Давид Соломонович Закгейм

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Давид Соломонович Закгейм

Деятель страны
19f1b529ab1198a0df9ce551a3a3381f-1000.jpg
Флаг Председатель исполкома Ярославского городского Совета рабочих и солдатских депутатов








Дата рождения
1895
Место рождения
местечко Свислочи, Гродненская губерния, Российская империя
Дата смерти
6 июля 1918 года
Место смерти
Ярославль









Давид Соломонович Закгейм — революционер и политик[1].

Ранние годы[править]

Родился в 1895 году в местечке Свислочи в многодетной семье.

В 18 лет примкнул к революционному движению, попал в тюрьму. Вскоре за недостаточностью улик его освободили.

Затем прекратил связь с революционерами и переехал в Ярославль, где работал часовщиком.

Карьера[править]

В 1915 году в Ярославле находилось 7 тысяч беженцев-евреев. Вскоре вокруг Закгейма группируется еврейский кружок. После февральской революции Закгейм возглавил ярославскую группу Бунда, а затем примкнул с большевикам.

С 28 октября 1917 года — член военно-революционного комитета Ярославля, с 4 ноября — заместитель председателя исполкома горсовета Н.Ф. Доброхотова.

С 28 октября 1917 года — председатель военно-революционного комитета Ярославля.

С февраля по июль 1918 года — председатель исполкома Ярославского городского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Участие в экспроприации[править]

Руководил национализацией банков и предприятий, реквизициями. Накануне восстания (см. ниже) товарищ Закгейм был обвинён в злоупотреблениях при реквизициях и находился под следствием:

Вскоре на [Закгейма] заводят дело по обвинению в присвоении им конфискованных богатств. Как следствие этого, Губернский Исполнительный комитет исключает его из числа членов губернского съезда[2].

Таким образом, товарищ Закгейм слишком буквально понял лозунг «грабь награбленное» и в какой-то момент был смещён с должности и оказался под следствием.

Гибель[править]

6 июля 1918 года в Ярославле началось вооружённое выступление против Советской власти.

В ходе Ярославского мятежа восставшие ворвались в гостиницу Бристоль и устроили самосуд, убив С. М. Нахимсона. Д. С. Закгейм был убит в своей квартире. Основная же часть большевиков, состоявших в руководстве Ярославля, была арестована и вывезена на барже на середину Волги и поставлена на якорь. Эта «баржа смерти» как называли её в советские времена стояла посреди Волги почти всё время мятежа.

У Давида Львовича Голинкова в «Правде о врагах народа» читаем: «Мятежники разыскивали советских и партийных работников и чинили над ними расправу. Были зверски убиты комиссар военного округа видный большевик С. М. Нахимсон, председатель исполкома городского Совета Д. С. Закгейм, члены губисполкома Шмидт, Зелинченко и многие другие советские работники».

Ответные действия[править]

Красные ответили Красным террором. Газета «Правда» призывала к мщению, напечатав 14 июля 1918 года, то есть ещё за долго до официального объявления большевиками красного террора, следующее обращение:

В Ярославле убиты восставшими белогвардейцами Доброхотов… Закгейм… Нахимсон… Убиты самые стойкие, испытанные борцы пролетарской армии… Товарищи ярославцы! мы ждем от вас ответа: сколько сотен гадов и паразитов истребили вы за эти три драгоценные жизни наших друзей? Поп, офицер, банкир, фабрикант, монах, купеческий сынок — все равно. Ни ряса, ни мундир, ни диплом не могут им быть защитой. Никакой пощады белогвардейцам!

В первый же день после подавления восстания были расстреляны переданные Балком 428 человек (в том числе был расстрелян весь штаб восставших — 57 человек). Всего же по Ярославской губернии с марта по ноябрь 1918 года по оценкам монархиста С. П. Мельгунова большевистскими властями было расстреляно около 5 тысяч человек.

Память и почести[править]

Подвиги Закгейма не были забыты страной и народом:

В 1927 году именем Закгейма была названа улица в Красноперекопском районе Ярославля, а в 1930-е годы — ещё и переулок.

См. также[править]

Источники[править]