Дмитрий Степанович Никулочкин

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дмитрий Степанович Никулочкин (9 января 1925, хутор Орловский, Путятинский сельсовет, Софиевская волость, Каширинский уезд, Оренбургская губерния, РСФСР, СССР (ныне — Путятинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области России) — 26 февраля 1991, Ишимбай, БАССР, РСФСР, СССР) — советский нефтепереработчик, организатор производства, заслуженный рационализатор РСФСР (1971)[1][2][3][4][5]. Начальник установки комбинированного термического крекинга Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода[прим. 1] в 1965—1972 гг. и установки АТ-1 того же предприятия в 1972—1976-х гг.[2][3]

Автор свыше 85 рационализаторских предложений по модернизации и повышению эффективности переработки нефти[2][3][4][6], признанные наиболее ценными на ИНПЗ[7], экономический эффект которых по нынешним временам составляет миллионы рублей[3]. Является одним из самых известных работников ИНПЗ[8]. Участник Великой Отечественной и советско-японской войн[2][4]. Член КПСС.

Биография[править]

Детство и юность[править]

Родился 9 января 1925 года (по документам — 1926 года[прим. 2]) в крестьянской семье в хуторе Орловском Оренбургской губернии[2][3]. Корни отца, Степана Матвеевича Никулочкина из Орловской губернии, а матери, Агафьи Гавриловны Никулочкиной (Подосинкиной) — из Тамбовской губернии. Никулочкины были государственными крестьянами, вели сельское хозяйство. Переселившись в XIX веке из Орловской в Оренбургскую губернию с целью освоения новых земель, они основали хутор Орловский под городом Оренбургом[3].

В 1930 году отца Дмитрия и его младших брата и сестры репрессировали, арестовали и затем заключили в исправительно-трудовой лагерь НКВД на 5 лет[9]. Его отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала. Также подвергся репрессиям дедушка Дмитрия, Матвей Егорович Никулочкин[10], и другие родственники. Семья оказалась в разных регионах страны[прим. 3].

Степана Матвеевича досрочно освободили, и Никулочкины на протяжении нескольких лет переезжали из одного места в другое[3]. У них родились сын и две дочери (всего было шестеро детей, не считая умерших в младенчестве)[3]. В начале 1940-х годов переехали в город Ишимбай Башкирской АССР, поселившись на конном дворе в микрорайоне Перегонном. Дмитрий устроился слесарем в 4-й промысел НПУ «Ишимбайнефть»[2][3].

Военная деятельность[править]

6 июля 1944 года Ишимбайский горвоенкомат призвал Никулочкина на действительную военную службу. Приняв присягу 4 ноября того же года, Дмитрий стал курсантом лётной школы в городе Давлеканово[3], где в 1942 году образовалась авиабаза по подготовке к воздушной разведке — Военное авиационное училище разведчиков. В 1945 году из города Уральска туда передислоцировалась 22-я школа воздушных стрелков-радистов, которую окончил Никулочкин, получив звание старшего сержанта[3].

В июле 1945 года Никулочкина направили на Дальний Восток, где развернулись действия советско-японской войны[3]. Он прибыл в 110-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью, а затем его зачислили в 79-й бомбардировочный авиационный полк, состоял стрелком-радистом[3]. Полк принял непосредственное участие в войне, содействуя наземным частям 2-го Дальневосточного фронта и работая с сахалинских аэродромов «Зональное» и «Сокол». Бои проходили на материке, Южном Сахалине и Южных Курилах[прим. 4]. Никулочкин выполнил несколько боевых вылетов[6] на пикирующем бомбардировщике Пе-2, обстреливал обоз противника[3]. С земли также летели ответные удары, поэтому дважды совершал вынужденные прыжки с парашютом (всего он сделал 98 прыжков)[3].

После победы Советского Союза Д. С. Никулочкина удостоили медалью «За победу над Японией»[2], врученную ему командиром 79-го бомбардировочного авиационного полка Г. Д. Грудевым[3]. Однажды часть посетил Р. Я. Малиновский, во время смотра лётного состава маршал остановился перед Никулочкиным и обратил внимание на нагрудный значок, который подержал в своих руках[3].

Вскоре 79-й полк перебазировался на остров Итуруп (аэродром «Буревестник»), а в 1949-м вновь вернулся на «Сокол». Армия дала Дмитрию Степановичу хорошую физическую подготовку[3]. Он также имел неплохие творческие данные и принимал участие в художественной самодеятельности, участвовал в любительских спектаклях вместе с будущим известным актёром Кириллом Лавровым[3]. Военная служба завершилась в 1951 году[3].

Профессиональная деятельность[править]

После окончания службы в декабре 1951 года Д. С. Никулочкин устроился подручным газосварщика в цех № 1 Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода[2], однако работал непродолжительное время[3][6]. Творчество по-прежнему оставалось в его жизни, помимо актёрских данных он хорошо пел и плясал, в связи с чем в 1952 году ему предложили стать заведующим клубом ИНПЗ в микрорайоне Перегонном[3][6]. Через полгода он решил, что производство важнее, и осенью того же года вновь вернулся на ИНПЗ, устроившись помощником оператора[6] в цех № 3а[3].

В июле 1953 года стал оператором первичной гонки[2], с октября 1954-го числился в 3-м цехе, в октябре 1956-го назначен оператором установки комбинированного термического крекинга[2], в 1957-м — старшим оператором[2][3]. Именно на этой установке началась бурная рационализаторская деятельность Д. С. Никулочкина[3][6]. Он стремился улучшать технические и экономические показатели, совместно с коллегами вскоре увеличил суточную производительность установки[3][11].

Работа оператора тяжёлая, требует физической силы, находчивости и готовности ко всяким неожиданностям.
 — Д. С. Никулочкин[3][12]

В 1958 году Никулочкин являлся одним из активных авторов[13] наиболее ценных рационализаторских предложений, внедрение которых принесло большой экономический эффект на ИНПЗ[14]; его поставили в один ряд с коллегами, в совершенстве овладевшими техникой своего дела и хорошо ведущими технологический режим[3][15]. Коллектив его бригады отмечали как дружный[16]. В этот же период Д. С. Никулочкин работал в одной бригаде с помощником оператора Р. Юсуповым, совместно с ним разработал около 25 предложений и добился высоких показателей в улучшении производства[3][16][17].

В 1960 году Никулочкин повторил 7-й класс, с отличием окончив школу рабочей молодёжи и получив похвальную грамоту[18]; поступил в Ишимбайский вечерний нефтяной техникум на специальность «Технология нефти и газа», параллельно работая на ИНПЗ[3]. Его бригаду установки отмечали как одну из лучших, постоянно добивающуюся хороших показателей[3][19].

24 мая 1965 года Д. С. Никулочкина назначили начальником установки комбинированного термического крекинга[2][3][6]. Он с отличием окончил техникум[6][20], став техником-технологом[2][3]. Под его руководством на установке улучшилась технологическая дисциплина, сократилось число производственных неполадок[3][21]. Одновременно являлся парторгом в цехе № 3, ещё в период военной службы окончил школу партийного актива[3]. Никулочкина назвали одним из лучших рационализаторов ИНПЗ[22]. При содействии Никулочкина оказывалась поддержка школе № 5 — подшефному учреждению ИНПЗ[23].

Указом от 23 апреля 1971 года Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Д. С. Никулочкину звание заслуженного рационализатора РСФСР[1][2][3]. В те годы телевидение из города Уфы снимало материал об ИНПЗ, в котором рассказывалось о рационализаторской деятельности Никулочкина[3]. К тому времени у Дмитрия Степановича насчитывалось 85 собственных рационализаторских предложений[3][6].

В 1972 году установка термокрекинга преобразовалась в АТ-1[3]. Совместно с работниками завода Никулочкин был инициатором её перевода на режим первичной перегонки нефти[24]. Модернизация значительно повысила эффективность установки[24][25][26]. Было осуществлено прямое питание форсунок печей, что подняло производительность[3][27]. В 1975 году Д. С. Никулочкин совместно с коллегами завершил реконструкцию установки АТ-1[5][28].

Последние годы жизни[править]

В 1976 году Д. С. Никулочкин по выслуге лет ушёл на пенсию[3]. В 1983 году на базе ИНПЗ началось строительство комплекса по производству катализаторов, основанием для которого послужило решение Миннефтехимпрома СССР[3]. Нефтеперерабатывающие мощности демонтировались[7], 1 сентября 1990 года ИНПЗ преобразовался в Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов[3][7]. Рационализаторские разработки Д. С. Никулочкина были уничтожены[3].

Тяжёлая работа серьёзно отразилась на здоровье Д. С. Никулочкина: он стал инвалидом, несколько лет болел, перед смертью практически не видел и не ходил[3]. 26 февраля 1991 года он скончался от продолжительной болезни[3]. Его похоронили на центральном кладбище в городе Ишимбае.

Частная жизнь[править]

После армии Никулочкин помог родителям с жильём, которые поселились в собственном доме на Заводской улице, покинув конный двор[3].

В 1952 году в перегонновском клубе Д. С. Никулочкин познакомился со своей будущей женой — Зоей Фёдоровной Смоленковой[3], героем тыла[29]. Они прожили вместе почти сорок лет и воспитали двух дочерей[3]. У Дмитрия Степановича есть внук и внучка.

Никулочкин был хорошим рассказчиком, интересовался классической музыкой, географией, историей[3]. Увлекался шахматами, шашками, любил азбуку Морзе[3]. Стремился поделиться своими знаниями с другими[3]. Родственники и коллеги Дмитрия Степановича отмечали его особую любовь к чтению, он написал несколько сказов о своей родине[3].

Взять, к примеру, нашего Дмитрия Степановича. Сколько он читает! Сидит с книгой у себя дома по вечерам, а на другой день рассказывает нам о технических новостях. Слушаем. Иногда удивляюсь, откуда у человека такая страсть? Но, видимо, без этого ему неинтересно жить.
 — А. Ларичев (1973 год)[3][12]

Бывшие коллеги Никулочкина спустя десятилетия после его смерти вспоминали о нём как о хорошем человеке и семьянине[3].

Рационализация[править]

Рационализацию производства Д. С. Никулочкин начал в период работы в «Ишимбайнефти»[6], в первой половине 1940-х годов. Уже в то время у него имелись предложения по улучшению технологического процесса[6].

Расцвет бурной рационализаторской деятельности Никулочкина начался с момента ввода в эксплуатацию на ИНПЗ установки комбинированного термического крекинга, которая вырабатывала высокооктановый бензин и дизельное топливо[3][6]. Он начал стремиться к более эффективной работе установки. Д. С. Никулочкин совместно с К. С. Замесиным, П. В. Синёвым, В. С. Томилиным и другими коллегами произвёл работы по увеличению суточной производительности термокрекинга до 1970 т, впоследствии до 2500 т:

Энтузиазм и творческий подъём высококвалифицированных специалистов по крекингу: П. В. Синёва — начальника цеха, В. С. Томилина — начальника установки, К. С. Замесина, Д. С. Никулочкина — старших операторов и многих др. позволили успешно освоить работу и к 1956 г. увеличить суточную производительность комбинированной установки термического крекинга до 1970, а позже — до 2500 т[11].

В 1958 году Никулочкин рассматривал вопрос по экономии пара и проводил серьёзные беседы с коллективом своей бригады. За небольшое время все утечки пара устранили, расход которого за сутки снизился более чем на 100 тонн[30]. Он начал работать в одной бригаде с помощником оператора Р. Юсуповым, совместно с ним разработал около 25 предложений[3][16]. В основном они были связаны с ускорением ремонта аппаратуры[3][16]. Иногда совет по рационализации отклонял идеи, коллеги доказывали их целесообразность, после чего предложения воплощались в жизнь[3][16]. Внедрение новых технологий сократило время на удаление нефтепродуктов из колонны с 30—40 до 2-х часов, при экономном способе для полной очистки газопроводов больше не требовалась резка труб[3][16]. Эффективное использование тепла циркуляционного орошения колонны для подогрева нефти подняло производительность установки на 10—15 %; подключение одного вида продукции к другим, последовательная схема теплообмена позволили экономить 36 600 руб. в год[прим. 5][3][16]. К февралю 1959 года коллеги разработали около 20 предложений с экономическим эффектом 130 тыс. руб.[прим. 6][3][16]

В 1971 году у Д. С. Никулочкина насчитывалось 85 собственных рационализаторских предложений с условным экономическим эффектом 90 тыс. руб.[прим. 7][3][6] Журналист ишимбайской газеты «Восход» отмечал:

Внушительная цифра! Ежегодно в бюджет страны вливаются эти 90 тысяч, на которые можно создавать новые станки, оборудование, строить детские сады, школы, больницы...

Никулочкину удалось внедрить на установке метод двукратного испарения первичного блока на старой ректификационной колонне, по его решению были установлены новая печь и колонна[6]. Предложение о «перевязке» печи П-2 для увеличения нагрева нефти на установке термокрекинга дало экономию 10,7 тыс. руб., о регенерации тепла флегмы — 62 тыс. руб. в год[прим. 8][3][6]. Также имелось предложение о сокращении выбросов заводских отходов в атмосферу[3]. Дмитрий Степанович не хвалился своими достижениями, не считал количество предложений и был убеждён:

Все работают, все изобретают.
 — Д. С. Никулочкин[3][6]

В последующие годы Никулочкин стал одним из инициаторов модернизации установки термокрекинга и её перевода на режим первичной перегонки нефти[3][24]. В 1974 году Дмитрий Степанович совместно с работниками цеха № 3 — старшим механиком А. И. Кунавиным, начальником цеха В. С. Зеленцовым и его заместителем С. А. Окуньковым — полностью ликвидировал насосную товарно-сырьевого парка, и продукция стала напрямую поставляться в цех[3][25]. Это освободило семь насосов, экономия электроэнергии за полугодие на ИНПЗ составляла 138 кВт⋅ч[3][25]. Совместно с Р. К. Хазиповым рационализаторы осуществили прямое питание форсунок печей АТ-1 горячим мазутом. Нововведения сократили расход топлива, электроэнергии и высвободили оборудование[3]. Опыт перевода установок термокрекинга на схему первичной перегонки нефти отметили на всех нефтеперерабатывающих предприятиях Советского Союза[24].

В 1975 году завершилась реконструкция установки АТ-1, которую модернизировали с целью увеличения объёма переработки нефти. Над этим работали Д. С. Никулочкин, В. С. Зеленцов, С. А. Окуньков и другие[3][5][28]. Была установлена более мощная ректификационная колонна предварительного испарения, заменили насосы по перекачке нефти и мазута, нашлось применение ранее бездействовавшему оборудованию термокрекинга[5][26]. Производительность установки АТ-1 выросла на 72,7 %, эффект составил 66 420 руб.[прим. 9][3][26][5]

Объём переработки нефти в 1975 г. по сравнению с 1971 г. возрос на 32,9 %, производительность труда — на 46,5 %. Значительный объём проектно-конструкторских работ по реконструкции, модернизации установок завода выполнил конструкторский отдел завода в составе В. Ф. Гресева, Н. М. Захарова, К. Г. Галимова, Е. Д. Стрельникова, Л. Ф. Похлебаевой и др. Работа проводилась совместно с энтузиастами производства, ветеранами завода Д. С. Никулочкиным — начальником АТ-1, И. А. Климонтовым — начальником АТ-3, В. С. Зеленцовым — начальником цеха № 2, В. Н. Ярыгиным — зам. начальника цеха № 1, П. А. Козиным — механиком АТ-3, А. В. Котовым — старшим механиком цеха № 1, А. И. Видинеевым — начальником цеха № 7, А. П. Романовым, Л. В. Кострюковым, К. А. Ширчковым — мастерами цеха № 7 и др.[28]

Образование[править]

Звания и награды[править]

Д. С. Никулочкин удостоен следующих государственных наград:

Также награждён многими другими почётными грамотами.

Память[править]

Имя Д. С. Никулочкина увековечено на памятниках в городе Ишимбае, посвящённых участникам Великой Отечественной войны[3].

В 2006 году на территории школы № 5 в микрорайоне Перегонном (улица Жуковского) состоялось открытие стелы, посвящённой перегонновцам — участникам войны[32]. На одной из плит указано имя Дмитрия Степановича[3].

В 2015 году состоялось открытие обновлённого парка Победы, где была создана аллея с именами ишимбайцев, призванных на войну. На одной из стел также высечено имя Дмитрия Степановича[3]. Помимо этого Никулочкина помнит его семья и вспоминают многие коллеги по работе[3].

Примечания[править]

  1. Сокращённое название — ИНПЗ.
  2. При восстановлении документов чиновники ошибочно указали вместо 1925-го 1926-й год.
  3. Реабилитация Матвея Егоровича и Степана Матвеевича Никулочкиных произошла уже после их смерти, в 1989 году.
  4. В основном острова Итуруп, Кунашир и Шикотан.
  5. В рублях СССР, по ценам 1958 года.
  6. В рублях СССР, по ценам 1959 года.
  7. В рублях СССР, по ценам 1971 года.
  8. В рублях СССР, по ценам 1971 года.
  9. В рублях СССР, по ценам 1975 года.

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, с. 288
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 Ишимбайская энциклопедия, 2015, статья «Никулочкин Дмитрий Степанович»
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 3,33 3,34 3,35 3,36 3,37 3,38 3,39 3,40 3,41 3,42 3,43 3,44 3,45 3,46 3,47 3,48 3,49 3,50 3,51 3,52 3,53 3,54 3,55 3,56 3,57 3,58 3,59 3,60 3,61 3,62 3,63 3,64 3,65 3,66 3,67 3,68 3,69 3,70 3,71 3,72 3,73 3,74 3,75 3,76 3,77 3,78 3,79 3,80 3,81 3,82 3,83 3,84 3,85 Никулочкин, 2016, с. 6
  4. 4,0 4,1 4,2 Юбилейные даты в истории города и района, 2015, с. 3
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Бикметов, 1976, с. 2
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 6,18 Асабин, 1971, с. 2
  7. 7,0 7,1 7,2 Игнатьев, 2011, с. 2
  8. Ишимбайская энциклопедия, 2015, статья «Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод»
  9. Никулочкин Степан Матвеевич. Официальный сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Проверено 25 мая 2016.
  10. Никулочкин Матвей Егорович. Официальный сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Проверено 25 мая 2016.
  11. 11,0 11,1 Мовсумзаде, Савин, Телицкая, 1996, глава 3. Реконструкция пиролизного завода и создание единого нефтеперерабатывающего предприятия
  12. 12,0 12,1 Янбаева, 1973, с. 2
  13. Минишев, 1958, с. 3
  14. Мовсумзаде, Савин, Телицкая, 1996, глава 3. Реконструкция пиролизного завода и создание единого нефтеперерабатывающего предприятия
  15. Синёва, 1958, с. 2
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 16,7 Искатели, 1958, с. 3
  17. Гумеров, 1959, с. 3
  18. Оператор НПЗ, 1960, с. 2
  19. Ялаев, 1961, с. 1
  20. 20,0 20,1 Карамышев, 1970, с. 3
  21. Хисамутдинов, 1966, с. 2
  22. Архипов, 1966, с. 3
  23. Замесин Г. Н. Мой учитель // Подметки+ : газета. — Ишимбай: РИК «Аспект», 2017. — № 20. — С. 3. — ISSN 2220-8348.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 Окуньков, 1973, с. 2
  25. 25,0 25,1 25,2 Куркин, 1974, с. 3
  26. 26,0 26,1 26,2 Зеленцов, 1974, с. 1
  27. В борьбе за эффективность нефтепереработки, 1974, с. 2
  28. 28,0 28,1 28,2 Мовсумзаде, Савин, Телицкая, 1996, глава 3. Реконструкция пиролизного завода и создание единого нефтеперерабатывающего предприятия
  29. Илишев И. Г. [и др.] Герои тыла. Списки тружеников, награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». — Уфа: Китап, 2009. — Т. 9. — С. 336, 410. — 872 с. — 2500 экз. — ISBN 5-295-04895-1.
  30. Сысоев, 1958, с. 2
  31. Никулочкин Дмитрий Степанович. ОБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Проверено 25 мая 2016.
  32. Ермолюк С. Н. Это нужно живым // Восход : газета. — Ишимбай: 2006. — № 147. — С. 1.

Литература[править]

Нормативные документы[править]

  • О присвоении почётного звания заслуженного рационализатора РСФСР Баимбетову А. М. и Никулочкину Д. С. : ст. 342 : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1971 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — М. : Издание Верховного Совета РСФСР, 1971. — 29 апреля (№ 17 (655)). — С. 288.

Книги[править]

Газеты[править]

Ссылки[править]

  • Дмитрий Степанович Никулочкин. Официальный сайт общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России». Проверено 26 мая 2016.