Зиновьев в Гражданской войне

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Большевики пишут ответ Керзону». «Красный перец», 1923, № 6, с.7. Изображены: Будённый, Рыков, С. Каменев, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Л.Каменев, Чичерин, Троцкий, Раковский, Демьян Бедный, Литвинов, Сталин, Зиновьев с саблей.
Вожди Григорий Зиновьев и Лев Троцкий. Петроград, 1919 год.
Тов. Зиновьев в кабинете, 1918 год.
Поездка Г. Е. Зиновьева на Уральский фронт, октябрь 1918 года.

Зиновьев в Гражданской войне — роль Григория Зиновьева в Революции и Гражданской войне. Г.Е. Зиновьев в годы Гражданской войны был главой Петрограда, в этот период город неоднократно оказывался в эпицентре военных действий: в феврале 1918 года, весной и осенью 1919 года[1]. .Зиновьев использовал свой авторитет для решения экономических проблем, стоявших перед регионом (получение льгот в снабжении Петрограда продовольствием, топливом, денежными субсидиями в период Гражданской войны)[2].

На протяжении Гражданской войны Зиновьев занимал посты председателя Петросовета, председателя Совнаркома Петроградской трудовой коммуны, председателя Совнаркома Союза коммун Северной области, председателя Комитета революционной обороны Петрограда, члена Реввоенсовета 7-й армии.

Ход событий[править]

1917[править]

10 октября 1917 года на заседании ЦК Зиновьев и Лев Борисович Каменев голосовали против резолюции о вооруженном восстании[3]. 16 (29) октября В.И. Ленину пришлось снова продавливать решение о восстании на расширенном заседании ЦК с участием партийного актива. Из 25 человек курс на восстание получил 19 голосов, но из них все еще только 10 членов ЦК. Каменев разгорячился и подал в отставку из ЦК. Каменев и Зиновьев в основном солидаризировались с тактикой Л.Д. Троцкого — приурочить взятие власти к съезду Советов.

1918[править]

После срыва переговоров в Брест-Литовске в феврале 1918 года. Петроград оказался под угрозой. С целью организации его защиты 21 февраля 1918 года был образован Комитет революционной обороны Петрограда. Одним из членов его бюро стал и Зиновьев.

В феврале — начале марта 1918 года Зиновьев решал различные вопросы, в частности, был занят борьбой с левыми коммунистами, выступавшими против подписания унизительного для Советской России мира с Германией. Как только в Смольном стало известно о декларации Л.Д. Троцкого, Зиновьев подготовил заявление для прессы, в котором говорилось: «Центральным державам на русском фронте не удастся наступать, ибо этого не пожелают трудовые массы». На следующий день 29 января 1918 года на заседании Петроградского Совета Зиновьев внёс проект резолюции, одобрявшей российскую позицию в Брест-Литовске и призывавшей рабочих Германии, Австрии, Болгарии и Турции помешать империалистическим державам учинить насилие над народами Польши, Литвы и Курляндии.

18 февраля 1918 года германская армия перешла в наступление. В считанные часы были захвачены Двинск и Минск, после чего немцы широким фронтом двинулись к Петрограду.

В этой обстановке на пленарном заседании Петроградского Совета в ночь с 21 на 22 февраля 1918 года Зиновьев призывал собравшихся заключить мир с Германией любой ценой, солидаризируясь с В.И. Лениным.

Зиновьев не забывал полностью и о Комитете революционной обороны Петрограда. Занимаясь в основном решением глобальных проблем, стоявших перед страной, он уделял внимание решению и частных вопросов. Так, одной из его функций было выделение денежных средств на оборонительные работы. Когда на проведение окопных работ в конце февраля 1918 года было решено выделить 150 тысяч рублей понадобилось прямое участие Зиновьева.

1 сентября 1918 года за подписью Зиновьева вышел приказ, предусматривавший повышение жалования гвардейцам охраны Петрограда и снабжение их обмундированием и обовью «по казенным расценкам».

После подписания Брестского мира угроза для Петрограда была ликвидирована.

20 октября 1918 года Зиновьев председательствовал на заседании Петроградского Совета, в ходе которого «вождь Красной Армии тов. Троцкий сделал яркий и обстоятельный доклад о положении на всех фронтах борьбы с ордами белогвардейцев и контрреволюционеров разнообразных мастей». Спустя несколько дней Петроград, исполняя принятую на заседании резолюцию, направил на Южный фронт 200 коммунистов. Сам Зиновьев в последней декаде октября 1918 года совершил поездку на Уральский фронт, везя с собой «от Петроградского совета 1.600 пудов различных подарков, и выступил, в общей сложности, «не менее, чем перед 100.000 рабочих, красноармейцев и железнодорожников»[4].

1919[править]

Но в январе — начале февраля 1919 года возникла опасность наступления белогвардейцев на Петроград.

14 января 1919 года Петросовет под председательством Зиновьева принял решение об образовании Комитета рабочей обороны Северной области, председателем которого стал сам Зиновьев. Ожидая наступления врага, комитет предпринимал попытки ускорить подготовку города к обороне. Также, при участии Зиновьева осуществлялась мобилизация сил в целях укрепления 7-й армии.

Два месяца спустя Петроград оказался под угрозой захвата противником. Зиновьев стремился воодушевить население города на его оборону. Параллельно Зиновьев старался привлечь внимание «центра» к проблемам города. Зиновьев н отдал приказ об эвакуации крупнейших заводов Петрограда и сосредоточении боевых кораблей Балтийского флота в Морском канале для их затопления и заграждения морских подступов к городу. Реакция Москвы последовала незамедлительно. 17 мая 1919 года, чтобы предотвратить своеволие Зиновьева, в Петроград был направлен в качестве уполномоченного Совета Обороны Сталин.

В советской историографии действия Зиновьева на посту председателя Комитета рабочей обороны однозначно интерпретировались как «паникерские» или «предательские». В действительности же, Зиновьев ещё за два месяца до наступления белогвардейцев на Петроград, предвидя эту возможность, начал предпринимать меры к его обороне.

29 мая 1919 года со страниц «Петроградской правды» Зиновьев призывал советских и партийных работников организаций Петроградской, Новгородской, Тверской, Олонецкой, Северо-Двинской, Вологодской, Череповецкой и Витебской губерний:

Товарищи! - торопитесь. Дорог каждый час. Отложите в сторону другие работы. Надо спасти Петроград, во что бы то ни стало.

В своём обращении от 29 мая Зиновьев ссылался на воззвание ЦК РКП(б) от 22 мая 1919 года, которое в течение недели не дало реальных результатов. Совет Обороны недооценивал опасность, грозящую Петрограду. Например, в начале июня 1919 года зампредседателя РВС Республики Эфраим Склянский задержал продвижение дополнительных полков к Петрограду, считая, что положение города стабилизировалось. В ответ 10 июня Ленин писал ему: «1) Обязательно сейчас же назначить расследование, кто Вас ввел в заблуждение, уменьшая бедствие. Это ведь измена. Ведь действительно, Вы ... оказались виновны в проволочке!!»

После приезда Сталина в Петрограл значительная часть полномочий Зиновьева по его обороне перешла к нему. С конца мая 1919 года бо́льшая часть телеграмм, направленных Лениным в Петроград, адресовалась либо Сталину, либо Зиновьеву с пометкой «для Сталина».

В период боёв под Петроградом командующие частей и подразделений Красной армии систематически докладывали председателю Петросовета Зиновьеву о происходящем на фронтах. 24 мая П.А. Залуцкий докладывал Зиновьеву из Пскова о предательстве начдива Рита, оторванности частей 7-й армии и Эстонской Красной армии от штабов, об отсутствии руководства. 10 июня Зиновьеву и Сталину был направлен доклад военного комиссара штаба Бронеотдела Западного фронта Г. Зенкова о происходящих на вверенном ему участке событиях. Зиновьев неоднократно обращался к войскам, обороняющим Петроград. В 7-й армии была распространена листовка, подписанная сначала Зиновьевым и лишь затем Сталиным.

Тем не менее, между Зиновьевым и Сталиным не было вражды. Например, они всеми силами пытались не допустить перевода С.П. Нацаренуса, считавшегося ценным работником, из Петрограда в Украину, но потерпели в этом неудачу.

В мае — июне 1919 года Зиновьева и Сталина сплотила совместная работа по обеспечению 7-й армии необходимыми для ведения военных действий ресурсами в ущерб другим армиям Западного фронта, что вызвало критику в их адрес со стороны члена РВС Западного фронта А.И. Окулова. Сталин потребовал от Ленина отозвать Окулова. Но Ленин на первых порах встал на сторону последнего. Конфликт между Окуловым, с одной стороны, и Зиновьевым и Сталиным — с другой, разрастался, и Ленин вынужден был его отозвать.

Зиновьев и Сталин даже написали совместную работу: «Кто виноват в поражении на фронте?»[5].

К середине июня военная угроза Петрограду временно была снята.

Но в конце сентября — начале октября 1919 года Петроград вновь оказался под угрозой.

28 сентября 1919 года войска Юденича перешли в наступление. Военный комиссар 10-й стрелковой дивизии И.И. Лепсе по прямому проводу докладывал Зиновьеву о критическом положении на фронте.

Недооценил угрозу Ильич, который 14 октября отправил телеграмму Исполкому Петросовета: «Ясно, что наступление белых - маневр, чтобы отвлечь наш натиск на Юге. Отбейте врага ... Надо успеть их прогнать, чтобы вы могли опять оказывать свою помощь Югу».

Зиновьев же, напротив, ссылаясь на многократный перевес сил противника, требовал от центра подкрепления.

Для обеспечения обороны в город был послан Л.Д. Троцкий, который изобразил Зиновьева паникёром, а себя победителем:

В Петрограде я застал жесточайшую растерянность. Все ползло. Войска откатывались, рассыпаясь на части. Командный состав глядел на коммунистов, коммунисты на Зиновьева. Центром растерянности был Зиновьев. Свердлов говорил мне: "Зиновьев – это паника". А Свердлов знал людей. И действительно: в благоприятные периоды, когда, по выражению Ленина, "нечего было бояться", Зиновьев очень легко взбирался на седьмое небо. Когда же дела шли плохо, Зиновьев ложился обычно на диван, не в метафорическом, а в подлинном смысле, и вздыхал. Начиная с семнадцатого года, я мог убедиться, что средних настроений Зиновьев не знал: либо седьмое небо, либо диван. На этот раз я застал его на диване. Вокруг него были и мужественные люди, как Лашевич. Но и у них опустились руки. Это чувствовалось всеми и отражалось на всем. По телефону из Смольного я заказал себе автомобиль в военном гараже. Автомобиль не пришел в срок. По голосу нарядчика я почувствовал, что апатия, безнадежность, обреченность захватили и низы административного аппарата. Нужны были исключительные меры, ибо враг был уже у ворот. Как всегда в таких случаях, я опирался на команду моего поезда. На этих людей можно было надеяться в самых трудных условиях[6].

В середине октября 1919 года был разработан план: впустить неприятеля в город и там уничтожить. Имел ли Троцкий какое-либо отношение к его разработке неизвестно, хотя в советской историографии его авторство приписывалось Зиновьеву и Троцкому. Однако последний в своих воспоминаниях утверждал, что мысль сдачи Петрограда с подачи Зиновьева принадлежала Ленину; а сам он — Троцкий — напротив всегда настаивал на его обороне всеми силами. Вместе с тем неоспоримым является факт — именно Зиновьев со страниц «Петроградской правды» выступал с идеей впустить в город противника и там его уничтожить огнём батарей Кронштадта.

Прибывшее подкрепление войск РККА решило дело и Юденич был разбит.

В декабре 1919 года у Зиновьева снова сложилось впечатление, что белые готовят очередное наступление на Петроград. Не мешкая, он направил телеграмму в Политбюро ЦК с просьбой прислать подкрепление. Но на заседании Политбюро 20 декабря 1919 года было принято решение вместо войск послать в Петроград Троцкого, чтобы он на месте выяснил, действительно ли это необходимо («дабы без нужды не занимать транспорта, остро необходимые... для продовольственных перевозок»).

Армия Юденича была разбита, Троцкий вернулся в Москву. Его визит в Петроград имел далеко идущие последствия. Согласно утверждению Бориса Бажанова именно после этого события, когда Троцкий третировал Зиновьева, они стали врагами, что имело огромное значение в событиях уже после смерти Ленина.

За годы Гражданской войны Зиновьев закрепил за собой статус «вождя» в Петрограде[7].

Источники[править]

 
Зиновьев в Гражданской войне относится к Григорию Зиновьеву
Деятельность

Зиновьев в Гражданской войнеТроцкистско-зиновьевский блокТройка Зиновьев-Каменев-СталинЗиновьев при власти после смерти ЛенинаЗиновьев во главе КоминтернаПлатформа 4-хВосстание Троцкого 7 ноября 1927 годаПервый московский процесс

Материалы

Евреи в КировоградеЕвреи в Санкт-ПетербургеЛенин и Зиновьев в шалашеЛенинизм: введение в изучение ленинизмаСарра Наумовна РавичЗлата Ионовна ЛилинаСтефан Григорьевич РадомысльскийСамуил Маркович ЗаксИлья Ионович ИоновЗиновьевск

Соратник Зиновьева Каменев

Лев Борисович КаменевКаменев во главе страныКаменев во главе МосквыЗиновьев и КаменевКаменев и СталинКаменев в культуре и историографииОльга Давидовна КаменеваТатьяна Ивановна ГлебоваАлександр Львович Каменев