Первый московский процесс
1-й Московский процесс («Процесс антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра») — 1-й крупный московский сталинский процесс над группой бывших руководителей партии из числа оппозиции.
Общие сведения[править]
Следствие велось с 5 января по 10 августа 1936 года под руководством наркома НКВД СССР Г. Г. Ягоды и по партийной линии секретаря ЦК ВКП(б) Н. И. Ежова, видными чекистами, в частности первым замом Ягоды Я. С. Аграновым и заместителем начальника СПО НКВД СССР Г. С. Люшковым, а также начальником Секретно-политического отдела НКВД СССР Г. А. Молчановым. Следствием утверждалось, что после убийства С. М. Кирова, органами НКВД СССР вскрыт ряд террористических групп троцкистов и зиновьевцев в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Горьком и других крупных городах.
Предлогом стало уничтожение Кирова (как верно указал Л.Д. Троцкий, истинным убийцей Кирова был сам Сталин: «ответственность за убийство Кирова несет Сталин»[1]). Как показывает чекист А. Орлов, дело был сфальсифицировано[2]. Подлинные обстоятельства убийства Кирова в Смольном 1 декабря 1934 года членом ВКП(б) Л. В. Николаевым до сих пор не выяснены по причине тщательного запутывания фактов и ложного расследования убийства по требованию Сталина, а также повального уничтожения участников, свидетелей и очевидцев (в 1937 — 1940 гг. были расстреляны не только почти все руководящие сотрудники Кирова в Смольном, но весь руководящий состав Ленинградского УНКВД во главе с Ф. Д. Медведем и И. В. Запорожцем; к началу процесса реабилитации 1955 - 1959 гг. в живых остались единицы вроде М. В. Рослякова и Ф. Т. Фомина).
Троцкисты якобы намеревались ликвидировать Сталина и его приспешников[3], руководствуясь соответствующими директивами вождя Л.Д. Троцкого[4]:
Годами плелась сеть провокаций, диверсий, шпионажа и подготовки убийств. Смерть любимого народом трибуна, пламенного борца за дело Ленина-Сталина, обаятельного человека Сергея Мироновича Кирова — дело этих трижды презренных убийц. Нет преступлений, которые бы не числились в признаниях Зиновьева, Каменева, Евдокимова, Смирнова И., Бакаева и прочих убийц. И все они неразрывно связаны с именем главного преступника и вдохновителя всех этих злодеяний, с именем и делами Иуды Троцкого. Это он — Троцкий объединил убийц в троцкистско-зиновьевский центр для осуществления террора против великих вождей коммунизма. Это он — Троцкий совместно с германской тайной фашистской полицией (Гестапо) плел шпионскую диверсионную сеть на важнейших участках народного хозяйства и обороны социалистической страны. Это он — Троцкий провоцировал войну против Советского Союза, мечтая захватить власть в свои руки. Презренный Иуда заклеймен судом истории, как подлый предатель и главарь убийц[5].
Сталину необходимо было не только списать на троцкистов-зиновьевцев убийство Кирова, и очернить вождей революции Л.Д. Троцкого, Г. Зиновьева и Л. Каменева, но и запугать при помощи террора население СССР, страдавшего от созданного его, Сталина, политикой голода и нищеты.
Происходил процесс с 19 по 24 августа 1936 года в Москве, — проводился Военной коллегией Верховного суда СССР (председатель — В. В. Ульрих, прокурор — А. Я. Вышинский).
Вышинский закончил обвинительную речь на процессе обращением к суду: «взбесившихся собак я требую расстрелять — всех до одного».
Обвиняемые[править]
В одну группу входили участники «объединённой оппозиции»:
- Зиновьев, Григорий Евсеевич
- Каменев, Лев Борисович
- Смирнов, Иван Никитович
- Евдокимов, Григорий Еремеевич
- Бакаев, Иван Петрович
- Мрачковский, Сергей Витальевич
- Тер-Ваганян, Вагаршак Арутюнович
- Дрейцер, Ефим Александрович
- Рейнгольд, Исаак Исаевич
- Пикель, Ричард Витольдович
- Гольцман, Эдуард Соломонович
Данная группа обвинялись в том, что «в соответствии с директивой Л. Д. Троцкого организовали объединённый троцкистско-зиновьевский террористический центр для совершения убийства руководителей ВКП(б) и Советского правительства; осуществили уничтожение Кирова; создали ряд террористических групп, готовивших устранение Сталина, К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Л. М. Кагановича, Г. К. Орджоникидзе, С. В. Косиора и П. П. Постышева» (через два года двое последних сами были арестованы и обвинены в подготовках актах террора против первых).
В другую группу входили 5 бывших членов Компартии Германии, т н «эмиссары Троцкого»:
- Илья-Давид Израилевич Круглянский
- Валентин Павлович Ольберг
- Конон Борисович Берман-Юрин
- Александр Эмель
- Натан Лазаревич Лурье
Они обвинялись в том, что, будучи якобы засланными в СССР членами подпольной троцкистско-зиновьевской террористической организации, готовили уничтожение «руководителей Партии и Правительства».
Из 16 подсудимых процесса — 10 были евреями.
Итог[править]
Все подсудимые были признаны виновными. 24 августа ВКВС СССР они были осуждены к ВМН и уже в ночь на 25 августа расстреляны комендантом ВКВС СССР капитаном И. Г. Игнатьевым. Место захоронения — «могила невостребованных прахов» № 1 крематория Донского кладбища.
Материалы процесса послужили основанием для последующего развертывания широкомасштабных политических репрессий в рамках т н. «удара по правотроцкистскому подполью в СССР», арестов и расстрелов не только граждан, разделявших взгляды партийной оппозиции в 20е годы в СССР, но и тех, кто так обозначался органами НКВД СССР в ходе арестов и следствия (Большой террор в СССР).
13 июня 1988 года пленум Верховного суда СССР отменил данный приговор, реабилитировав посмертно всех осужденных за отсутствием состава преступления. Все осужденные, кроме Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева, были посмертно восстановлены в рядах КПСС.
Источники[править]
- ↑ ДЕЛО ЗИНОВЬЕВА, КАМЕНЕВА И ДР.
- ↑ ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ СТАЛИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
- ↑ Закрытое письмо ЦК ВКП(б): О террористической деятельности троцкистско-зиновьевского контрреволюционного блока
- ↑ Дело троцкистско-зиновьевского террористического центра
- ↑ УСИЛИТЬ РЕВОЛЮЦИОННУЮ БДИТЕЛЬНОСТЬ! // «Вестник Академии наук СССР». 1936. № 8—9. С. 1—6.