Дизраэли
Общие сведения[править]
По мнению Бенджамина Дизраэли, представители этой фамилии эмигрировали в 1492 году из Испании сначала в Италию (в Венецию), а затем в Англию.
Дизраэли утверждал (неизвестно, искренне или нет), что является потомком еврейской аристократии:
«Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в храме Соломона».
Однако, следов Дизраэли в Венеции не обнаружено. Зато известно, что дед Бенджамина Дизраэли прибыл в Англию из Ченто, близ Феррары, в 1748 году. Его тоже звали Бенджамин Д’Израэли.
Историки полагают, что фамилия Дизраэли образована от Исраэли, что указывает на происхождение семьи из арабоязычной страны. Бенджамин Дизраэли, приехав в Англию, добавил к семейной фамилии начальную букву «Д» с апострофом, и за семьей утвердилась фамилия Д’Израэли.
Первый представитель этой семьи в Англии был Бенджамин Д’Израэли (родился в г. Венеция в 1730 году, умер в Лондоне в 1816 году), дед лорда Биконсфильда. По словам последнего, Бенджамин Дизраэли иммигрировал в Англию в 1759 году; сам Бенджамин Дизраэли говорит, что он переселился в Лондон в 1748 году, что их род жил с 1492 по 1748 годы (более 250 лет) в Венеции и что в Лондоне они породнились с Мендес-Фуртадо и Сейпрутами.
Судя по многим данным, богатый купец и промышленник Бенджамин Дизраэли, оставаясь убежденным и религиозным евреем и жертвуя значительные суммы на содержание синагоги, сам, однако, держался в стороне от еврейской общины и не принимал почти никакого участия в её жизни, за исключением лишь одного случая, когда он в 1782 году занимал должность смотрителя благотворительных училищ.
Этот Бенджамин Д’Израэли была женат на Сара дочери богатого купца из Сити, уроженца итальянского города Ливорно. Женитьба принесла ему солидные деньги в виде приданого и, что очень важно в деловой деятельности, устойчивый кредит. Он удачно действовал как биржевой маклер и оставил после своей кончины в 1816 году солидное по тем временам наследство в 35 тысяч фунтов стерлингов.
Но жена его Сара тяготилась еврейством, полагая что будучи христианкой она бы занимала бы видное положение среди высшей аристократической прослойки лондонского света. Братом Сары был архитектор Джордж Басеви.
В 1766 году у Бенджамина и Сары родился сын Исаак Дизраэли.
Исаак был женат на Марии из богатой семьи Басеви, имевшей родственные связи с некоторыми аристократическими фамилиями, происходившей из лондонской купеческой семьи итало-еврейского происхождения. Брак оказался счастливым, у них родилось пятеро детей: Сара («Са»; 1802–1859); Бенджамин («Бен» или «Диззи»; 1804–1881); Нафтали (р. 1807, умер в младенчестве); Рафаэль («Ральф»; 1809–1898); и Якобус («Джеймс» или «Джем»; 1813–1868). Дети были названы в соответствии с еврейскими обычаями, и все мальчики были обрезаны. Однако в религиозном отношении Исаак Д’Израэли, по-видимому, отказался от своих еврейских убеждений. В разгар восьмилетнего спора с синагогой Бевис-Маркс, по совету своей подруги, историка Шарон Тёрнер, все его дети были крещены в англиканской церкви в 1817 году. В 1833 году он опубликовал книгу «Гений иудаизма», содержащую суровый критический анализ современного иудаизма. Однако сам он крещения не принимал и никогда не выражал желания сменить иудаизм на христианство. Он присутствовал на церемонии открытия реформистской синагоги на Бертон-стрит в Лондоне.
Сара Дизраэли отличалась острым умом, о чем свидетельствуют ее многочисленные письма. Она стала тесно вовлечена в политическую и литературную карьеру Бенджамина Дизраэли. Они даже написали книгу вместе в 1834 году: год в Хартлбери или «Выборы».
Конингсби Дизраэли был членом Парламента.
В наше время известен Райан Дизраэли — американский бизнесмен, соучредитель и генеральный директор TeleSign[2]. Но является ли он родственником британского премьера не указано.