Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Диалоговая модель гештальт-терапии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Диалоговая модель гештальт-терапии — направление в современной гештальт-терапии, разработанное Игорем Погодиным. Оно предполагает некоторое количество инноваций по отношению к классической гештальт-терапии на уровне философии, теории и методологии психотерапии, а также особенностей психотерапевтической практики. Основными принципами этой школы являются постулирование децентрализации власти, принцип управляемого инициируемого кризиса, фундаментальный парадокс присутствия, релятивизм природы психической реальности и принцип примата первичного опыта. Наиболее фундаментальными основаниями методологии диалоговой модели гештальт-терапии являются: феноменология, диалогово-феноменологическая теория поля, а также диалогово-феноменологическая концепция контакта.

История возникновения диалоговой модели гештальт-терапии[править]

История развития диалогово-феноменологической психотерапии началась в 2005 году. Тогда появились первые публикации на эту тему и состоялись первые мастер-классы на конференциях, где И. Погодин пытался исследовать и демонстрировать особенности и ресурсы терапевтического контакта для целей психотерапии. В 2005 году появились первые работы И. Погодина, посвященные профессиональному проекту «Назад — к истокам гештальт-терапии!» Диалоговая модель гештальт-терапии представляла собой попытку вернуться к истокам теории и методологии гештальт-терапии. Появились идеи о природе психического, которые впоследствии легли в основу диалогово-феноменологической психотерапии. В частности, идея об аннигиляционной природе психических явлений. С 2009 года начинает выходить сериальное непериодическое издание «Диалоговая модель гештальт-терапии», которое представляет собой сборник отдельных статей, объединенных общей темой и направлением. 2011 год знаменует начало нового этапа в развитии диалогово-феноменологической психотерапии. Связан он с появлением наиболее инновационной и потому, перспективной частью методологии диалогово-феноменологической психотерапии. А именно — с концепцией первичного опыта. Это одна из самых непростых для понимания тем в психотерапии переживанием, которая, тем не менее, открыла для психотерапии до этого поистине огромные ресурсы и перспективы. В этот период модель во многом развивалась в мультидисциплинарном ключе на границе с естественнонаучным знанием — биологией, биофилософией, современной физикой, квантовой механикой, в частности, и пр. В 2012 году начинает свою жизнь новое издание «Диалогово-феноменологическая психотерапия: ресурсы первичного опыта». Выходит первый его том «Философские и естественно-научные основания терапии, фокусированной на первичном опыте», где концепция первичного опыта, уже существующая в модели с 2009 года, получает свое более детальное обоснование и развитие. В Киеве начинает работу специализированный проект «Совершенствование в диалогово-феноменологической психотерапии» В апреле 2013 года в Киеве состоялась первая конференция «Диалог, феноменология и присутствие в гештальт-терапии». Целью этого проекта стало объединение профессионалов, разделяющих в своей работе заявленные темой конференции ценности. В этом же 2013 году выходит 2 том «Диалогово-феноменологической психотерапии», где раскрываются две принципиально важные для развития модели темы — фундаментальный парадокс присутствия и диалогово-феноменологическая теория поля.

Основные теоретические положения[править]

Контакт (диалог) первичен по отношению к его участникам. Контакт двух людей не производен от их деятельности, а является ее источником. Не мы создаём контакт, а он формирует нас. Именно в нем коренится источник реальности, любой возможной его альтернативы, любого нашего состояния. Человек — это абстракция поля. Контакт — это проявление поля, его голос. Поле — это некая невидимая нами сущность, которая является нам в виде контакта. Актуальная форма контакта — одна из возможностей проявления поля. «Определённый-человек-в-определённом-контакте» — это проявленная возможность поля.

«Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы. Поскольку терапевт и клиент рождаются в контакте уже взаимоопределенными, то не стоит и пытаться разделить их вклады в контакт. Появившись в контакте, они уже участвуем в создании друг друга.

Выбор — это элементарный психический акт. Он безосновен по своей сути. Никакой предварительной оценки не бывает в том случае, если я выбираю. Важно развести два процесса — принятие решения и выбор. Если первый предполагает необходимость предварительной оценки альтернатив, то второй опирается лишь на свободу, которая заложена в его природе. Другими словами, я выбираю потому, что выбираю. Только в этот момент появляется место ответственности. Только в выборе я одинок и тотально ответственен.

Первичный опыт как основа реальности. Диалогово-феноменологическая психотерапия в самом своём методологическом фундаменте конфронтирует идею классической реальности. Она рассматривает время, пространство и личность как некие абстракции, которые формируют реальность, доступную для нашего понимания. Источником феноменологического поля (а реальность в диалогово-феноменологическом подходе рассматривается именно через это понятие) является первичный опыт. Он представляет собой некую совокупность возможностей любого состояния поля. Первичный опыт несводим ни к одному из состояний поля, но является источником любого из них.

Реальность феноменологична по своей сути. Динамика поля принципиально непредсказуема. Есть феноменологический мир переживания или феноменологический мир концепций, а мир объектов — его отражение. Фокус внимания диалогово-феноменологического психотерапевта приоритетно сдвигается в пользу переживания, поскольку именно оно является источником инноваций в поле, а следовательно, и трансформации реальности нашей жизни. Динамика поля, регулируемая переживанием, в отличие от тиражирования феноменов концепцией, принципиально непредсказуема.

Принцип децентрализации власти. Диалогово-феноменологическая психотерапия построена на методологии полевой децентрализации. Поле целостно в своей природе, его сегменты невозможно рассматривать как самостоятельные и независимые друг от друга. Психические феномены своим источником имеют не изолированную психику организма или окружающую среду как агент влияния, а пространство между ними — контакт. Иначе говоря, психика существует лишь в контакте. Более того, меня не существует в отрыве от моего клиента. Так же верно и обратное.

Концепция управляемого инициируемого кризиса. В рамках психотерапии переживанием фокусом переживания является возникновение и развитие кризиса. По сути психотерапия, опирающаяся на развитие осознавания, является процессом усложнения жизни человека. Что с неизбежностью рано или поздно приводит к возникновению и развитию психологического кризиса, главная цель которого — изменение жизни человека в сторону большей витальности и наполненности. И если возникновение такого кризиса вне психотерапии является обстоятельством, снижающим качество жизни, то управление этим кризисом внутри процесса переживания в рамках диалогово-феноменологической психотерапии способствует повышению качества Жизни человека.

Практика диалоговой модели гештальт-терапии[править]

Принципы построения интервенций в диалогово-феноменологической терапии:

  • примат мотива, лежащего в основе интервенции, над ее содержанием;
  • осознавание сопровождает интервенцию, а не предшествует ей;
  • основанием терапевтической интервенции является не отдельный феномен, а целостный контекст поля;
  • ответственность за интервенцию;
  • готовность терапевта переживать вместе с клиентом;
  • отказ от высокомерия, проявляющегося в убеждении о возможности изменить жизнь клиента. Возвращение власти полю и контакту.

Цели и задачи психотерапии, фокусированной на переживании[править]

Главной целью диалоговой модели гештальт-терапии является переживание, которое представляет собой перманентный процесс витализации феноменологического поля. Это некий поток, в котором каждому из феноменов поля присваивается статус витального. В некотором смысле это процесс «оживления» поля, и тем самым, жизни клиента. Наиболее важными задачами, которыми опосредуется достижение главной цели — переживания- являются: восстановление чувствительности человека, его способности осознавания, поддержка возможности свободного выбора и психологического присутствия. Ощущение себя Живым в результате психотерапии, а также возвращение «вкуса» к жизни являются критериями её эффективности. Быть Живым — это значит отдаться потоку переживания, ощутить свою соприродность полю и, как следствие, насытить свою жизнь витальностью и вкусом. У человека, как правило, при этом появляется ощущение, что он Живет, а не существует.

См. также[править]

Литература[править]

  • Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследованй, 2001. — 384 с.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. Пер. с англ. — М.: Смысл, 2000. — 358 с.
  • Погодин И. А. Диалоговая модель гештальт-терапии: сборник статей. В 2-х т. Т. 1: Философские и методологические основания диалоговой психотерапии. — Минск, 2009. — 105 с.
  • Погодин И. А. Диалоговая модель гештальт-терапии : сборник статей. В 5-ти т. Т. 5; кн. 1: Психотерапия переживанием. — Минск, 2009. — 117 с.

Ссылки[править]