Авиационное дело

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Дело авиаторов»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Послевоенные репрессии Сталина, истории жертв: Авиаторы, трофейное дело и «союз борьбы за Революцию» // Гроза / Николай Росов (21 мар. 2022 г.) [3:27:12]

Авиационное дело — одно из уголовных дел послевоенного периода, имевших политический характер и последствия, в ходе которого расследовалось плохое качество советской военной авиатехники и поставка её в войска.

В результате расследования весной 1946 года были арестованы и затем осуждены к разным срокам наказания (от 2 до 7 лет) руководители авиационной промышленности и командование ВВС СССР, а также временно отстранён от высших постов куратор авиационной промышленности в президиуме ЦК ВКП (б) Георгий Маленков[1].

Предпосылки[править]

К концу войны сложилось отставание в авиационной промышленности от стран Запада: «в первое мирное лето были обнаружены серьёзные недостатки в авиационной промышленности. Все отечественные самолёты, принятые на вооружение, относились к довоенным разработкам, и полностью исчерпали свои возможности. Общее состояние научно-технического задела в авиационной технике в СССР к 1945 году характеризовалось как неудовлетворительное… Руководство ВВС и Наркомата авиапромышленности не смогло обеспечить научные и опытно-конструкторские работы на уровне, необходимом для послевоенного перевооружения ВВС на реактивную технику»[2].

Из-за практики протаскивания на вооружение самолётов и моторов с большим браком и конструктивно-производственными недоделками, с 1942 г. по февраль 1946 г. в ВВС произошло более 45 тысяч невыходов самолётов на боевые задания, 756 аварий и 305 катастроф, вызвавших небоевую гибель лётчиков[3].

Надо сказать, что о недостатках новых самолётов было известно и ранее. Заместитель наркома авиационной промышленности А. С. Яковлев стремился побыстрее запустить свой истребитель Як-9 в производство крупной серией и поставить его в строевые части, поэтому сразу после заводских испытаний образца в 1942 году самолет начал поступать на фронт и доводился в процессе эксплуатации. Исключительно слабым местом был его мотор ВК-107А, конструктора В.Я.Климова[3].

В августе 1945 г. было принято постановление «О самолете Як-9 с мотором ВК-107 А», в этом документе был объявлен выговор главкому ВВС маршалу А. А. Новикову за ненадлежащий контроль качества поступающих в войска машин[3].

6 сентября 1945 года сын И. В. Сталина, В. И. Сталин, и заместитель наркома авиационной промышленности, конструктор А. С. Яковлев направили письмо И.В. Сталину, в котором сообщили о высокой аварийности новых самолётов и о том, что в авиационных строевых частях «бьётся много лётчиков»[1]. Это заявление основывалось на личном опыте Василия Иосифовича: в 286-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал Василий Сталин в последний год войны, за первый послевоенный год было произведено 1833 ремонта авиамоторов, 112 аварийных ремонтов истребителей и 4439 мелких (на 120-140 самолетов)[4]. Если в военное время небоевые потери ещё как-то можно было ретушировать, то в мирное время гибель пилотов была совершенно недопустимой, считал В.И.Сталин[4].

А. С. Яковлев выразил «серьёзную тревогу» по поводу отставания СССР от США в развитии реактивной и дальней авиации, обвинив в этом главу Наркомата авиапромышленности (НКАП) А. И. Шахурина.

Расследование[править]

14 декабря 1945 года в Чите был арестован маршал авиации С. А. Худяков и доставлен в Москву, где ему было предъявлено обвинение по статье 58-1"б" УК РСФСР (измена Родине). А.И. Шахурин отстранён от должности в январе 1946 года[1].

Сталин поручил расследовать дело по авиапрому начальнику Главного управления контрразведки «Смерш» Наркомата обороны СССР В. С. Абакумову[5].

В марте 1946 года работу главкома ВВС А.А. Новикова изучала государственная экспертная комиссия, которая по итогу отстранила его от должности. В состав комиссии вошли заместитель министра Вооруженных Сил СССР, маршал Н.А. Булганин, секретарь ЦК ВКП (б) Г. М. Маленков, главнокомандующий сухопутными войсками и заместитель министра Вооруженных Сил СССР маршал Г. К. Жуков, начальник Генерального штаба, первый заместитель министра Вооруженных Сил СССР маршал А. М. Василевский, заместитель начальника Генерального штаба, генерал армии С. М. Штеменко, начальник Главного политического управления Вооруженных Сил СССР генерал-полковник И. В. Шикин и 3 маршала авиации — С. И. Руденко, К. А. Вершинин и В. А. Судец.

Постановлением СНК СССР от 16 марта 1946 г. А.А. Новиков был снят с должности командующего ВВС как не справившийся с работой[4].

В начале апреля 1946 года были арестованы нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин, командующий ВВС А. А. Новиков, заместитель командующего — главный инженер ВВС А. К. Репин, член Военного Совета ВВС Н. С. Шиманов, начальник ГУ заказов ВВС Н. П. Селезнёв и заведующие Отделами Управления Кадров ЦК ВКП(б) А. В. Будников и Г. М. Григорьян[1]. В нарушение законодательства, санкция прокурора на их арест была получена только через 17 суток после фактического ареста этих лиц[нет источника].

В мае 1946 года по результатам опроса всех членов ЦК Г.М. Маленков был выведен из состава Секретариата ЦК и заменён главой организационно-инструкторского отдела Н.С. Патоличевым[1].

Главными обвинениями в судебном процессе «дела авиаторов» были выпуск, приемка и направление в боевые части самолетов, имеющих дефекты. Маршал А. А. Новиков это признавал в письме И. В. Сталину: «Помимо того, что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов, выпускавшихся авиационной промышленностью, я как командующий военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам, но этого я не делал, скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС, что многие занимались своим личным благополучием больше, чем государственным делом, что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе...»[3].

Бывший член Военного совета ВВС Н. С. Шиманов на следствии показал, что на войну было списано 5000 бракованных самолетов: «Шахурин создавал видимость, что авиационная промышленность выполняет производственную программу, и получал за это награды. Вместо того, чтобы доложить народному комиссару обороны, что самолеты разваливаются в воздухе, мы сидели на совещаниях и писали графики устранения дефектов на самолетах. Новиков и Репин преследовали лиц, которые сигнализировали о том, что в армию поступают негодные самолеты. Так, например, пострадал полковник Кац»[4].

Применяя незаконные методы, следователи завершили дело менее чем за месяц:

Из показаний Репина А. К.: «С первого дня ареста мне систематически не давали спать. Днём и ночью я находился на допросах и возвращался в камеру в 6 часов утра, когда в камерах был подъём. <…> После 2-3 дней такого режима я засыпал стоя и сидя, но меня тотчас же будили. Лишённый сна, я через несколько дней был доведён до такого состояния, что был готов на какие угодно показания, лишь бы кончились мучения»[6].

Расследованием дела руководил назначенный на пост 7 мая 1946 года вместо В. Н. Меркулова министр государственной безопасности СССР В. С. Абакумов, основными исполнителями были сотрудники МГБ СССР Броверман Я. М., Лихачёв М. Т., Леонов А. Г., Комаров В. И., следователи Кулешов и Герасимов. После осуждения Абакумова все они также были осуждены, в том числе Лихачёв, Леонов и Комаров — к высшей мере наказания (расстрел).[7]

Рассмотрение дел[править]

8 мая 1946 года дело поступило в Военную коллегию и было назначено к слушанию 10 мая «в закрытом заседании без участия обвинения, защиты и без вызова свидетелей».

Уже 11 мая Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством генерал-полковника юстиции В. В. Ульриха в закрытом судебном заседании признала арестованных виновными в том, что «подсудимые протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолёты и моторы крупными партиями и по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели лётчиков», и приговорила Шахурина — к семи годам тюремного заключения, Репина — к шести годам, Новикова — к пяти годам, Шиманова — к четырём годам, Селезнёва — к трём годам, Будникова и Григорьяна — к двум годам каждого. Судом были также возбуждены ходатайства о лишении осуждённых воинских званий и наград. В ходе судебного разбирательства подсудимые свою вину признали полностью.

В. Ульрих в 21 час. 15 мин., сразу после оглашения приговора, направил копию приговора с пометками «Весьма срочно», «Сов. Секретно» «для доклада генералиссимусу товарищу Сталину Иосифу Виссарионовичу»[8].

18 апреля 1950 года Худяков был осужден к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества, и в тот же день расстрелян[9]. Прах захоронен в общей могиле на Донском кладбище.

Реабилитация[править]

Документы на реабилитацию Шахурина, Новикова и других участников этого дела были подготовлены, подписаны и направлены в ЦК Л. Берией 26 мая и 6 июня 1953 года.

29 мая 1953 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР дела осуждённых были пересмотрены, и все приговоры отменены. Все осуждённые реабилитированы, а их дела прекращены.

12 июня 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС было решено восстановить всех бывших арестованных по «авиационному делу» в КПСС, в наградах и в воинских званиях. В 1954 году был реабилитирован С. А. Худяков[9].

Последующие трактовки[править]

Реабилитированный маршал А.А. Новиков поменял свою позицию и начал обвинять в своих бедах Василия Сталина, который не дал замять проблемы в ВВС: «Делу о приемке плохих самолетов был дан ход, принявший обычный путь объяснений, разъяснений, обещаний исправить и т. д. Но хитрый, рвущийся к власти Васька хотел выдвинуться…»[4] Это обвинение не отвечает реальности, на что обратил внимание и сам Василий Сталин в письме из тюрьмы в ЦК КПСС: «Мне неизвестно, какие обвинения предъявлены Новикову при снятии его с должности главкома ВВС, т.к. я был в это время в Германии. Но если на снятие и арест Новикова повлиял мой доклад отцу о технике нашей (Як-9 с мотором М-107) и о технике немецкой, то Новиков сам в этом виноват. Он все это знал раньше меня. Ведь доложить об этом было его обязанностью как главкома ВВС, тогда как я случайно заговорил на эти темы. Ведь было бы правильно и хорошо для Новикова, когда я рассказывал отцу о немецкой технике, если бы отец сказал: «Мы знаем это. Новиков докладывал». А получилось все наоборот. Я получился первым докладчиком о немецкой технике, а Новиков, хотел я этого или нет, умалчивателем или незнайкой. В чем же моя вина? Ведь я сказал правду, ту, которую знал о немецкой технике. Значимость решения, принятого ЦК и правительством, о перевооружении ВВС на реактивную технику и вывозе специалистов из Германии, огромна. А в том, что не Новиков оказался зачинателем этого реактивного переворота в нашей авиации, а ЦК и Совет Министров, только сам Новиков и виноват. И по штату и по осведомленности Новиков обязан был быть инициатором этого переворота и главой его по линии ВВС...»[4].

Впоследствии Новиков утверждал, что его арест был связан с готовящимся следствием по «трофейному делу» маршала Жукова. Он дал на маршала показания, утверждая, что Георгий Константинович готовил в стране военный переворот[1].

Позднее Новиков записал[10][11]: «Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом… Я был орудием в их руках для того, чтобы скомпрометировать некоторых видных деятелей Советского государства путём создания ложных показаний. Это мне стало ясно гораздо позднее. Вопросы о состоянии ВВС были только ширмой…»

Политическая подоплёка[править]

Расследование авиационного дела способствовало временному отстранению от вершины власти Г.М. Маленкова и выдвижению ленинградца А.А. Кузнецова на ведущие позиции в секретариате ЦК. Поскольку Кузнецов курировал силовые структуры, его выдвижение, да ещё в тандеме с облечённым доверием И.Ф. Сталина министром госбезопасности Виктором Абакумовым, ослабило позиции Л.П. Берии[1][12]. Усилилась борьба между Кузнецовым и А.А. Ждановым, равно претендовавшими на пост второго человека в партии[1].

Арест и осуждение фигурантов авиационного дела отвело карающий меч правосудия от куратора авиапрома Г. М. Маленкова. Благодаря заступничеству Берии дело в отношении него спустили на тормозах: Маленков всего лишь был выведен из состава Секретариата ЦК ВКП(б) за то, что не сигнализировал в партийные и государственные органы СССР о недостатках в авиационной промышленности. В 1953 г., реабилитируя Шахурина, Новикова и других, Маленков полностью видоизменил это дело. С помощью своего ставленника в органах МГБ — нового министра С. Д. Игнатьева — он выставил всю эту группу осуждённых и самого себя как невинно пострадавших. Абакумов был представлен как фальсификатор следствия по этому делу и впоследствии, после трёхкратного изменения предъявленных ему обвинений, расстрелян[5].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Спицын, Евгений Юрьевич Глава 2. На Олимпе власти. Часть 2. Расклад сил и группировок в верхних эшелонах власти в 1945-47 гг. // Осень патриарха. 1945-1953 годы. — Москва: Концептуал. — С. 99-104. — 528 с. — ISBN 978-5-907172-53-1.
  2. Радиолокационная трёхлетка. Архивировано из первоисточника 22 апреля 2009.[недоступная ссылка] Проверено 9 апреля 2012.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Судебный процесс. Дело авиаторов. Авиа Про (2014-05-08).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Дроздов, Сергей Борисович Василий Сталин-сын, ответивший за отца. Проза.ру (2010).
  5. 5,0 5,1 Мозохин Олег Борисович ТРИ СЦЕНАРИЯ СЛЕДСТВИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛУ МИНИСТРА МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР В. С. АБАКУМОВА // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2021. — № 3 (59).
  6. Косенко И. Н. Тайна «авиационного дела». // Военно-исторический журнал. — 1994. — № 6, 8.
  7. Косенко И. Н. Тайна «авиационного дела». // Военно-исторический журнал. — 1994. — № 8. — С.57-59.
  8. Звягинцев В. Е. Трибунал для героев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — ISBN 5-94849-643-0
  9. 9,0 9,1 Соколов, 2011, с. 11
  10. Карпов В. В. Маршал Жуков: Опала. — М.: Вече, 1994. — ISBN 5-7141-0243-6
  11. Вайс Александр. «Авиационное» дело. АиФ Долгожитель, выпуск 08 (92) от 21 апреля 2006 г.
  12. Жуков, Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1953 годах. // Вопросы истории. – 1995. – №1. – С.23-39.

Ссылки[править]

JStalin Secretary general CCCP 1942 flipped 2.jpg
Репрессии

ГУЛаг • Уголовная акция НКВД в период Большого террора • «Особый порядок» • Раскулачивание • Назинская трагедия • Кировский поток • Большой террор (в МНР • в ТНР) • Список Берии-Вышинского • Сталинские расстрельные списки  • Чистка партийных рядов • Репрессии по «национальным линиям» 1937—1938 • Репрессии в РККА 1937—1938 • Чистка внутри НКВД 1937—1938 • Репрессии в РККА в 1941 году • Расстрелы заключённых НКВД и НКГБ в 1941 • Депортации народов в СССР • Катынский расстрел • Августовская облава • Депортация калининградских немцев • Операция «Запад» • Операция «Весна» • Операция «Юг» • Операция «Прибой» • Операция «Север» • Операция «Осень» • Использование психиатрии в политических целях в СССР в 1920—50-х годах • Репрессии против альпинистов и туристов • Репрессии против деятелей науки и техники • Миша Шамонин • Репрессии в советской разведке • Бериевские амнистии

Идеологические
кампании
Дела

Алашское дело • Шахтинское дело • Дело ДмитрЛАГа • Дело Промпартии • Дело Трудовой крестьянской партии • Дело «Союза освобождения Украины» • Дело «Союза освобождения Белоруссии» • Дело «Весна» • Академическое дело • Дело славистов • Дело УФТИ • «Заговоры военных» (Дело «Клубок» («Кремлёвское»), Дело Тухачевского)  • Пулковское дело • Дело ГАКПШПО • Дело Николая Вавилова • Авиационное дело • Ленинградское дело • Дело врачей • Дело геологов • Дело ЕАК • Дело ЗИС • Союз борьбы за дело революции • Дело КМК • Дело о сионистском заговоре в МГБ • Мингрельское дело • Биробиджанское дело

Процессы
В культуре и искусстве

Сталин, Иосиф Виссарионович  |  Категория:Иосиф Сталин  |  Портал:СССР

Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Авиационное дело», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».