Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Двойники Наполеона Бонапарта

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Двойники Наполеона — легенды о находившихся при императорском дворе двойниках Наполеона I Бонапарта, якобы иногда подменявших его. Теории популярны в некоторых современных российских СМИ, по-видимому не имеют научного подтверждения.

Наполеон Бонапарт

Франсуа-Эжен Робо[править]

По слухам, Наполеон с самого начала своего правления отдал приказ искать своих двойников по всей Европе. Якобы были найдены четверо двойников, один из которых вскоре упал с лошади и стал калекой, непригодным для роли двойника, второй оказался слабоумным, третий долгое время тайно сопровождал Императора и, якобы, даже находился вместе с ним во время ссылки на острове Эльба, но вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Документально подтверждено существование одного двойника Наполеона — бывшего капрала Великой армии Франсуа Эжена Рабо (François-Eugène Robeaud). В ряде источников утверждается, что этот человек родился в 1775 году в деревне Балейкур департамента Мёз в шести километрах от Вердена и был на шесть лет младше Наполеона. В 1793 году Робо записался добровольцем в 1-й батальон егерей своего департамента и ушёл на войну. Он был очень похож на Наполеона, и в итоге на это обратили внимание, и его полковник представил капрала Робо своему начальству, которое, в свою очередь, отправило его к министру полиции Фуше, ведавшему подобными вопросами.

Из-за невероятного сходства с Наполеоном Робо получил прозвище «Император». Робо жил при дворе Бонапарта и всегда был в доступе, чтобы выполнять несложные, но сопряженные с риском поручения. Робо мог точно копировать манеры, привычки и вкусы Наполеона. После того как император потерял свою власть, Робо вернулся жить в своё поместье в деревне Балейкур, покидать которое ему запрещалось. После того, как Наполеон был отправлен в ссылку на остров Святой Елены, в Балейкур был направлен королевский особый агент, которому предписали не спускать глаз с Робо. Бывшего двойника охраняли всё время.

В 1818 году в Балейкуре к деревенскому дому Робо подъехала роскошная карета, какие нечасто случалось увидеть в тех краях. Окно кареты было закрыто занавеской. Карета простояла у дома не меньше двух часов. Хозяин дома потом рассказывал соседям, что приезжавший к нему человек сначала хотел купить у него кроликов, потом долго уговаривал его поохотиться вместе, но он якобы не согласился. Через несколько дней Робо исчез из деревни вместе со своей сестрой. Позже власти принялись разыскивать бывшего двойника императора и в итоге обнаружили его сестру, которая в роскоши жила в городе Нанте. Она заявила, будто деньги дал ей брат, который отправился в далёкую поездку, а куда именно, она не знает, что он нанялся в матросы, ушёл в море и теперь где-то плавает. Впоследствии бывший двойник найден так и не был, и о нём ничего не было известно.

Робо оставил записи, в которых было сказано, что в своё время Наполеону были приведены восемь кандидатов в двойники, и он лично отобрал четверых из них. Эти люди, включая Робо, иногда подменяли императора в экстренных случаях. В 1815 году, накануне битвы при Ватерлоо, один из двойников, принятый за императора, был убит ударом кинжала в спину. Другой двойник вскоре заживо сгорел в карете, воспламенившейся от подложенной зажигательной смеси. Третий двойник пропал без вести, но позже его якобы видели в Санкт-Петербурге при дворе российского императора.

Версия о бегстве Наполеона[править]

В своих записях Робо упоминает, что в 1818 году к его дому в Балейкуре подъехала карета, из которой вышел генерал Гургар, накануне вернувшийся с острова Святой Елены, где состоял комендантом. Робо знал, что Гургар симпатизирует опальному императору. Бывший двойник написал, что «разговор с генералом был короток. А вот моя отлучка на чужбину — весьма длительной». Уже почти два столетия существует версия, что единственный оставшийся в живых двойник Наполеона подменил бывшего императора, находившегося в изгнании. Утверждалось, что в церковной книге деревни Балейкур сохранилась запись: «Франсуа-Эжен Робо, родился в этой деревне в 1771 году. Умер на острове Святой Елены». Дата смерти якобы была стёрта. Легенда о подмене Наполеона была тщательно исследована проживающим в Лондоне журналистом-историком Александром Горбовским.

Одним из сторонников версии о подмене Наполеона на острове Сятой Елены двойником являлся австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он считал, что эта подмена стала возможно благодаря тому, что, находясь у власти, Наполеон решил подготовить собственных двойников:

Этот многим показавшийся странным шаг оказался провидческим, так как годы спустя позволил провернуть невиданную по дерзости аферу, благодаря, чему на острове Святой Елены томился вовсе не Бонапарт, а его двойник, который от подлинного императора все же отличался и неуклюжей походкой, и скверными, отнюдь не аристократическими манерами, и совсем другим почерком

.

Также Фрейд упомянул об инциденте, происшедшем в ночь на 4 октября 1823 года в Шёнбруннском замке в пригороде Вены. Часовой, охранявший замок, где в это время умирал от скарлатины сын Наполеона, застрелил (по другим данным — убил ударом сабли) какого-то незнакомца, пытавшегося перелезть через каменную дворцовую ограду. Когда представители властей осмотрели труп убитого, у которого не было обнаружено никаких документов, полиция немедленно оцепила замок.

По настоятельной просьбе бывшей императрицы Марии-Луизы тело убитого незнакомца похоронили на территории замка рядом с тем местом, которое было предназначено для погребения жены и сына Наполеона. Причём этого всадника похоронили с воинскими почестями, полагающимися только особам высочайшего сословия. В окрестностях Шенбрунна на самом деле был похоронен мужчина, который, как утверждается, генетически идентичный императору, и имеющий точно такое же строение скелета, черепной коробки и костей. Фрейд утверждал, что в начале девятнадцатого века просвещённые люди в Европе знали о том, что этим убитым всадником был Наполеон Бонапарт.

Французский писатель Стендаль, написавший книгу о Наполеоне, задавался вопросом, почему посмертные рисунки Бонапарта, сделанные, когда он был положен в гроб, совсем не соответствуют его прижизненной внешности:

Это явно кто-то другой, но кому, зачем, для чего было устраивать этот маскарад?

.

Купец Ревар[править]

Утверждается, что после поспешного отъезда Робо в Италию, в Вероне обосновался очень богатый француз (по другим данным — итальянец), называвший себя Реваром, компаньон которого Петруччи открыл лавку, где не столько торговали, сколько устраивали сборища, участники которых даже не пытались выдавать себя за простолюдинов. Ревар редко показывался в своём магазине, а на улицу вообще почти не выходил. Мэр Вероны якобы заискивался перед Реваром и выполнять любую его просьбу. Ревар якобы выглядел совсем как Наполеон Бонапарт, из-за чего получил прозвище «император», на которое он отвечал сдержанной улыбкой.

23 сентября 1823 Ревар бросил всё и навсегда покинул Верону. Произошло это при весьма странных обстоятельствах — в полдень в дверь магазина, где в это время находились оба компаньона, постучал посыльный. Убедившись, что перед ним именно Ревар, он вручил ему скрепленное сургучной печатью письмо. Прочтя его, Ревар взволнованно сообщил Петруччи, что неотложные обстоятельства вынуждают его уехать, и отправился домой собираться в дорогу. Примерно через два часа он вернулся налегке, без багажа. Карета, в которой прибыл посыльный, всё еще ждала его у крыльца. Прощаясь, Ревар оставил своему компаньону конверт с условием, если через три месяца он почему-либо не вернётся, Петруччи должен был доставить письмо по назначению. На этом конверте было написано: «Его Величеству Королю Франции». Ревар больше никогда в Верону не возвратился. Выполняя данное обещание, Петруччи отправился в Париж и передал письмо королю Франции. За это он получил щедрое вознаграждение. Причём Петруччи ничего не рассказывал о своём пребывании во дворце почти тридцать лет, после чего неожиданно явился к должностным лицам Вероны и сделал чрезвычайно важное заявление, подтвержденное клятвой. Каждое слово его было зафиксировано писарем, и под документом, как и положено, расписались сам Петруччи, должностные лица и свидетели. Петруччи сообщил, что во время пребывания во дворце ему заплатили за молчание 100 тысяч золотых крон. Последней фразой в документе было утверждение, что компаньоном Петруччи в течение пяти лет был Наполеон Бонапарт.

Аргументы сторонников версии о бегстве Наполеона[править]

Сторонником версии о бегстве Наполеона с острова Святой Елены являлся Т. Уиллер, автор вышедшей в 1974 году книги «Кто покоится здесь. Новое исследование о последних годах Наполеона». Он подчёркивает, что у Наполеона уже имелся опыт незаметного исчезновения с острова — побег в 1815 году с Эльбы. Подготовка к этому бегству включала использование приёмов, позволивших обмануть вражеских лазутчиков, которых подсылал к Наполеону британский комиссар на Эльбе Кэмпбелл. То же самое делал и губернатор острова Святой Елены генерал Гудсон Лоу, который был помешан на шпионаже.

Поскольку секреты приготовления к бегству с Эльбы так и не были раскрыты, их, как считает Уиллер, заговорщики повторили на острове Святой Елены. Уиллер утверждает, что такой человек, как Наполеон, не мог смириться со своей участью. Он решил покинуть остров, но так, чтобы тюремщики и после его бегства не заподозрили об этом. Наполеон совершенно сознательно обострял отношения с английским губернатором и его чиновниками, разыгрывая сцены гнева, с тем, чтобы держать своих стражников подальше от Лонгвуда. Поскольку вся переписка Наполеона и его приближенных просматривалась сначала самим Гудсоном Лоу, а потом и в Лондоне, пленники, начиная с 1816 года, прибегали к посылке тайных курьеров.

Бонапартисты не раз делали попытки организовать бегство Наполеона. Одну из них, в частности, предприняла его бывшая египетская любовница Полина Фурес, которой после разрыва Наполеон нашёл нового богатого мужа — отставного офицера Анри де Раншу, тут же назначенного консулом в Сантендере (Испания), а затем в Готенбурге (Швеция). В 1816 году графиня де Раншу приехала в Рио-де-Жанейро со своим любовником Жаном-Опостом Белларом и купила там корабль, предназначавшийся для спасения Наполеона. Несмотря на неудачу этой попытки, де Раншу ещё долгое время продолжала действовать вместе с другими бонапартистами в Бразилии и умерла 18 марта 1869 года. Наполеон получал от своих сторонников ещё несколько предложений о побеге (в частности, широко известен предлагавшийся вариант спасения на подводной лодке Фултона). Но он неизменно отвергал их, возможно, потому что имел в запасе другой, более надежный вариант.

В 1817—1818 годах остров Святой Елены под разными предлогами покинули многие ближайшие приближенные Наполеона — секретарь Бартолле де Лас Каз, генерал Гаспар Гурго, а позже — сразу шестеро слуг, а также слуги приближенных Наполеона. К середине 1819 года в Лонгвуде осталась только половина из живших там ранее французов.

Утверждается, что вскоре после бегства Рабо в 1818 году узник на острове Святой Елены вдруг стал очень тучным и неуклюжим, а также очень забывчивым и начал путать в рассказах очевидные факты из своей прежней жизни. Кроме того, у него изменился почерк. Официальные власти приписали это воздействию не слишком комфортных условий заключения на острове.

Также якобы существует письмо коменданта острова Святой Елены, датированное 1818 годом, в котором тот доверительно сообщает, что Наполеон скрылся с острова. Кроме того, двоюродный дядя Наполеона, кардинал Жозеф Феш и мать Бонапарта Летиция осенью 1818 года и в 1819 году были уверены, что бывший император смог бежать с острова Святой Елены. Именно поэтому они отвергли возможность направить к находившемуся там после 1818 года узнику первоклассных медиков, что было свопряжено с немалыми расходами, и послали взамен лишь молодого доктора Франческо Антоммарчи. Считается что Летиция, ничего не жалевшая для своих детей, не хотела тратить лишние деньги на лечение двойника.

Воспоминания приближённых Наполеона о жизни в Лонгвуде весьма тенденциозны, а мемуары англичан передавали лишь ходившие слухи, поскольку к бывшему императору изредка приглашали лишь отдельных лиц — врачей, художников или путешественников, ненадолго приезжавших на остров. Считается, что никто из посторонних людей, посетивших Наполеона с 1818 по 1821 год, не был знаком с ним в прежние времена, и никто из англичан с осени 1818 года не видел вблизи знаменитого узника.

Некоторые биографы Наполеона цитируют письмо жены генерала Анри-Грасьена Бертрана, который был одним из сподвижников Наполеона в то время, когда тот был императором и вместе с женой сопровождал его в изгнании. Это письмо датируется 25 августа 1818 года, и незадолго до того, как оно было написано, вблизи острова появился и стал на рейд быстроходный американский парусник, что вызвало большую тревогу у англичан. В случае каких-то осложнений ни один из бывших поблизости английских кораблей не смог бы угнаться за американским. Письмо содержало единственную странную фразу: «Победа, победа! Наполеон покинул остров». Предполагается, что на этом корабле на остров прибыл двойник Робо и уехал сам Наполеон. Но заговорщики планировали убить двойника, что было важно как для самой «наполеоновской легенды», так и для спасения участников побега от жестоких преследований. Сам Наполеон, уехав, как предполагается, в Верону, продолжал поддерживать связи с Робо и, вероятно прислал своё подлинное завещание (которое, согласно, официальной версии, было написано на острове Святой Елены в присутствии одного только адъютанта Шарля-Тристана Монтолона).

Посмертная маска Наполеона. Эксгумациия[править]

В 2000 году в Париже вышла книга Брюно Руа-Анри «Тайна эксгумации 1840 года», автор которой приводит аргументы в пользу того, что человек, похороненный под именем Наполеона, не был им. По мнению Руа-Анри, посмертная маска Наполеона принадлежит не бывшему императору, а кому-то другому, возможно, Франческо Киприани, также корсиканцу, очень похожему на Наполеона Бонапарта. Эта маска была сделана доктором Франческо Антоммарчи. Согласно ему, размер головы Наполеона составлял 56,20 сантиметров. Однако, по словам слуги Наполеона Констана, работавшего у него 14 лет и отвечавшего за пошив шляп, размер головы императора составлял 59,65 сантиметров.

При эксгумации тела Наполеона В 1840 году было обнаружено, что его колени были чуть согнуты, якобы для того, чтобы поместить тело в узкий гроб. Однако этот гроб имел длину 1,78 метра, а рост Наполеона составлял 1,69 метра, то есть никакой необходимости сгибать колени не было бы. Довод о том, что колени покойного могли согнуться сами при неосторожной переноске гроба английскими гренадёрами, отвергается на том основании, что бывший император умер 5 мая, а гроб переносили для погребения 9 мая, то есть через четыре дня.

По свидетельствам доктора Франческо Антоммарчи и губернатора острова Гудсона Лоу, в 1821 году по краям гроба были помещены серебряные сосуды, содержащие сердце и желудок Наполеона, так как свободное место в гробу позволяло сделать это. При эксгумации сосуды были обнаружены под согнутыми коленями покойного. Также не было обнаружено шёлковых чулок на ногах покойного, которые, по свидетельству Маршана, были надеты на ноги Наполеона под сапоги.

Существуют две пряди волос, каждая из которых, как считается, принадлежала Наполеону. Один из этих локонов светло-русый, тонкий и шелковистый, как у ребёнка, второй — чёрный и густой.

Критика[править]

По утверждению академика Е. В. Тарле, на посмертных рисунках изображён настоящий Наполеон, черты которого были обезображены тяжелой болезнью, которая, возможно, была вызвана отравлением.

Версия о подмене Наполеона на Робо не подтверждена никакими доказательствами. Все документальные свидетельства, которые приводились её стороннами, например, запись в архиве деревни Балейкур, департамент Мёз, на родине Франсуа-Эжена Робо, о том, что тот умер на острове Святой Елены, при проверке оказались вымыслом. Кроме того. Робо уехал из Балейкура в конце 1818 года, тогда как болезнь, от которой умер Наполеон, обнаружилась ещё за год до этого, в октябре 1817 года. Записи, которые делал и диктовал Наполеон в последние годы и даже месяцы жизни, свидетельствовали о знании сотен вещей, множестве подробностей, деталей, которые могли быть известны только ему самому, а никак не его двойнику.

Что касается инцидента в Шёнбруннском замке, то Наполеон, будь он жив, в 1823 году достиг бы возраста 54 лет, и вряд ли этот тучный и не отличавшийся атлетическим телосложением человек мог бы перелезать ночью через высокий каменный забор, окружавший Шёнбруннский замок.

Версия о гибели Наполеона и замены его двойником[править]

Существует ещё одна легенда, согласно которой во время египетской военной экспедиции Наполеона посетила некая его поклонница. Познакомившись с ней, Наполеон стал иногда совершать вместе с женщиной прогулки верхом на лошадях в сторону пирамид. Во время одной из таких прогулок они отправились только вдвоём, без сопровождающих. В этот день случилась сильная песчаная буря. Всадники не вернулись, и найти их не удалось.

Верхушка генералитета не хотела осложнений в этой и без того неудачной военной экспедиции. И генералы решили заменить Бонапарта на его сообразительного и расторопного двойника, которого Наполеон держал при себе в целях безопасности, на случай покушение на него.

Косвенным доказательством этой легенды может быть то, что в районе египетских пирамид действительно были обнаружены два человеческих скелета — мужчины и женщины, а также останки двух лошадей с сёдлами. Причём люди и животные погибли уже в период новейшей истории.

См. также[править]

Ссылки[править]