми взглядами среди селян округи. Один из инициаторов и организаторов строительства народной школы в родном селе Капустинцы и всестороннего просвещения и самообразования селян. Про него неоднократно вспоминает в своей автобиографической и краведческой книге «Доба и доля» еще один известный украинский казак-революционер, общественный деятель и ученый, уроженец села Капустинцы Иван Игнатьевич Козуб[1]. Семён Данилович Добровольский трагически погиб, расстрелян в 1919 году деникинским карательным отрядом, как отец одного из организаторов отряда казачьей самообороны села.

Окончил Золотоношское сельскохозяйственное училище, где примкнул к социал-демократическому кружку. В 1908 году вернулся в родное село. Вел подпольную революционную работу среди бедноты. Работая агрономом в селах Черниговской губернии не прерывал связей с селом, распространял революционную литературу, попал под полицейский надзор и обыски.

После Февральской Революции принял участие в становлении структур коммунального народовластия в родном селе, переделе земли богатых крестьян, казаков и помещиков, организации местного отряда самообороны, по взглядам — вольных казаков-самостийныков и красных казаков-интернационалистов. Был участником восстаний против власти сторонников Скоропадского и Деникина, дважды попадал под расстрел, но смог спастись. Про этот период его жизни неоднократно упоминает его соратник по повстанческой борьбе и организации отряда самообороны Иван Игнатьевич Козуб в своей книге «Доба і доля»[1].

В 1919 году вступил в Коммунистическую Партию, стал одним из организаторов капустинского волвисполкома. Вероятно в это же время тесно сотрудничал со многими известными революционерами из сел округи, в том числе Иваном Игнатьевичем Козубом и Григорием Демидовичем Васенком.

Работал членом коллегии Переяславского уездного земельного отдела.

В 1930 году был исключен из партии «за бытовую неорганизованность». З этого времени работал агрономом в колхозе.

Принимал участие в строительстве колхозов. Своими глазами видел результаты голода и сталинских репрессий против украинской интеллигенции. В частных и открытых разговорах со совим старым и добрым знакомым Григорием Васенком поддерживал выход Украинской Республики из состава Советского Союза, то есть в понятиях того времени классифицировался «буржуазным националистом», в отличие от красноармейца и партийного большевика Васенка, который был «просякнут пролетарским духом» и стоял за «единую и неделимую Страну Советов», Советский Союз.[нет источника]

15 марта 1938 года был арестован и осужден по ст.ст. 54-10, 54-11 КК УРСР с обвинением в национализме, антисоветской агитации и участии в подготовке восстания против соввласти. На момент ареста работал счетоводом средней школы, по делу проходит как беспартийный. Постановой особой тройки УНКВД Полтавской области 21-23.03.1938 р. осужден к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 28.05.1938 г.[2],[3]

Коллегия Верховного Суда СССР пересмотрела решение суда и отменила за отсутствием состава преступления. Бориса Добровольского было реабилитировано посмертно.[нет источника]

Про арест и смерть Бориса Добровольского также как и про повстанческую, революционную и организаторскую борьбу его и его соратников на Пирятинщине в 1920-х гг. кратко вспоминает в своем краведческом исследовании «З туману віків і днів вчорашніх» известный краевед Драбовского района Владимир Щерба.

Семья[править]

Сын Бориса Семёновича Алексей, фронтовик (служил в РККА в 1940х гг.), в дальнейшем работал учителем в селах округи, был директором в родном селе Капустинцы. Детей и родственников некоторые односельчане укоряли в семейных отношениях с «врагом народа».[значимость факта?]

Источники[править]

Ссылки[править]